[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2014 ТЕВЕТ 5774 – 1(261)

 

Открытие церемонии вручения ежегодной премии «Скрипач на крыше».
Москва. 1 декабря 2013 года

 

 

Кремлевское чудо

Ирина Кордонская

1 декабря в Кремле состоялась очередная церемония награждения лауреатов премии ФЕОР «Скрипач на крыше» 5773/2013 года. Награждали героев и пели песни, которым в нынешней церемонии была отведена определяющая роль. В зале не было никого, кто не смог бы их опознать.

Скрипача Саню Кройтора по праву можно было назвать соведущим церемонии

 

Струны Сашкиной скрипки

— А что, скажите, разве не будет Кобзона? — спросила громким шепотом соседка сзади, едва в зале погас свет.

— Посмотрим, — ответил ей низкий голос с той непростой интонацией, какая бывала у моей бабушки, когда я обещала вести себя хорошо.

Соседки мои точно уловили интригу вечера, от Утесова к сестрам Берри, от шлягера к шлягеру, так, чтобы, едва услышав первые ноты, хотелось плакать от счастья и петь, и притоптывать в такт.

Хотя открывал церемонию, как всегда, скрипач. Пассажи, достойные Паганини, заставили меня вспомнить Сашку из «Гамбринуса»: помните, как «со струн Сашкиной скрипки плакала древняя, как земля, еврейская скорбь». Тут скрипач тоже был почти Сашка — Саня. Ведущий церемонии Андрей Максимов, представляя его, так и сказал — Саня Кройтор. Только в переливах его скрипки было меньше скорби и больше веселья. Ведь и повод был радостный: праздник света, Ханука.

Как сказал главный раввин России Берл Лазар, не случайно премией награждают в Хануку: «Если человек верит в Б-га, то Б-г дает ему чудо. Если бы евреи не верили, что масло будет гореть весь срок, чуда бы не произошло». Но евреи поверили. И продолжали верить, и чудеса случались там и сям. Вот, например: если бы советские евреи не верили, что государственному антисемитизму в стране наступит конец, все бы уехали из страны. Многие, правда, так и поступили — но ведь не все.

Когда больше 10 лет назад на Манежной площади впервые установили ханукию, многие сомневались — надо ли дразнить… Но в Берлине-то ханукальные свечи горят на Бранденбургских воротах, чтобы видно было по обе стороны… Тоже, конечно, чудо. Но раз так, у Кремлевской стены ханукии самое место — все лучше чемодана. И шеститысячный зал, видавший Брежнева, нам не слишком велик. Почему бы, собственно, и нет: в Кремле Президент и ФСО, Кремль — безопасное место. Где и собираться, как не здесь.

Раввин Берл Лазар, кинорежиссер Марек Хальтер и ректор МГУ Виктор Садовничий, вручивший Хальтеру статуэтку «Скрипача»

 

Журналист и писатель Линор Горалик получила награду в номинации «Литература»

 

Первая десятка

В бывшем Дворце съездов на сцене тоже были ханукальные свечи — гигантская анимация на заднике. На этом фоне разыгрывался волнующий сценарий, полный музыки и, как всегда у евреев, чудес. Последних было 10 — главных. Их представлял соведущий Андрея Максимова Валдис Пельш.

Первым лауреатом, в номинации «Общинная жизнь», стал председатель еврейской общины Оренбурга Эдуард Берлин. Мой папа, когда был как я, ни за что бы не поверил, что в Сибири может быть еврейская жизнь. Вот вам первое чудо. Раввин Берл Лазар задержался на сцене, чтобы наградить и следующего лауреата, в номинации «Мужество», — раввина Дербента Овадью Исакова. Тщедушный улыбчивый молодой человек, с не седой еще бородой, оказался настоящим героем: поехать в Дагестан, где только за последний год было совершено 12 покушений на представителей разных религиозных конфессий, и получить в награду пулю… Врачи нашли рану безнадежной, но — «я никогда не просил у Б-га чуда так сильно, как в тот вечер; и я вижу, что чудо произошло». Так сказал Берл Лазар.

«Скрипача» за благотворительность президент ФЕОР Александр Борода вручил главе компании «Ренова» Виктору Вексельбергу, возглавляющему попечительский совет Еврейского музея и центра толерантности. Ну и где тут, спросите вы, чудо? А вот где: еще недавно у нас не было ни одного еврейского музея, а теперь два, и один из них уже признан лучшим еврейским музеем Европы и самым технологичным музеем в нашей стране. Во многом он стал таким стараниями Виктора Феликсовича — не все же ему царские яйца добывать. Но музей для него — история не только государственная, а прежде всего личная. «У меня в лесу под небольшим украинским городком остались лежать 17 человек, — признался Вексельберг. — Мой отец из всей семьи единственный выжил». Сзади шумно высморкались. «Что мы, живущие сегодня, можем сделать для этих миллионов жертв?» — продолжил предприниматель. И каждый молча продолжил за него: «Музей».

Следующую статуэтку «Скрипача», в номинации «Просветительская деятельность», получила Виктория Мочалова, филолог, директор Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер», который отмечает в 2014 году 20-летие. «В последние годы в России, где изучение иудаики ранее было фактически прервано, выросли новые поколения ученых», — объявила в микрофон Виктория Валентиновна, категорически отказавшись при этом признать свою личную заслугу в этом достижении и перечислив всех, с кем работает и благодаря кому академическая иудаика в России вообще существует.

Инициативу Виктории Мочаловой поддержал лидер «Машины времени» Андрей Макаревич, приведя длинный список участников альбома «Идиш-джаз» — как раз за него Макаревич получил премию в номинации «Музыкальное событие года». «В создании ситуации, когда еврейская община может отмечать Хануку в Кремлевском дворце съездов, есть немалая заслуга Макаревича, чьи песни буквально “взорвали” нашу жизнь в конце 1970-х», — заявил, вручая награду, президент культурного фонда «Артэс» Александр Достман. Ошибся, правда, лет на 10, но в остальном так и есть.

Посол Израиля в России Дорит Голендер вручала награды, имеющие непосредственное отношение к Израилю. В номинации «Культурное событие года» ее получили Нитце Шмук, Таль Ияль и Смадар Тимор, организаторы выставки «Белый город. Архитектура Баухауза в Тель-Авиве», прошедшей осенью в «Эрмитаже», в здании Генерального штаба (см.: Евгения Гершкович. Праздник в белом // Лехаим. 2013. № 7). Выставка, уже объехавшая несколько стран, скоро откроется в столице, и москвичи убедятся, насколько она хороша. А второго «Скрипача» госпожа посол вручила Линор Горалик, в номинации «Литература», за две ее книжки, посвященные Израилю: «Библейский зоопарк» и «Путеводитель по Израилю только и исключительно для детей». Не чудо ли…

Многих удивило, что в номинации «Журналистика» награда досталась телеканалу «Дождь». Удивило и обрадовало. Глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин, вручая статуэтку генеральному директору «Дождя» Наталье Синдеевой, заметил, что позиция телеканала напоминает нам о Хануке: «Ханука — это восстание слабых против сильных. Позиция телеканала “Дождь” — всегда быть на стороне слабых». Слабых, но сильных духом. Как евреи.

За кино премию получил Марек Хальтер, писатель и кинорежиссер, снявший при поддержке ВГТРК фильм «Биробиджан, Биробиджан» (см.: Ирина Мак. Еврейский город на заре // Лехаим. 2013. № 6). Фильм небесспорный, однако появление его в любом случае событие: прежде картин о еврейской советской столице никто здесь не снимал.

Зато Роман Карцев всю жизнь рассказывает о евреях. Даже когда вроде бы не о них. В каком-то смысле на нынешней церемонии случился его дебют — он прочел со сцены монолог, который сочинил не Жванецкий, а он сам, «человек-легенда»: именно в этой номинации Карцева наградили. А «Скрипача» ему вручил — дождалась-таки соседка — Иосиф Кобзон.

Cергей Галанин

 

Детский вокальный ансамбль «Домисолька» поет на идише

 

О чем поют евреи

Никогда не замечала, а тут вдруг обратила внимание: в еврейских песнях часто что-то покупают и продают. То бублики, то папиросы. Про бублики спела группа «После 11». А про папиросы — Петр Налич со своей командой. На идише пел, и «О койфт же, койфт же папиросен» выходило у него не хуже, чем у сестер Берри. Зал был в восторге, ибо песни — то, что нужно, чтобы почувствовать себя народом. Может, и недостаточное условие, но необходимое наверняка. А эти песни выросшие в СССР евреи слышали все.

По большому счету нам предъявили антологию еврейской песни, в которую каждый исполнитель вставил свои пять копеек. Трогательные детские голоса (ансамбль «Домисолька») выводили «Ломир але инейнем». Группа «Кватро» исполняла «А идише маме». Марк Тишман пел «Бай мир бист ду шейн» — слишком бодро пел, чуть-чуть мягкости бы ему не помешало, но, между нами, автор, Шолом Секунда, продавший когда-то права на эту песню за 30 долларов, был бы доволен, узнав, что шедевр его живет. А кумиром публики, пришедшей в Кремлевский дворец, судя по тому, как его принимали, оказался Сергей Галанин — кто бы мог подумать, что выученная ради этого вечера на идише «Тум балалайка» так аутентично, по-домашнему прозвучит. Нечаянная радость.

Хотя в целом все здесь звучало как надо. Даже единственный музыкальный номер, выбившийся из заявленного жанра, — натужная стилизация Михаила Шуфутинского под названием «Еврейское местечко» — не успел испортить впечатление. Потому что за «Местечком» грянула «Хава нагила», потом «Золотой Иерусалим», а за ним и «Гевену шалом алейхем», все в исполнении Иосифа Кобзона и Академического ансамбля песни и пляски внутренних войск. Розовощекие хористы особенно радовали глаз: в высоких фуражках и погонах рядовых милиционеров, они сцепили ручки, как барышни, и, пританцовывая, уверенно выводили ивритский текст. Я же, глядя на вояк, вспоминала русский вариант песни, который мы, будучи студентами, в 1980-х пели на Горке, в Глинищевском переулке, на бывшей улице Архипова: «Дойдем до Красного моря…»

И ведь правда дошли.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.