[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2012 КИСЛЕВ 5773 – 12(248)

 

Еврейские музеи мира

Михаил Липкин

Еврейский музей, недавно открывшийся в здании Бахметьевского гаража, как известно, не первый еврейский музей даже в Москве, а уж по всему миру он имеет множество собратьев. Михаил Липкин отобрал 10 самых примечательных — самых знаменитых, самых масштабных или самых оригинальных — еврейских музеев разных стран и континентов.

 

Еврейский музей в Берлине

Сама архитектура музейного здания является манифестом концепции пустоты. Пустота, символ утраты, — позвоночник всего организма здания, она «держит» здание снизу доверху своим разомкнутым зигзагом вдоль центральной оси. Архитектор Даниэль Либескинд, родившийся в Польше, выросший в Израиле и получивший образование в Америке, поясняет: «Хотя формально проект именовался “Еврейский музей”, я назвал бы его “В средоточии линий”, поскольку он зрительно выражен двумя линиями мышления: созидания и взаимодействия. Одна линия прямая, но прерывистая, разбитая на фрагменты; другая — ломаная, но непрерывная». Линии представляют собой как бы прорезанные полости, пустоты на зеркальных цинковых стенах здания.

Архитектурная сторона проекта вызвала такой интерес в обществе, что в здании были открыты экскурсии и 350 тыс. человек посетили его еще до того, как там появилась экспозиция. Идея же музейной экспозиции в том, чтобы представить и исследовать историю еврейской жизни в Германии, прежде всего в Берлине, и влияние немецких евреев на Германию и остальную Европу. Музей призван стать форумом германско-еврейской истории и культуры, рассказать о достижениях и преследованиях, присутствии и отсутствии, общинах и персоналиях, выживании и возрождении. Одна из музейных «пустот» — «Шалехет» (ивр. «листопад») — длинный проход, по полу которого разбросаны хрустящие под ногами тысячи металлических дисков с прорезями, имитирующими искаженные болью лица; идущий по ним словно чувствует свою сопричастность преступлению. Около 4 тыс. экспонатов — рукописи и первопечатные книги с иллюстрациями, фаянсовая посуда и другие предметы быта, портреты еврейских просветителей и меценатов, рассказ о сегодняшней еврейской общине в Германии — «жизнь как ответ на Холокост» и вопросы без ответа — все это создает образ нынешней еврейско-европейской идентичности.

Пражский Йозефов

Еврейский музей в Праге объединяет несколько площадок. В состав музейного комплекса в еврейском квартале Йозефов входят несколько синагог с огромными музейными фондами, представляющими разные аспекты еврейской жизни в Праге. В немалой степени эти фонды собраны немцами во время войны, когда планировалось создать в Праге «Музей истребленной расы». Экспозиция в Майзеловой синагоге рассказывает об истории еврейского населении Богемии и Моравии до начала эмансипации. В Пинкасовой синагоге можно увидеть рисунки детей из Терезинского гетто и памятник 77 297 жертвам Холокоста, имена которых занимают огромную стену. В Испанской синагоге, построенной в мавританском стиле, располагается депозитарий, и она недоступна для осмотра. Экспозиция Клаусовой синагоги состоит преимущественно из предметов ритуального искусства, она расскажет о еврейских обычаях и традициях, о значении синагоги и еврейских праздников. В Высокой синагоге экспонируется еврейский традиционный текстиль. Также в состав музейного комплекса входят Церемониальный зал похоронного общества, построенный в начале ХХ века в псевдороманском стиле, и Старое еврейское кладбище. Там же, в Йозефове, расположена Староновая синагога, самая старая в Европе; она не является частью музея, и в ней до сих пор проводятся службы.

 

Еврейский музей Вены

Посетители, входящие в Еврейский музей Вены, попадают в инсталляцию «Память и обновление», подготовленную американской художницей Нэнси Сперо. Подобные мозаичным фрескам фрагменты, тексты и изображения — средневековая пекарня для мацы, Густав Малер за дирижерским пультом, разрушенная синагога — рассказывают о разных сторонах еврейской жизни в Вене со Средневековья до настоящего времени. В инсталляцию Сперо включена выставка синагогальной утвари времен Австро-Венгрии; библейские цитаты, сопровождающие экспозицию, призваны побудить зрителя рассматривать эти предметы не просто как музейные экспонаты за стеклом, а как живую связь с религиозной традицией. Второй этаж инсталляции представляет зрителю серию голограмм, посвященных разным периодам и событиям истории австро-венгерских евреев. Модели синагог и других исторических зданий, церемониальные и бытовые предметы, книги, рисунки и фотографии демонстрируются в голографическом трехмерном изображении.

Музей проводит насыщенную программу временных выставок, большинство которых посвящено истории венских евреев. Экспонируются буквально все музейные фонды, тысячи предметов из частных коллекций и из Старого еврейского музея, синагог и архивов; часть экспонатов была конфискована при нацистах из довоенного музея и демонстрировалась на антисемитской выставке «Физический и психический облик евреев» в Музее естественной истории в 1939 году.

 

Американский мемориальный музей Холокоста

В США множество еврейских музеев — от музеев конкретных еврейских общин до музеев Холокоста, музеев — исследовательских центров и музеев для юных посетителей. Один из самых известных американских музеев — американский мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне. Документирование, изучение и интерпретация свидетельств о Холокосте сочетаются с мемориальным экспонированием. Ежегодно музей посещают более 2 млн человек, более четверти из них — дети с родителями или педагогами. Входящий в здание словно спускается и идет назад, в прошлое, слыша его эхо. О Холокосте на трех этажах экспозиции рассказывают вещи и изображения, артефакты и свидетельства очевидцев. Прежде всего, посетитель получает идентификационную карточку, рассказывающую о реальной судьбе одного человека во время Холокоста. Затем посетитель переносится на другой этаж, другой уровень, на лифте. Повествование начинается с рассказа об освобождении лагерей и о шоке, который испытали солдаты-освободители. Зритель видит увеличенные фотографии, снятые военными. Затем звучит история в хронологическом порядке, начиная с 1930-х годов, с прихода нацистов к власти и последовавшем за этим геноциде. Посетитель видит вагон, доставлявший евреев в концлагерь, он видит барак из Освенцима и другие экспонаты. В заключение звучит рассказ о послевоенных событиях.

Для детей старше восьми лет предусмотрена специальная программа — «Запомни этого мальчика: история Даниэля». История Холокоста рассказывается с точки зрения мальчика, живущего в фашистской Германии. Стена памяти посвящена полутора миллионам погибших детей; она составлена из 3 тыс. элементов с рисунками американских школьников в память об их погибших сверстниках. В Зале памяти с Вечным огнем посетители могут зажечь свечу в память о жертвах Холокоста. Музей проводит разные тематические выставки. Выставка «Вариан Фрай — задание: спасти, 1940–1941» рассказывает о героических усилиях американского журналиста, руководившего в годы второй мировой войны спасением еврейских интеллектуалов — политиков, писателей, художников — из оккупированной немцами Франции; удалось спасти около 2 тыс. человек. Выставка «Нацистская Олимпиада: Берлин 1936» рассказывает о сплетении политических игр со спортивными, об исключении евреев и других «неарийцев» из олимпийской команды Германии и о том, как просчитались идеологи расовой теории, когда победителями стали чернокожие американцы.

 

Еврейский музей Будапешта

Еврейский музей Будапешта, расположенный на месте дома, где родился Теодор Герцль, примыкает к Большой синагоге — зданию в мавританском стиле середины XIX века с двумя массивными башнями; это крупнейшая синагога в Европе и вторая по величине в мире. Экспозиция музея отражает, скорее, цикл еврейской религиозной жизни, чем историю Теодора Герцля и созданного им сионизма. Часть экспозиции посвящена Холокосту; в основном это фотографии, часто довольно известные, но есть и уникальные. Зрители могут увидеть здесь одежду, сшитую из раскромсанного талита, и барабаны из свитков Торы. За музеем и синагогой находится Мемориальный парк Рауля Валленберга. Главная достопримечательность парка — «Дерево жизни», серебристая скульптура плакучей ивы, на металлических, звенящих на ветру листьях которой вырезаны имена некоторых из 600 тыс. погибших в Холокосте венгерских евреев. Еще один памятник жертвам Холокоста — «Обувь на берегу Дуная» — в память о евреях, расстрелянных и утопленных в Дунае накануне вступления в город советских войск.

Сефардский музей в Толедо

Сефардский музей в Толедо, или Музей истории испанского еврейства, представляет культуру испанских евреев как неотъемлемую часть общеиспанского культурного наследия. Музей располагается в бывшей синагоге Шмуэля а-Леви Абулафии, придворного еврея короля Педро I Кастильского, — здании XIV века, построенного в мудехарском стиле. После изгнания евреев синагога стала церковью Успения Богоматери; перестав быть церковью, она сохранила гибридное название Синагога Успения (Sinagoga del Transito). С 1964 года здесь находится Сефардский музей. Его экспозиция — археологические находки, этнографические и исторические материальные свидетельства, книги и рукописи — рассказывает не только о евреях до изгнания, но и о том, как сефардская традиция продолжалась в других странах. Рядом с синагогой располагается Сад Памяти — выставка еврейских надгробий, доставленных с кладбищ Толедо, Барселоны, Жироны. Кстати, в Жироне тоже есть Музей истории евреев, а также Институт еврейских исследований им. Нахманида.

 

Еврейский исторический музей в Амстердаме

В состав Еврейского исторического музея в Амстердаме входят четыре синагоги, объединенные галереей. Самая старая из этих синагог — Большая синагога — построена в 1671 году, впрочем, и самая «молодая» — Новая синагога — ненамного моложе, она построена в 1752-м. Смысл экспозиции выражается талмудической формулой: «Всматриваясь, вспоминаешь. Вспоминая, действуешь». Несмотря на стремление подчеркивать актуальность и связь с настоящим, наиболее впечатляет именно историческая часть экспозиции; она является одной из самых представительных в мире, отражая бурную жизнь еврейской общины с конца XVI века, когда в Нидерланды потянулись испанские эмигранты еврейского (маранского) происхождения. В музее есть две центральные темы. Первая, которая раскрывается в галерее Новой синагоги, — еврейская идентичность; ее пять элементов: религия, связь с Израилем, опыт второй мировой войны, персональная история и влияние голландской культуры на еврейскую. Вторая тема музея — еврейская религия и культура, с их спецификой в Голландии. Этой теме посвящена экспозиция Большой синагоги.

 

Музей диаспоры в Тель-Авиве

В Израиле, разумеется, существует множество разных еврейских музеев: есть музеи отдельных общин (йеменского еврейства, венгерского еврейства, североафриканского еврейства и др.), мемориальные музеи (Герцля, Жаботинского, Бен-Гуриона и др.), музеи войн, которые вел Израиль, музеи отдельных кибуцев, природные заповедники. К самым известным музеям Израиля относятся Музей Израиля — музейный комплекс в Иерусалиме, включающий в себя Храм Книги, где хранятся кумранские свитки, Археологический музей Рокфеллера, Музей иудаики и еврейской этнографии, Музей изобразительных искусств, Сад Искусств; «Яд ва-Шем» — музей, мемориал, учебный и исследовательский центр, посвященный жертвам Холокоста и героям еврейского Сопротивления, и Музей диаспоры («Бейт а-тфуцот») им. Нахума Гольдмана в Тель-Авиве. Первоначально за новаторство и необычность музей характеризовали как «другой музей» и даже «антимузей», а позднее он получил приз как самый современный и своеобразный музей. Музей избегает демонстрации каких бы то ни было подлинников. Посетитель видит модели синагог в разных странах мира, генеалогические деревья еврейских семейств, смотрит документальные фильмы о жизни евреев в диаспоре. Постоянная экспозиция занимает три этажа, где самые современные методы демонстрации раскрывают темы: семья, община, религия, творчество, быт и репатриация, — а в Центре еврейской музыки можно ознакомиться с 4 тыс. записей и получить информацию о еврейских авторах и исполнителях.

Музей искусства и истории иудаизма в Париже

В Париже, на узкой улочке Тампль в квартале Маре, за массивной дверью дома 71, бывшего особняка, построенного в 1650 году, посетителям открывает свои сокровища парижский Музей искусства и истории иудаизма. Часть экспозиции посвящена еврейской традиционной культуре в целом, часть — французскому еврейству, например, указы средневековых французских королей об изгнании евреев. На дисплеях демонстрируются могильные плиты XIII–XIV веков с еврейских кладбищ. После событий Французской революции и правления Наполеона, созвавшего в 1807 году Великий Синедрион, экспозиция все больше тяготеет к раскрытию роли евреев в истории французского искусства. От художников XIX века, таких, как Эдуар Брандон, Эдуар Мойс и Альфонс Леви, посетитель переходит к Шагалу, Модильяни, Паскину и Сутину — представителям парижской школы.

Относительно недавно музей приобрел у потомков Альфреда Дрейфуса его архив, и экспозиция с этими материалами вновь возвращает посетителя от интеллектуальной и культурной истории евреев к теме антисемитизма.

 

Еврейский музей в Лондоне

Еврейский музей в Лондоне объединен с Лондонским музеем еврейской жизни и состоит из нескольких самостоятельных экспозиций. В мультимедийной галерее на больших экранах показывают персональные истории некоторых британских евреев из разных социальных страт, и это создает обобщенную панораму британского еврейства, состоящую из ряда индивидуально-типических портретов. Историческая галерея рассказывает о еврейской иммиграции в Великобританию, о том, как евреи входят в английское общество с помощью образовательной системы, филантропических обществ, профсоюзов. В галерее, посвященной религиозной жизни евреев, демонстрируется фильм о праздничных ритуалах и жизненном цикле. В числе экспонатов — редчайшие предметы еврейского ритуального искусства. Музей также располагает собраниями картин, гравюр, рисунков, фото- и аудиоархивом. В галерее Холокоста можно услышать воспоминания беженцев, переживших Катастрофу и обретших свой дом в Великобритании. Среди экспонатов музея — наследие Музея еврейской жизни, посвященного преимущественно реалиям иммигрантского Ист-Энда, — работы английских евреев-ремесленников, кухня, где готовится куриный суп, рассказ об англо-еврейских учреждениях для иммигрантов: школы, больницы и т. п. Все это призвано убедить зрителя в полной интеграции евреев-иммигрантов в английское общество. «На примере одного из старейших иммигрантских сообществ мы изучаем вопрос: каким образом можно стать британцем, не отказываясь от своей национально-культурной специфики», — говорит директор музея.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.