[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2013 ШВАТ 5773 – 2(250)

 

СЛОВО ЦАРЯ

Арье Барац

Драматические события, связанные с угрозой истребления еврейского народа, которые мы вспоминаем в праздник Пурим, начались в месяце нисан. Тогда «царь Ахашверош возвеличил Амана… И задумал Аман истребить народ Мордехая, всех и иудеев во всем царстве Ахашвероша. В первый месяц, то есть в месяц нисан, в двенадцатый год (царствования) царя Ахашвероша, бросали пред Аманом пур, то есть жребий, изо дня в день и из месяца в месяц (до) двенадцатого (месяца), он же месяц адар. И призваны были писцы царские в первый месяц, в тринадцатый день его, и предписано все, как приказал Аман, сатрапам царским, и начальникам областей, что над каждой областью, и сановникам каждого народа, каждой области — письменами ее и каждому народу на языке его; написано было (это) именем царя Ахашвероша и скреплено (печатью) перстня царского. И разосланы были письма с гонцами во все области царские, чтобы истребить, убить и погубить всех иудеев: от отрока до старца, (и) детей, и женщин — в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца адар» (Эстер, 3:1-13).

Услышав об этом приказе, Мордехай в тот же день призвал Эстер, чтобы та пошла к царю Ахашверошу и заступилась за свой народ. Три дня — то есть с 13 по 15 нисана — Мордехай, Эстер и евреи престольного города Шушана провели в посте: «И сказала Эстер в ответ Мордехаю: Иди, собери всех иудеев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня: не ешьте и не пейте три дня — ни ночью, ни днем; и я со служанками моими (тоже) буду так же поститься, а потом пойду к царю, хотя это и не по закону, и если уж погибать мне, то погибну» (там же, 4:16).

На третий день Эстер предстала перед Ахашверошем и была им благосклонно принята, а еще через день произошел пир, после которого был повешен Аман. Итак, трехдневный пост захватил также и пасхальную ночь, а пир, на котором решилась участь Амана, имел место на другой день после праздника — 16 нисана. В честь этого в некоторых общинах диаспоры, где пасхальный седер празднуется два раза — в ночь на 15 и в ночь на 16 нисана, — есть обычай вспоминать во время второго седера о пире Эстер, Ахашвероша и Амана.

Но почему тогда в эту ночь не вспоминают об избавлении как таковом? Ведь вроде бы «слово вышло из уст царя» именно в ходе этого приватного застолья? Ведь, казалось бы, именно в ту ночь Ахашверош низверг Амана и признал лживость его обвинений? С какой вообще стати именно 14 адара, а не 16 нисана евреи бурно отмечают карнавальное «переворачивание» ситуации?

Дело в том, что Ахашверош вовсе не торопился отменять свое прежнее решение! Приказ о всеимперском погроме оставался в силе и после повешения Амана! Мы читаем: «И опять говорила Эстер с царем, и пала к ногам его, и плакала, и молила его отменить злой (указ) Амана Агагиянина и замысел его, что задумал он против иудеев. И протянул царь Эстер золотой скипетр, и поднялась Эстер, и стала пред царем.…И сказал царь Ахашверош царице Эстер и Мордехаю-иудею: вот, отдал я Эстер дом Амана, а его повесили на дереве, за то, что поднял он руку свою на иудеев. А вы напишите об иудеях то, что вам угодно, именем царя и скрепите (печатью) перстня царского, потому что того, что написано именем царя и скреплено перстнем царским, нельзя отменить» (там же, 8:3-8).

Итак, «вышло слово из уст царя» — погром был назначен и не мог быть отменен! Мало того, царь лишь через два месяца решился предоставить евреям право на самооборону: «И призваны были в ту пору писцы царские, в третий месяц, то есть в месяц сиван, в двадцать третий день его, и написано было все так, как приказал Мордехай, — иудеям, сатрапам и начальникам... О том, что царь разрешил иудеям каждого города собраться и встать на защиту жизни своей: истреблять, убивать и губить всех вооружившихся из народа и из области, тех, кто (готов) напасть на них, — с детьми и женами, и разграбить имущество их в один день во всех областях царя Ахашвероша, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца адар» (там же, 8:8-10).

И вот, более чем через два месяца после казни Амана, вышло еще одно слово из уст царя, которое вовсе не отменяло первого: Ахашверош лишь милостиво разрешил евреям защищаться! Таким образом, назначенный Аманом день погрома — 13 адара — с тревогой ожидался евреями многие месяцы. Именно поэтому все окончательно решилось только в адаре, а не в нисане.

Но как следует понимать упрямство Ахашвероша, так существенно затянувшее развязку этой истории? И главное, как оно вписывается в комплекс идей праздника Пурим, в том числе в идею «сокрытия» Б-жественного лика?

Власть деспота требует по отношению к себе религиозного почитания, — «религиозного» в глубоко языческом значении этого слова. Неповиновение ее диктату усматривается решительно во всем, даже в изменении жизненных обстоятельств, даже в «несанкционированных» явлениях природы! Так, по свидетельству Геродота, Ксеркс во время похода на Грецию приказал высечь море за то, что буря разметала наведенные им понтонные мосты. В СССР цензурировались не только новости политического характера, но и всяческие природные бунты — сообщения о стихийных бедствиях никогда не проникали на страницы советской печати.

Маркиз Астольф де Кюстин, роялист по убеждениям, побывав при дворе Николая I (от которого еврейский народ натерпелся больше, чем от любого другого русского царя), назвал то, что он увидел, «политическим идолослужением» и в своем сочинении «Россия в 1839 году» писал: «Самодержец — движитель всех воль, но он же становится средоточием всех мук: чем больший страх он внушает, тем более, на мой взгляд, он достоин жалости. Тот, кто все может и все исполняет, оказывается во всем виноватым: подчиняя мир своим приказаниям, он даже в случайностях прозревает семя бунта; убежденный, что права его священны, он возмущается всякой попыткой ограничить его власть, пределы которой кладут его ум и мощь. Муха, влетевшая в императорский дворец во время церемонии, унижает самодержца. Природа, считает он, своей независимостью подает дурной пример; всякое существо, которое монарху не удается покорить своему беззаконному влиянию, уподобляется в его глазах солдату, взбунтовавшемуся против своего сержанта в самый разгар сражения; такой бунт навлекает позор на всю армию и даже на ее полководца: император России — ее главнокомандующий, и вся его жизнь — битва… Одно из главных бедствий, от которых страждет Россия, отсутствие свободы, отражается даже на лице ее повелителя: у него есть несколько масок, но нет лица» («Письмо одиннадцатое»).

Итак, в необходимости переиначивать собственную волю тиран видит величайшее фиаско. Ему кажется, что в этой ситуации он, самодержец, выглядит как бы подчиненным случаю, выглядит смешно. Однако на деле именно выбор «царственной последовательности» лишает его свободы и покоряет судьбе, превращает его из самодержца в самодура. Понятно, что такая абсурдная верность своему слову совершенно нехарактерна для истинного Царя, для Царя над царями царей. И это при том, что, в отличие от царей из плоти и крови, Ему открыто будущее!

В самом деле, Б-г Израиля в Своей Торе не раз открыто заявляет о том, что Он… передумал, что Он сожалеет о Своем прежнем решении. Так, в Первой книге Шмуэля мы читаем: «Г-сподь известил Шмуэля за день до прихода Шауля, сказав: Завтра к этому времени Я пришлю к тебе человека из земли Биньяминовой; и помажешь ты его в правители народу Моему, Израилю» (9:15-16).

«Вышло слово из уст Царя», и пророк помазал Шауля на царство. Однако, после того, как Шауль сохранил жизнь царю амалекитян Агагу, предку Амана, Всевышний переменил Свое решение. «За то, что ты отверг слово Г-спода, — и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем… И не видел больше Шмуэль Шауля до самого дня смерти своей, ибо горевал Шмуэль о Шауле; но Г-сподь сожалел (ивр. “нихам”), что поставил Шауля царем над Израилем» (Шмуэль I, 15:16-35).

Итак, в отличие от идолов, истинный Владыка может сожалеть о каких-то Своих решениях, может «передумывать», поскольку Он творит и вступает в диалог со Своим творением, Он свободен сам и уважает свободу в тех, кого создал по Своему образу.

Ложный бог, подчиненный амбициям и общим правилам, осужден поступать так, как ему предписывает рок, как ему указывает жребий, пур. Пур выпал на адар, и Ахашверош покорно подчиняет себя его слепой воле.

В пору событий, описанных в книге Эстер, Лик Всевышнего оставался сокрытым, а потому и избавление наступило не явно — в нисане, а утаилось в царских постановлениях — в адаре. Судьба и пур формально продолжали править в этом мире, но под их завесой скрытно действовала воля истинного Царя.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.