[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2012 АВ 5772 – 8(244)

 

Ночной визит Путина к Стене Плача встал в ряд малообъяснимых, знаковых жестов этого непредсказуемого политика.

Новый старый президент во многом наследует предшественникам. То же амбивалентное отношение к личным свободам, та же любовь-ненависть к западным ценностям, то же недоверие к соседям. Все это, разумеется, в публичной политике. Что там происходит в голове — не президента ВВП, нет, а Владимира Путина — не понять, да и не столь важно.

В одном лишь Путин демонстрирует несомненное отличие от традиционной российской публичной политики — в отношении к евреям и Израилю.

Путин — первый в российской истории глава государства, посещающий синагогу. Первый в российской истории глава государства, регулярно проводящий встречи с раввинами. Он положил начало традиции официальных кремлевских поздравлений еврейской общине с главными праздниками. Он первым в ряду российских официальных лиц зажигал ханукальный светильник. Он публично перевел свой месячный оклад в фонд создания Музея еврейской истории в Москве. Наконец, он первый глава российского государства, посещающий Стену Плача.

Все это политика символов. И Путин прекрасно знает, какова на это реакция общества. Еще в 2000 году, по окончании протокольной части встречи с раввинами, Путин так прокомментировал свои запечатленные на камеры заявления о неприятии антисемитизма и о вкладе евреев в историю России: «Пусть антисемиты слушают. Сначала повозмущаются, потом некоторые задумаются, а другие привыкнут».

Зачем? Зачем Путину все это нужно? Чтобы иметь козырь в игре с нелюбезным Западом? Не очень-то это работает — и поправка Джексона-Вэника самым идиотским образом продолжает действовать, и правозащитные организации жалят с непрекращающимся рвением.

Дело, мне кажется, в прагматике другого толка. Путин действительно считает, что русские евреи нужны России. Ему на его жизненном пути встретились многие евреи, которые так или иначе повлияли на его личную судьбу. Ему ментально близки и понятны многие израильские политики. И вот эти личные впечатления материализуются во многие символы, некоторые реальные действия и незаметные, но очень важные глубинные изменения в отношениях с Израилем. И пусть последнее наиболее ценно в «реал политик», но, как по мне, в истории останутся именно символы. Как один из самых ярких — Путин в ермолке у Стены Плача.

Борух Горин

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.