[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2013 ХЕШВАН 5774 – 11(259)

 

РАВВИН ОВАДЬЯ ЙОСЕФ, КОТОРОГО МЫ НЕ ЗНАЛИ

Главный сефардский раввин Израиля Овадья Йосеф скончался в Иерусалиме 7 октября (3 хешвана) и в тот же день был похоронен на кладбище Сангедрия.

Для подавляющего большинства русскоязычных израильтян, да и для многих ивритоязычных, скончавшийся вчера раввин Овадья Йосеф ассоциировался скорее не с миром Торы, а с миром политики. Точнее, с партией ШАС, духовным лидером которой он был с момента ее основания. Ассоциация эта неверная: хотя политика и являлась для р. Овадьи важным инструментом для достижения своих целей, но была не более чем инструментом. Всю свою жизнь р. Овадья занимался только одним делом — изучением иудаизма.

Свою первую книгу, посвященную алахическим вопросам, он написал, не достигнув и 10 лет. А работу над последней книгой прервала его кончина. В общей сложности р. Овадья Йосеф написал сотни книг, посвященных практически всем вопросам еврейского религиозного права. По мнению специалистов, интеллект такого масштаба последний раз был дарован сефардским евреям 500 лет назад, когда Йосеф Каро создал «Шульхан арух».

Р. Овадья родился в Багдаде в 1920 году и в четырехлетнем возрасте репатриировался вместе с родителями в Эрец-Исраэль. В двадцать лет получил смиху раввина, в 23 года женился. Хозяйством и многочисленными детьми всегда занималась жена — рабанит Маргалит. Семья жила очень скромно, даже когда р. Овадья стал окружным судьей в Иерусалиме, затем главным сефардским раввином Тель-Авива, а потом и всего Израиля. Удобства и роскошь не занимали его, единственное, чему он посвящал свои силы и время, — это изучение и преподавание Торы.

Р. Овадья обладал феноменальной памятью. Он помнил наизусть не только весь Талмуд, но и все, что когда-либо написал и прочитал. Он отличался интеллектуальной смелостью — некоторые его алахические постановления шли вразрез с общепринятым в религиозной среде мнением. Будучи верховным раввином, Овадья Йосеф разрешил проблему агунот — женщин, чьи мужья пропали без вести в вой­нах Израиля.

Да и многие другие его решения отличались либерализмом. Не зря Натан Щаранский, выразивший сожаление в связи с кончиной раввина, отметил, что р. Овадья Йосеф был одним из самых крупных религиозных лидеров, которые помогали восстанавливать еврейский народ в Земле Израиля.

Вокруг большого человека всегда вьются эдакие рыбы-прилипалы, паразитирующие на его авторитете. Вокруг р. Овадьи кружилось немало политических функционеров, гревших руки на разжигании межобщинных страстей. Ссылались они всегда на «духовного руководителя», поэтому на «русской улице» Израиля создалось впечатление, что р. Овадья Йосеф был заклятым врагом репатриантов из бывшего СССР. Хотя русскоязычные раввины, общавшиеся с ним, утверждают, что это клевета, напротив, он живо интересовался работой в среде русскоязычных израильтян и в странах СНГ.

Похороны р. Овадьи потрясли светский Израиль. В похоронной процессии приняло участие более 800 тыс. человек со всех концов страны. Они парализовали движение в городе, несколько часов все подъезды к столице были перекрыты. СМИ только и оставалось, что повторять одну и ту же фразу: «Сейчас на улицах, ведущих к иерусалимскому кладбищу Сангедрия, собралось 10 % населения страны». Похороны превратились в демонстрацию силы и значения того мира, которому раввин посвятил всю свою жизнь. Они запомнятся надолго. И само это событие, вместе с книгами и учениками раввина, станет, наверное, лучшим нерукотворным памятником р. Овадье Йосефу.

Давид Шехтер

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.