[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАРТ 2014 АДАР 5774 – 3(263)

 

ЧИТАЛИ?

МИХАИЛ ЭДЕЛЬШТЕЙН. Минус Серебренников

2013.11

В апреле-мае 2012 года (после Песаха) в Красноярске — сначала в Доме кино, затем в рамках «музейной ночи» в Культурно-историческом центре — широкому кругу лиц, в основном молодежи, показали самодеятельный фильм «Жид-вампир». Затем он был выложен в Сеть как «народно-патриотическая» сказка.

По просьбе членов общины я подал заявление в ФСБ с просьбой разобраться и удалить фильм законным способом. В течение года я ничего не знал о движении моего заявления и даже позвонил одному из авторов «сказки» с просьбой удалить фильм из интернета.

Я знал, что у журналистов «круговая порука» и они горой друг за друга. Но что здесь началось! Не писал о «бедных пострадавших» писателях-журналистах только ленивый, даже Дина Рубина усмотрела в моем заявлении «галутный образ мысли».

Некие режиссеры даже пожелали поставить «сказку» в своих театрах. Но вот все затихло, следователь закрыл дело, т. к. вышло отведенное время. Посовещавшись с раввином, я возражать не стал. Но вдруг журнал «Лехаим» разродился статьей Михаила Эдельштейна — слово в слово согласие с другими журналистами.

Конечно, никто не обратил внимания, что фильм вышел в канун юбилея «дела Бейлиса», когда в православных храмах читают специальную молитву по «безвинно убиенному жидами мальчику». Немцы после принятия Нюрнбергских законов и Хрустальной ночи выжидали, как отреагирует мировая общественность. Мировая общественность отмолчалась, мы знаем, чем это закончилось.

И сейчас промолчим?

Ю. С. Лившиц, председатель красноярской общины

 

ЧИТАЛИ?

ЗЕЭВ БАР-СЕЛЛА. ОСЛОЖНЕНИЕ ЭРЕНБУРГА

2014.1

Статья «Осложнение Эренбурга» вызывает удивление отчаянной смелостью автора, его увесистыми доводами. Особенно впечатляет отношение Зеэва Бар-Селлы к публицисту времен второй мировой войны, «давно затерянному» И. Г. Эренбургу. Опустившись с университетских высот на край красноармейского окопа, Зеэв Бар-Селла видит сугубо штатского старикана в мерлушковой кучме, «случайно заскочившего на передовую», подслушивает, как бойцы «попросту глумятся над заезжим щелкопером из тех, что сочиняли сказки»… Он старательно оглашает им Уголовный кодекс РСФСР, ст. 193, п. 2, подпункт «2», ст. 193, п. 22, влекущие за собой высшую меру социальной защиты с конфискацией имущества.

Зеэв Бар-Селла, взявшись за щелкопера, понимает все же, что ему одному того не одолеть, и привлекает в сообщники К. Симонова, А. Толстого, М. Шолохова, А. Суркова, даже ветерана первой мировой войны скифа А. Блока. С товарищеской приветливостью отмечает: «Но Эренбург и в этой толпе (!) не затерялся». Далее он призывает в свой взвод Г. Ф. Александрова из ЦК ВКП(б).

С особым мастерством анализирует Зеэв Бар-Селла приказы № 130 Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1942 года, № 227 от 28 июля 1942 года, статью И. Г. Эренбурга «Убей». Совсем неожиданно литкритик цитирует поэму А. Блока «Скифы». Как установил проницательный Зеэв Бар-Селла, это зарифмованный Брестский мир.

Для чего в эссе «Осложнение Эренбурга» затеяна эта чехарда с привлечением статей УК РСФСР, цитат из приказов Главкома, стихов А. Блока и К. Симонова? А старается Зеэв Бар-Селла, дабы доказать, что «неплохой писатель» Эренбург сам не нашел такого сложного словосочетания, как «убей немца», — «пришлось вставлять чужое».

Сам Константин Михайлович так и ушел из жизни, не заметив «плагиата», а литкритик Зеэв Бар-Селла, рожденный в 1947 году, таил свою криминальную находку долгие годы.

Читателей для сравнения познакомим с мнением выдающегося еврейского поэта и партизана Аврома Суцкевера: «Эренбург был в моих глазах интереснейшим писателем. Он меня просил читать ему стихи на иврите. Я ему рассказал, что учился в ивритской гимназии, и читал ему наизусть строки из баллад Черниховского. Он был в восторге. “Я не могу освободиться от волшебства ивритских звуков”, — часто говорил он мне. Читал свои военные стихи по-русски. Я перевел его стихотворение, где была строчка “Мать мою звали по имени Хана…”, на идиш. Я очень любил Эренбурга раньше, люблю и теперь. За все, что Эренбург для меня сделал, я не мог и десятой доли отплатить».

Борис Гельман, Севастополь

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.