[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАРТ 2014 АДАР 5774 – 3(263)

 

2:1 В ПОЛЬЗУ ГЛАВНОГО РАВВИНА

Семен Довжик

Сложно найти в Великобритании, да и во всей Европе, еврея, который никогда бы не слышал о «Лимуде». Если таковой и найдется, будет это, скорее всего, либо «номинальный еврей», неспособный отличить Пурим от Песаха, либо человек лукавящий.

Главный раввин Великобритании Эфраим Мирвис во время своего выступления на «Лимуде». Уорикский университет. Декабрь 2013 года

 

С тех пор как в 1980 году английские евреи впервые собрались поговорить за жизнь, много воды утекло. Из локального проекта «Лимуд» перерос в международный еврейский бренд, покоривший значительную часть стран еврейской диаспоры. Концепция конференций — собираться вместе и говорить на любые темы, имеющие отношение к еврейству, — оказалась способной притянуть и «номинальных», которых обычно калачом не заманишь.

Для евреев Великобритании «Лимуд» давно стал не просто национальной гордостью, но частью еврейского календаря, такой же, как, скажем, пасхальный седер или празднование Дня независимости Израиля. Посетить «Лимуд» в конце декабря считается в определенных кругах английского еврейства делом обязательным. Но в конце прошлого календарного года британский «Лимуд» прославился иным образом. Вокруг «Лимуда» скрестили шпаги светские и религиозные, новаторы и консерваторы, догматики и приверженцы радикальных реформ. (Готовый сценарий о внутриеврейских дрязгах нервно ожидает своего Спилберга.)

1 сентября 2013 года сменилась эпоха в современной истории евреев Соединенного Королевства. Пост главного раввина Великобритании покинул Джонатан Сакс, занимавший его с 1991 года. Сакс, выражаясь языком официоза, за годы нахождения в должности заслужил всеобщее уважение. Но это не штамп и не преувеличение. Сакса ценили многие — от английской королевы до самих евреев, что случается крайне редко. Так что перед преемником его, раввином Эфраимом Мирвисом, стояла нелегкая задача занять место всеми уважаемого и почитаемого лидера. Требовалось проявить решительность и лидерские качества. И он это сделал! Пресс-секретарь главного раввина сообщил, что Мирвис собирается принять участие в декабрьском «Лимуде».

Джонатан Сакс тоже посещал «Лимуд», самый первый, в 1980 году, было это, однако, еще до принятия им  «официального сана».

За всю историю «Лимуда» ни один главный раввин Великобритании ни разу не посетил ни одну конференцию. Воздерживался от этого и Сакс, при всей его прогрессивности и либерализме. Традиционный, ортодоксальный иудаизм видел в «Лимуде» секулярного оппонента, представляющего опасную альтернативу. «Лимуду», таким образом, было отказано в сертификате кашрута.

Конечно, за годы существования «Лимуда» его все-таки посещали раввины ортодоксального направления. Но были это, по большей части, люди, ассоциируемые с левым крылом. В любом случае, активное посещение конференций «генеральной линией партии» не поощрялось.

Мирвис решил в корне изменить ситуацию — посредством «Лимуда» достучаться до тех евреев, кого вряд ли мог когда-либо увидеть в своей синагоге в Финчли или в каком-либо другом шуле. Сложно было предположить, что подобное решение не вызовет критики, однако и накал начавшейся обструкции немало удивил.

Против Мирвиса выступили раввины, которых относят к наиболее ортодоксальному крылу. Его не упрекали разве что в ереси. Общественная кампания была развернута в лучших традициях. Подписывались петиции и открытые письма, Мирвиса старались если не переубедить, то лишить раввинской поддержки.

Лондонская «Джуиш кроникл» просто не успевала отслеживать очередные публичные выступления «за» и «против» «Лимуда». Мирвис же оказался настоящим лидером: он стойко держал удары, был непоколебим в своем мнении.

Тогда противники похода в «Лимуд» решили изменить тактику. Для этого им необходимо было срочно отыскать брешь в концепции примирения с секулярными. И брешь такая была найдена. Один из самых ярых оппонентов прошелся по программе конференции и увидел среди ее участников представителя лондонского Центра изучения каббалы. На следующий день в блоге раввина на сайте его синагоги появился гневный и обличающий пост. Это что ж такое происходит, дорогие товарищи? — вопрошал его автор. Мало того, что мы решили идти с поклоном в «стан неверных», так мы еще будем участвовать в «Лимуде» наравне с какими-то каббалистами? Что этот «Лимуд» себе думает? Сегодня они позвали каббалистов, а завтра, если так пойдет дело, евреев за Иисуса позовут! Говорили мы нашему главному раввину, а он не слушал! Вот и попал в одну компанию с каббалистами, срам-то какой!

Здесь требуется некоторое пояснение.

Подать заявку на участие в «Лимуде» в качестве лектора может каждый смертный. Обозначенная тема рассматривается организационным комитетом, и если в ней нет ничего крамольного, заявка считается одобренной. Но ведь это смотря что считать крамолой. После атаки на каббалистов споры вокруг участия главного раввина в «Лимуде» разгорелись с небывалой силой. Активисты еврейской общины срочно пополняли запасы попкорна. Репортеры «Джуиш кроникл» требовали доплаты за сверх-урочные.

Удар был нанесен точно. После того как разыграли каббалистическую карту, напряглись и в «Лимуде», и в стане главного раввина.

Мирвис позиции свои явно не собирался сдавать, однако с точки зрения расстановки сил в общине ему любой ценой необходимо было не увязнуть в разборках о правомерности участия в «Лимуде» контроверсального Каббала-центра. Да и самому «Лимуду», при всем его либерализме, стратегически важнее было заполучить к себе Мирвиса. Очевидно, имели место и какие-то закулисные переговоры, и обмен парламентерами. В конце концов решено было пойти-таки на размен. На следующий день представители Центра изучения каббалы исчезли из программы «Лимуда», будто и не было их там никогда.

«Джуиш кроникл» хорошенько прошлась по «доработанной» программе, но противникам выступления Мирвиса на «Лимуде» уже нечем было крыть. Путь к сердцам светских евреев для главного раввина был открыт.

Раввина Мирвиса на «Лимуде» встречали и провожали овациями. Таких почестей вряд ли удостаивался кто-либо из участников конференции. Эфраим Мирвис говорил о мудрости Торы и решении конфликтов, упомянув лидерские качества Моисея, сумевшего сплотить еврейский народ. Матч «Лимуд-2013» закончился со счетом 2:1 в пользу раввина Мирвиса. Каббалисты в финал не попали.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.