[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2014 ТЕВЕТ 5774 – 1(261)

 

УЧЕНЬЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ

Берл Лазар

Не секрет, что уже много лет в еврейском государстве существует конфликт между светскими и ортодоксами. Периодически даже возникают партии, объявляющие своей целью борьбу с религиозной частью общества. Они утверждают, что верующие не работают, не служат в армии, не платят налоги и вообще живут за счет остального населения. Как верующий человек я должен с сожалением констатировать: среди религиозных людей действительно есть те, кто уклоняется от выполнения своих общественных обязанностей. Не уверен, правда, что их процент выше, чем в светской части общества. Но нам, верующим, сам Б-г велел судить себя самой строгой мерой. Тем более что в Торе написано: человек должен трудиться.

Как раз об этом очередная мишна из «Пиркей Авот»: «Изучение Торы, которое сочетается с трудом, — прекрасная вещь, ведь вместе они требуют такого труда, что забудешь о грехе. А изучение Торы, не сопровождающееся трудом, не даст результата и приведет к греху».

Самое простое понимание мишны: надо уметь сочетать в жизни две вещи, учить Тору и трудиться. Никто не вправе заявлять: «Я посвятил себя изучению Торы, потому что это мой долг перед Б-гом, а о моем пропитании пусть позаботятся другие». Б-г создал человека в мире, где есть Тора и есть труд. Тора питает душу, а труд — тело, обе эти составляющие равно необходимы для обеспечения качества жизни. А поскольку Б-г никогда не ставит перед человеком неисполнимых задач — у каждого есть достаточно времени и сил, чтобы и Торой заниматься, и работать, выполняя свой долг перед обществом. И тогда действительно «забудешь о грехе», ибо все время будет занято позитивными делами. Алтер Ребе говорил: «У меня есть мечта: мои хасиды должны быть так заняты, чтобы у них не оставалось времени для греха»…

Но если все так просто, почему мишна дважды повторяет одну и ту же мысль — сначала как утверждение, потом как отрицание? Логично предположить, что в мишне содержится все-таки несколько идей, связанных друг с другом. Если мы будем анализировать не перевод, а оригинал на иврите, обнаружится, что для обозначения понятия «труд» каждый раз употребляется иное слово. Разумеется, это не случайно.

«Изучение Торы, которое сочетается с трудом»: здесь в оригинале использовано выражение, которое означает также «правильное поведение». Наши мудрецы трактуют эту часть мишны как призыв работать над собой, над своим поведением: любить ближнего, правильно понимать свои обязанности по отношению к окружающим.

«…Требуют такого труда, что забудешь о грехе»: в оригинале здесь слово, означающее физический труд, трату времени и сил для обеспечения себя и своей семьи. Это слово используется, в частности, в известной мудрости: «Трудись ради пропитания, и будет тебе счастье и благо».

«…Изучение Торы, не сопровождающееся трудом»: здесь в оригинале слово «мелаха», которое значит также «ремесло». На эту часть мишны есть комментарий Бааль-Шем-Това. В послании Леви-Ицхаку из Бердичева Бешт пишет, что «мелаха» — это «забота о любви к ближнему». То есть речь вновь идет о поведении, но уже в другом контексте. Недостаточно просто учить Тору, чтобы выполнить заповедь любви к ближнему, надо трудиться, чтобы эту любовь реализовать на практике!

Леви-Ицхак впоследствии рассказывал, что эти слова Бешта заставили его понять сразу две важные вещи: во-первых, ему надо любить ближнего больше, чем прежде, и во-вторых, когда человек развивает в себе любовь к ближнему, благодаря труду на пользу другим, Б-г обязательно поможет ему лучше понять Тору.

Таким образом, наша мишна содержит куда более сложную идею, чем кажется на первый взгляд. Да, каждый еврей должен учить Тору. Но это не самоцель: изучение Торы призвано помочь человеку выйти на более высокий духовный уровень. Поэтому параллельно с учебой надо работать в трех направлениях: работать над собой, работать на свое пропитание и работать для других. Учить Тору ради себя, без пользы для общества — это тратить время зря. Ведь главная задача Торы в том, чтобы научить нас любви к ближнему, а эта любовь должна выражаться в делах. Тот, кто живет по Торе и заповедям, должен выполнять все обязанности гражданина и члена общества, приносить пользу окружающим.

…Вспоминаю в этой связи, как разные люди приходили к Ребе и просили у него благословения, чтобы полностью посвятить себя изучению Торы после вступления в брак. Ребе был категорически против. Год-полтора можешь продолжать учиться, но никак не больше, говорил он. Сегодня в мире необходимо, чтобы каждый был полезен обществу, помогал другим.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.