[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2013 АВ 5773 – 8(256)

 

Балет Рами Беэра «Частичное и целое» («Undivided Void») в исполнении танцевального «Ансамбля кибуцев»

 

От балета до цирка

Некод Зингер

Похоже, разменяв шестой десяток лет, Израильский музыкально-драматический фестиваль чувствует себя, мягко говоря, неважно. На что жалуется пациент? Как и следовало ожидать, на сокращение финансирования. В нынешнем году его программа была настолько беднее обычного, что возникал вопрос о необходимости срочного «мишебейраха», чтобы в будущем не лишиться болящего вовсе. Не рановато ли, при постоянно растущей продолжительности жизни?

Но не стану преждевременно оплакивать одно из наиболее славных культурных начинаний эпохи развитого сионизма, лучше расскажу о том, что довелось увидеть. В первую очередь — о танце, поскольку этот вид искусства во многих его разновидностях был на фестивале самым представительным. Программа балетного «Большого театра Женевы» состояла из двух одноактных спектаклей: «Glory» Андониса Фониадакиса на музыку Генделя и «Весны священной» Стравинского, переименованной в «Свадьбу», в постановке Диди Фельдман. Хореографию спектаклей объединяет тонкое сочетание классики и современного балета, характерное для труппы, состоящей из 11 женщин и 11 мужчин, отказавшихся от пуантов, но не забывших уроков «Русских сезонов». «Весна священная» была исполнена и в весьма впечатляющей симфонической программе маэстро Фредерика Шазлена, в которую вошли «Испанское каприччо» Римского-Корсакова и фортепьянный концерт для левой руки Равеля (солист Ишай Шаер).

Хореографическая труппа Эмануэля Гата, созданная в 2004-м в Тель-Авиве и с 2007 года базирующаяся во Франции, показала новый балет «Голдлэндберги». Саундтрек композиции составлен из отрывков «Гольдберг-вариаций» Баха в исполнении Гленна Гульда и документального радио-шоу «Покой в Земле», созданного Гульдом в 1977 году и посвященного такой «актуальной» для израильского зрителя теме, как сложность отношений с современностью, переживаемая христианской фундаменталистской общиной меннонитов в канадской провинции Манитоба. Программный текст, предпосланный балету, утверждает, что «спектакль излагает историю семьи, но не линейную последовательность фактов и событий, он скорее приглашает глубоко и пристально вглядеться в сложную суть человеческих отношений». Замечу, что все мои попытки вглядывания не привели ни к чему, кроме недоумения, скоро перешедшего в нестерпимую скуку. Уловить связь между упражнениями на сцене и звучавшими из репродукторов проповедями и мемуарами отцов и детей секты рецензенту не удалось. Под Баха все шло как-то живее, но к катарсису тоже не вело, продолжая оставаться высокотехничным образцом коллективной художественной гимнастики.

Примерно такое же впечатление оставил балет Рами Беэра, показанный танцевальным «Ансамблем кибуцев». На иврите он называется «Частичное и целое», но английская версия названия «Undivided Void» («Неделимая пустота») многозначительнее и интереснее. Однако остававшаяся после аплодисментов пустота как раз прекрасно делилась на ряд лихо сработанных фрагментов. На вопрос, ради чего все эти поистине выдающиеся чудеса владения телом, я так и не нашел ответа. Высочайший профессионализм танцоров и интересная хореография отдельных номеров сводились на нет полным отсутствием балетной драматургии.

Кроме того, любители менее конвенциональных танцевальных ощущений имели возможность увидеть в Башне Давида поставленное испанскими балетмейстерами Маргарет Джоба и Карлосом Каморо шоу «Пикассо и Дали танцуют фламенко», в котором показ шедевров моды ХХ века совмещался с традиционным фламенко в исполнении участников иерусалимской студии Шарон Саги. Израильский ансамбль «L-E-V» (хореографы Шарон Эяль и Гай Бехар, музыка Ори Лихтика, видео-арт Рана Славина) показал экспериментальный балет «Хаузен», выбрав необычной и весьма декоративной сценической площадкой старую иерусалимскую больницу Хансена для прокаженных и заставив публику почти час простоять на ногах.

Пожалуй, главной звездой фестиваля стал Андрес Мустонен — великолепный скрипач и руководитель эстонского ансамбля старинной музыки «Hortus Musicus», любимого многими еще с конца 1970-x годов. Мустонен принял участие в концерте-марафоне «Героическая музыка Бетховена», вместе с оркестром Гарвардского университета под управлением Федерико Кортесе, меццо-сопрано Брахой Коль, пианистом Виктором Станиславским и многими другими. «Hortus Musicus» выступил на фестивале с двумя разными программами. Одна из них была вполне привычной: ренессанс и раннее барокко. Другая — композиция «Святой Град», при участии Государственного хора Латвии, оказалась не просто прекрасным концертом, но дивным алхимическим действом. Мустонену и его ансамблю удалось органично сплавить воедино Запад и Восток, Средневековье и ХХI век, буйное веселье и сосредоточенную медитацию таким образом, что Клаудио Монтеверди и наш соотечественник Иосиф Барданашвили дополняли друг друга не менее успешно, чем традиционный марокканский «пиют» и современный эстонский хорал Андреса Уйбо. В результате слушатели (и зрители), подобно нашим древним предкам на горе Синай, «видевшим голоса», пережили явление подлинного небесного Иерусалима.

Ансамбль старинной музыки «Hortus Musicus» под руководством Андреса Мустонена

 

Ценителей Шекспира и Чехова на сей раз оставили ни с чем. Зато театралам показали почти десятилетие не сходящий с английской сцены мультимедийный спектакль «Пчела» по новелле Ясутаки Сусуя, в постановке Хидеки Нода и Колина Тивана, с Кэтрин Хантер в главной мужской роли — кошмарная и абсурдная феерия с захватом детей-заложников, отрезанными пальцами (которые на сцене изображались с помощью карандашей) и прочими радостями, изрядно надоевшими нам в жестокой действительности.

Приятный сюрприз фестиваля — «Животные и дети занимают улицы» английской театральной компании «1927» в постановке Сюзан Андрейд, экспериментальный спектакль, сочетающий документальное и мультипликационное кино с драматической игрой, уже знаком москвичам, а потому не нуждается в описании. Происходившее на сцене отчасти отзывалось в праздновании 20-летия иерусалимского Библейского зоопарка, каждую пятницу в продолжение фестиваля проводившего на своей территории концерты популярной музыки и представления цирковых номеров. Израильский клоун Федор Макаров показал свою новую постановку «Baby Faust».

Но самым неожиданным оказался спектакль «Требуется молодой человек, просвещенный и отчаявшийся», равно талантливо сочиненный и сыгранный Ефимом Риненбергом при участии джазиста Дмитрия Топермана и художника Ильи Коца. В его основу положены дневниковые записи отца сионизма Теодора Герцля, одной из которых мне хотелось бы завершить этот краткий фестивальный обзор: «В те дни я боялся, что сойду с ума. Жизни человеческой недостаточно, чтобы сделать всё, но я оставляю духовное наследие. Кому? Люди искусства поймут, как я, находясь в ясном сознании, позволил преувеличениям и мечтам свободно прорасти среди практических идей, словно зеленой траве между камнями мостовой…»

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.