[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2012 ТАМУЗ 5772 – 7(243)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

28 нисана 5729

<…> Наконец, последний вопрос твоего письма, который, по моему мнению, должен быть первым и самым главным: где тебе продолжать свое дальнейшее образование.

Не сомневаюсь, ты знаешь мое мнение по этому вопросу, я неоднократно его высказывал. Оно проистекает из убеждения, что учебное заведение, независимо как от своего характера, так и от намерений учеников, решает две задачи: помогает ученикам приобрести необходимые знания, а также влияет на их характер, мнения и убеждения ([если же речь идет о еврейском религиозном учебном заведении] — побуждает их также соблюдать заповеди). Безусловно, вторая задача учебного заведения является не менее, а возможно, и более важной, чем первая, — особенно в наше время, когда влияние окружающего мира, к сожалению, неблагоприятно, а домашнее влияние является далеко не таким эффективным, как прежде. Не будем обсуждать, как и почему сложилась нынешняя ситуация, достаточно знать, что она именно такова.

В свете сказанного мое мнение о твоей дальнейшей учебе таково: даже если ты останешься рядом с домом, под благотворным влиянием родителей и семьи, важно найти учебное заведение с высоким уровнем Торы и соблюдения заповедей. Насколько я знаю, в Англии достойным учебным заведением соответствующего уровня является семинария для девочек в Гейтсхеде.

Если ты собираешься продолжить учебу не в Англии, то я мог бы порекомендовать либо семинарию «Бейт Ривка» под Парижем, либо школу системы «Бейт Яаков»[1] в Иерусалиме или Бней-Браке. Прочие учебные заведения, перечисленные в твоем письме, на мой взгляд, совершенно тебе не подходят. <…>

<…> Я хотел бы добавить еще одно соображение, которое, на мой взгляд, является принципиальным. Мудрецы, благословенной памяти, подчеркивали, что еврейский народ подобен семье. Соответственно, частная жизнь каждого еврея, его профессиональный рост, выбор занятий, то, насколько он использует свой потенциал, не являются его частным делом, поскольку все это, в большей или меньшей степени, затрагивает всех членов семьи, весь еврейский народ в целом.

Если это было справедливо всегда, то тем более это верно в наши дни, особенно по отношению к еврейской молодежи и, прежде всего, по отношению к тем, кого, подобно тебе, Всевышний наделил талантом педагога, т.е. способностью влиять на других, учить и наставлять их, а также служить им примером для подражания. Воспитание ребенка можно уподобить воздействию на семя или саженец, когда даже самое незначительное позитивное влияние на раннем этапе может принести колоссальную пользу в будущем.

Зная твоих родителей и полученное тобой воспитание, я не думаю, что тебе нужно дополнительно объяснять все эти вещи.

Пусть Всевышний, чье милосердие распространяется на все творения, наставит тебя на верный путь и поможет тебе сделать правильный выбор.

Мне бы хотелось, чтобы в эти дни между Песахом, праздником освобождения, и Шавуот, праздником Дарования Торы, ты смогла избавиться от тревожных мыслей и в дальнейшем уверенно следовать путем Торы, называемой Торой Жизни, и день ото дня укрепляться в ее понимании и соблюдении заповедей. Ибо, хотя дарование Торы произошло 3300 лет назад, все евреи, и мужчины, и женщины, должны ценить и восхищаться ею, как будто получили ее только сегодня, и в любой жизненной ситуации обращаться к ней как к источнику жизненной силы и вдохновения. <…>

 

12 мархешвана 5722

<…> Я получил два Ваших последних письма. Дай Б-г, чтобы у Вас не было таких неприятностей в будущем, и, говоря словами молитвы А-Гомель[2], чтобы Он «воздал Вам добром».

Что касается основной темы Вашего письма, будто бы я Вас «упрекал», — думаю, не стоит напоминать, что мне не свойственно упрекать ради упрека. Однако когда я вижу, что человек может жить в соответствии с более высокими стандартами (как бы достойно ни выглядел его нынешний уровень), то я считаю, что пренебрег бы своим долгом, если бы промолчал.

В Вашем случае я вижу три области, в которых, при всем моем уважении, Вы могли бы делать гораздо больше: 1. Реализация собственных возможностей. 2. Влияние на мужа, чтобы он использовал свои способности в полной мере. 3. Ваша семейная жизнь, и в первую очередь воспитание Ваших детей.

Мне кажется, что в ходе нашей беседы мы подробно говорили о том, что Тору испокон веков называют Торой Жизни, поскольку она служит источником нашей жизненной силы и руководством в нашей повседневной жизни. Это особенно справедливо в наше время. Угроза еврейской жизни в свободных странах, и особенно в США, — это не угроза физического уничтожения, не дай Б-г, исходящая от очередного Гитлера или Эйхмана. Тем не менее нам грозит не меньшая опасность — опасность ассимиляции. Именно в силу того, что в этой стране нет открытых антагонизма и дискриминации, направленных против евреев, особенно в средних и низших классах (в высших классах сохранились предрассудки, сдерживающие ассимиляцию), опасность ассимиляции стала реальной как никогда. А в силу таких факторов, как всеобщее обязательное образование, общественное и экономическое давление, требующее соответствовать общепринятым стандартам, а также повсеместная безграмотность в сфере еврейских знаний, опасность ассимиляции многократно возрастает в каждом последующем поколении. Если эта тенденция сохранится, то кто знает, чем все это закончится для очень и очень многих евреев.

Поэтому долг каждого сознательного и неравнодушного еврея — делать все, что в его силах, чтобы противостоять ассимиляции, поскольку это вопрос жизни и смерти.

Совершенно очевидно, что эти усилия не должны быть направлены исключительно на работу со взрослыми, напротив, преимущественно должны быть сосредоточены на подрастающем поколении и в первую очередь на самых маленьких. Также нет нужды объяснять, что каждый, кого Провидение наделило даром влиять на других людей, обязан использовать этот дар в вышеозначенных целях.

Сейчас не время заниматься теоретическими исследованиями всех аспектов нынешней ситуации, отложив практическую работу до обработки результатов такого исследования. Когда в доме пожар, нет времени изучать законы горения и методы тушения огня — нужно делать все, что возможно, чтобы погасить пламя прежде, чем дом сгорит и, возможно, погибнут люди.

Следует помнить еще одну важную вещь. Жизнь можно воспринимать двояко: 1. Считать ее источником удовольствий — в этом случае все усилия должны быть направлены на то, чтобы получить от жизни максимум, и в любой ситуации следует искать путь наименьшего сопротивления. 2. Считать жизнь вызовом — и стараться сделать этот мир лучше, особенно если живешь в обществе, которое далеко от совершенства. В последнем случае все усилия будут направлены на достижение этой цели, даже если ради этого придется пожертвовать частью личного комфорта, если это потребует значительных физических и душевных усилий. В итоге именно этот подход приносит максимум пользы и чувство истинного удовлетворения.

<…> Вы также способны повлиять на Ваше ближайшее окружение, и прежде всего на родных. Вы можете сделать это непосредственно или опосредованно (это, возможно, даже лучше), подняв уровень своей личной, религиозной и духовной жизни.

<…> Теперь поговорим об атмосфере Вашего дома и особенно о воспитании Ваших детей — ведь Вы, несомненно, хотите, чтобы они выросли евреями, сознательно придерживающимися определенного уровня соблюдения заповедей. Этого можно достичь только в том случае, если дети начнут свое еврейское образование в достаточно юном возрасте, в такой обстановке и на таком уровне, чтобы даже в условиях возрастающего давления упомянутых сил они сохранили верность еврейству.

Я говорю это в связи с тем, что, как Вы сами пишете, Ваши дети учились в еврейской школе, но Вы забрали их оттуда и вместо этого наняли частных учителей. Думаю, нет нужды объяснять, что образование не сводится к приобретению определенных знаний и сведений о еврейской жизни, — необходимо, чтобы ребенок погрузился в нее, чтобы он находился в атмосфере, пропитанной еврейским духом. Этого невозможно достичь, ограничившись несколькими занятиями в неделю с частным преподавателем.

Кроме того, если мальчик приступает к изучению еврейских дисциплин, проведя большую часть дня в общеобразовательной школе, где нужно готовиться к контрольным работам и делать домашние задания, то эти занятия могут показаться гораздо менее важными по сравнению с тем, что он учит в школе. Не будем забывать и о таких факторах, как работа в классе, школьная дисциплина, общение с другими детьми и т.д. В результате ребенок начинает воспринимать еврейские предметы как не слишком важные, часто относится к ним как к лишней дополнительной нагрузке.

Повторюсь: я пишу это письмо не для того, чтобы Вас упрекнуть, но только для того, чтобы указать Вам те области, где Вы можете достичь гораздо большего. Кроме того, как я уже писал в предыдущем письме, речь не идет о том, что Вы должны сделать что-то, чтобы иметь право называться настоящей еврейкой. Напротив — именно потому, что Вы еврейка, т.е. принадлежите к народу, который Всевышний избрал не для наслаждений, но для святости, чтобы нести в этот мир свет и духовность, Вы обязаны перед собой и перед всем еврейским народом в полной мере реализовать дар, которым Провидение щедро наградило Вас и Вашего мужа. <…>

Без даты

<…> В письме от 14 ияра Вы задали вопрос, где должны учиться дети хасидов Хабада.

Известно, что духовные лидеры Хабада являются руководителями всех хабадских учебных заведений: ешив, школ, школ для девочек и т.д. Поэтому счастлив удел тех хасидов Хабада (а в эту категорию включены все наши братья-евреи), которые отдают своих детей в эти учебные заведения. Дай Б-г, чтобы у них все было хорошо как в материальном, так и в духовном смысле.

Само собой разумеется, что у вас есть полное право сообщить о моем четком и однозначном мнении по этому поводу всем, кому это будет интересно. <…>

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1].      «Бейт Яаков» — сеть женских религиозных школ, созданная в 1917 году Сарой Шнирер, основоположницей системы еврейского религиозного образования для девочек в Восточной Европе.

 

[2].      Благодарственная молитва, которую произносят после избавления от опасности: выздоровления от тяжелой болезни, длительного путешествия, освобождения из заключения и т.д.