[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2014 ШВАТ 5774 – 2(262)

 

 

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер

 

Разница в возрасте, финансовые трудности, сефарды и ашкеназы и другие проблемы

<…> Хорошо известен весьма разумный совет наших мудрецов, блаженной памяти, полагавших, что между женихом и невестой не должно быть слишком большой разницы в возрасте. <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 184)

 

<…> Вы спрашиваете мое мнение о замужестве <сестры Вашей жены> с мужчиной, который старше ее на тридцать пять лет. Мне кажется, следует тщательно проверить, почему он до сих пор не был женат. Если это не связано с проблемами, мешающими создать еврейскую семью, то им следует лучше узнать друг друга и убедиться, что их чувства взаимны. <…>

(Из письма от 12 хешвана 5711 года)

 

<…> Вы пишете, что Вам предлагают познакомиться с мужчиной на сорок лет старше Вас. Мне кажется, что в данном случае разница в возрасте слишком велика. Также необходимо проверить, почему он никогда не был женат. Прежде чем что-либо предпринять, необходимо выяснить, с чем это связано. Я уверен, что у Вас есть друзья, живущие в том же городе, что и этот мужчина, которые смогут помочь Вам в этом деле. <…>

(Игрот кодеш. Т. XXII. С. 17)

 

<…> По поводу замужества с мужчиной на пятьдесят лет старше: поскольку разница в возрасте очень большая, Вам следует поискать жениха Вашего возраста. <…>

(Без даты)

 

<…> Вы пишете, что Вам предложили познакомиться с тридцатипятилетней женщиной, и спрашиваете, что я об этом думаю. Важно, чтобы Вы выяснили, почему она до сих пор не вышла замуж, поскольку в таком возрасте это достаточно необычно. Свое решение Вам надлежит принять на основании этих сведений. <…>

(Игрот кодеш. Т. XXI. С. 281)

 

<…> Вы спрашиваете, можно ли Вам, сорокадвухлетней женщине, выйти замуж за мужчину тридцати девяти лет. Вам следует обратиться к раввину, который постоянно занимается подобными делами, и поступить в соответствии с его решением. Это необходимо, поскольку Вы старше. <…>

(Без даты)

 

<…> Я получил Ваше письмо от 13 мая, в котором Вы спрашиваете от имени своего сына, которому предложили познакомиться с девушкой. Он не уверен, смогут ли ее родители дать ей достаточно большое приданое. Вы пишете, что по своим душевным качествам девушка подходит Вашему сыну. По моему мнению, для создания семьи это самое главное. Что же касается материальной стороны, то Всевышний им поможет. Скорее всего, в начале семейной жизни их поддержат родители с обеих сторон. Это тем более вероятно, что отец девушки — владелец фабрики. <…>

(Игрот кодеш. Т. VI. С. 61)

 

<…> Вы пишете, что молодой человек и девушка понравились друг другу и единственная проблема связана с финансами, прежде всего со стороны родителей потенциального жениха. В такой ситуации самое правильное — найти кого-нибудь из друзей его родителей, кто смог бы на них повлиять. Это тем более справедливо, поскольку с точки зрения здравого смысла абсурдно, что какие-то несколько тысяч лир играют столь значительную роль в столь важном деле, как вступление в брак, который называют «вечным зданием».

В своем письме Вы не сообщаете, где собираетесь поселиться, — между тем в разных городах Страны Израиля цены на жилье очень разные. Возможно, если Вы решите поселиться не там, где собираетесь, это решит или, по крайней мере, уменьшит финансовую проблему. Разумеется, я имею в виду только такое место, где могут жить люди, соблюдающие заповеди, поскольку в этом вопросе компромисс невозможен. <…>

(Игрот кодеш. Т. XXIII. С. 76)

 

<…> Вы спрашиваете, стоит ли Вам знакомиться с девушкой, если Вы не имеете ни малейшего представления, как будете зарабатывать на жизнь.

Поскольку у этой девушки множество достоинств, Вам следует с ней познакомиться. С другой стороны, поскольку вы не собираетесь учиться в колеле[1], важно составить план, как Вы собираетесь зарабатывать на жизнь.

Необязательно приступать к реализации этого плана немедленно. Однако следует реалистически оценить, где и каким образом вы собираетесь зарабатывать. <…>

(Письмо напечатано в «Нелха бе-орхотав», с. 42)

 

<…> Что касается Ваших вопросов о пропитании, поисках работы и т. д. Вам следует поступать согласно обычаю «достойных мужей Иерусалима» (якирей Йерушалаим), которые, насколько мне известно, занимались изучением Торы и служением Всевышнему, а когда приходило время, начинали заниматься поисками супруги. Только обручившись, в соответствии с требованиями семьи невесты, они начинали заботиться о заработке. Вам следует поступать точно так же. Не следует сейчас переживать и беспокоиться о том, что случится только в будущем. <…>

(Игрот кодеш. Т. XV. С. 146)

 

<…> Вы пишете о знакомстве сестры Вашей жены с молодым человеком. Вы сами подробно описали все достоинства и преимущества этого брака. Однако между строк можно прочитать: Вас беспокоит, что у молодых нет достаточно средств, чтобы снять жилье.

Попробуйте оценить ситуацию объективно. Наши мудрецы говорили, что найти подходящую пару так же трудно, как рассечь воды Красного моря. Тем не менее Ваша родственница нашла своего суженого, который подходит ей и в физическом, и в духовном плане. И вот теперь, когда с ней произошло такое большое чудо, Вы беспокоитесь о том, что будет с кухней и мебелью? Вам следует благодарить и восхвалять Всевышнего, пославшего ей молодого человека, который богобоязнен, учит Тору и т. д. (как Вы сами написали в своем письме). И хотя он не богат, Ваша родственница дала свое согласие без тени сомнения. <…>

(Игрот кодеш. Т. IX. С. 315)

 

<…> Вы спрашиваете, стоит ли продолжать знакомство с девушкой сефардского происхождения. Судя по тому, что Вы пишете, девушка выросла в религиозной семье. Поэтому Вам стоит продолжить, тем более что она согласилась с тем, что Вы будете отращивать бороду, а она — после свадьбы — ходить с покрытой головой. Кроме того, мы знаем, что сефардские семьи безупречно соблюдают законы семейной чистоты.

Что касается Ваших родителей (которым не нравится идея брака с сефардской девушкой), Вы можете их успокоить, объяснив, что в последние годы между сефардами и ашкеназами было заключено много удачных и счастливых браков. <…>

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 75)

 

<…> Мое возмущение языком Вашего письма вполне понятно: брак с девушкой сефардского происхождения Вы называете «унижением», упаси Б-г!

Вам следует встретиться с сефардской девушкой, с которой Вас хотят познакомить. <…>

(Игрот кодеш. Т. XX. С. 227)

Перевод с английского, идиша и иврита
Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 

 



[1].      Колель — религиозное учебное заведение для женатых мужчин.