[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2013 СИВАН 5773 – 6(254)

 

От любви до ненависти — один ортодокс

Шауль Резник

Собаки по земле катаются — к дождю. Ворона клюв под крыло прячет — к теплу. В супермаркете раскупаются угольные брикеты, а в ультрарелигиозном микрорайоне расклеиваются пафосные черно-белые воззвания — к израильскому Дню независимости.

Со стороны может показаться, что в еврейском государстве имеет место полнейшая дихотомия. Эти — за сионистов, те — против. Эти маринуют предпраздничное мясо, те демонстративно отказываются от общегосударственного выходного дня. Одни машут бело-голубыми флажками, другие не гнушаются палестинским триколором.

На самом же деле отношение религиозных кругов к Израилю неоднозначно, как неоднозначен и сам Израиль. Не особо углубляясь в историю сионизма, хочется заметить, что идея третьестепенного венского публициста Теодора Герцля основать где-нибудь (хоть бы и в Уганде) миниатюрную Австро-Венгрию с еврейской популяцией и раввинами, не могущими носа показать за пределы синагог, особой популярностью в традиционных кругах не пользовалась. Среднестатистические шинкарь и балагула были прагматиками, как все бедняки, а потому об «Альтнойланде» и не мечтали.

 

Местечко. Муж приходит из синагоги в крайнем возбуждении:

— Штерна-Сора, приехал сионист из Вильно, говорит, что совсем скоро все евреи переселятся в Палестину.

— Гм. А нельзя ли будет евреев оставить здесь, а в Палестину переселить городового Ивана Степаныча?

 

Тем временем в культурном плане ситуация стала вырисовываться не в пользу традиционного еврейства. Представьте себе того же балагулу, ассимилированный родственник которого проживает аж в Петербурге. Новостей от него давно не было, Мариинка давно заменила синагогу, а тут — открытка! на Песах! На чистейшем библейском иврите! С пожеланием оставить этих ваших глупостей и неиллюзорно выполнить предписание «Пасхальной агады»: в следующем году — в Иерусалиме.

Раввины же более-менее разделились на три группы. Первая, как полагается оптимистам, увидела в сионизме мессианские приметы обещанного Торой избавления. Пессимистичная вторая зарубила идеологию г. Герцля на корню, благо до прихода реального Мессии потомки Авраама, Ицхака и Яакова должны не рыпаться. Третья же пошла на компромисс, который базировался на опробованном веками вопросе: «Хорошо ли это для евреев?» На свет появились оптимисты, пессимисты и прагматики. Именно их потомки ежегодно собачатся на тему того, надо ли учить еврея Родину любить.

День независимости в иерусалимском квартале Меа Шеарим — это праздник полиграфии. Клейстер стократ укрепил стены домов. Что ни квадратный метр, то воззвание (формат А1, угрюмые рубленые шрифты позапрошлого века любовно переведены в цифровой формат). Ой-ой-ой, очередная годовщина победы проклятых сионистов! Уй-уй-уй, из-за них все беды и напасти. Ай-ай-ай, заявим, как один: долой! прочь! позор!

Дежурной риторике иерусалимских антисионистов позавидовал бы покойный генерал Драгунский. Как правило, за черно-белыми полотнищами скрываются члены движения «Нетурей карта», отпочковавшиеся в свое время от ультраортодоксов старого ишува и радикализировавшиеся. Государственных дотаций они не требуют, бывших коллег шпыняют за коллаборационизм, а также вполне искренне, с наивностью, характерной для — как ни удивительно — левосекулярной части израильского политического спектра, верят, что уход с оккупированных территорий с последующим демонтажем Израиля как такового решит абсолютно все проблемы. На попытки напомнить моменты арабо-еврейской истории вроде тротуаров только для мусульман, кровавого навета в Сирии в 1840-м и резни в Хевроне в 1929-м антисионисты не реагируют.

«Нетурей карта» и их американские единомышленники-сатмарцы стоят за лозунгом «Долой Израиль». Нерелигиозное государство было создано-де наперекор религиозным постулатам, а потому ведет себя, как невоспитанный байстрюк. Ату его.

 

Сколько сатмарских хасидов нужно, чтобы поменять перегоревшую лампочку? Трое: один выкручивает лампочку, второй обнаруживает на новой лампочке израильское клеймо, третий разбивает эту и другие целые лампочки.

 

Отношение ультраортодоксальных прагматиков к Израилю куда сложнее. Зная об антирелигиозной составляющей сионизма, они завязали контакты с отцами-основателями государства. В лучших и вполне работавших традициях какого-нибудь польского сейма, в котором должен был заседать и еврейский депутат. Чтобы не дать обидеть или уж слишком сильно обидеть соплеменников.

Интересная деталь: депутаты кнессета от «Агудат Исраэль», точнее, от «Яхадут а-Тора», партии-сателлита, не соглашаются на министерские посты, а только на «замминистерские». Почему? Потому что министр должен принести клятву Государству Израиль. Ультраортодоксы любят состоять в комиссиях по финансовым вопросам, ведь что бы ни говорили религиозные сионисты, правительство по доброй воле лишний шекель на ешиву или пособия многодетным семьям не отстегнет. Периодически секулярные политики попрекают своих религиозных коллег в нелюбви к Родине, которая относительно щедро спонсирует систему ультраортодоксального образования, а также строит синагоги, кварталы и целые города для ортодоксов. Фактически они правы. Исторически — ничуть. Если бы не новейшие кипастые евреи в новейшем сейме, не видать бы религиозному обществу ни гроша.

У прагматического, если не сказать меркантильного, отношения к Израилю со временем обнаружилось несколько проблем:

1. В темноте все кошки серы, а в фотообъективе все ортодоксы одинаковы. Поди объясни читателю «Йедиот ахаронот», что израильский флаг в центре Иерусалима сжигал не апатичный среднестатистический хасид, а экстремист-недоумок из «Нетурей карта».

2. Денежка гамбургский счет любит. В обмен на бюджетные ассигнования нерелигиозное общество периодически пытается стребовать с ультраортодоксов то службу в армии, то преподавание общеобразовательных дисциплин в ешивах, то еще чего.

3. Молодое поколение требует идеологию. Отсюда и радикализация в сторону все тех же воинственных антисионистов из Меа Шеарим. Лозунг «Все беды — от сионистов» постепенно завладевает умами, требование всеобщей воинской повинности религиозная пресса именует не иначе как «шмад» (исторический термин, использующийся для описания массового крещения под угрозой смерти), а того или иного недружелюбного израильского политика в той же прессе сравнивают с Гитлером.

4. Молодое поколение более не удовлетворяется своими «полномочными представителями в сейме». Смартфоны и Интернет пробили брешь и в без того хлипких стенах гетто. Пользуясь аналогией Ильфа и Петрова, за пределами маленького мирка с пузырем «уйди-уйди» обнаружился большой мир с айсбергами и аэропланами.

Изменится ли нынешняя картина любви и ненависти? Пойдут ли во власть представители религиозного сектора, численность которого становится все больше и больше? И как будет выглядеть эта власть? Признают ли ортодоксальные круги, что псалмы и молитвы наиболее эффективны при наличии систем противоракетной обороны и бомбардировщиков? Поумерят ли свой пыл записные антисионисты? Поймет ли нерелигиозное общество, что без еврейских ценностей Австро-Венгрия на Ближнем Востоке не имеет прав на существование?

Шут его знает.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.