[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2000 НИСАН 5760 — 4 (96)

 

Исай МихайловиЧ Зейтман – художник и физик

Мирра Аспиз

Осенью прошлого года после посмертной персональной выставки художника И. М. Зейтмана его семья преподнесла Третьяковской галерее пять его работ. Генеральный директор Всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея" член-корреспондент Академии художеств В. А. Родионов написал дарителям: "Государственная Третьяковская галерея выражает Вам глубокую признательность за принесение в дар произведений Исая Михайловича Зейтмана... Благодаря Вашему дарению коллекция акварели второй половины XX века пополнилась превосходными листами высокого художественного достоинства, в которых отражены редкая цельность и острота мироощущения этого мастера, воспевшего в живописи и графике красоту старой Москвы..."

Родился Исай Зейтман в 1899 году на юге Украины в г. Александрии (ныне Кировоградской обл.). Мальчику было 6 лет, когда скончался его отец. Матери надо было содержать семью, в которой росло пятеро сыновей (один умер в младенчестве), младшему исполнилось только полгода. Закончив акушерские курсы, она получила обширную практику.

После хедера Исай поступил в местную классическую гимназию. Через его дядю, нотариуса, проходило оформление многочисленных торговых сделок города, специализировавшегося на торговле пшеницей. Дядя состоял членом попечительского совета гимназии, и его ходатайства за племянников всегда удовлетворялись.

Уже в гимназические годы Исай много рисовал. Кто-то обратил внимание на его работы и рассказал о них местной помещице, выпускнице Петербургской Академии художеств, ученице известного живописца и педагога П.П. Чистякова. Талантливая женщина собрала вокруг себя несколько способных к рисованию юношей и занималась с ними. Среди них были и конторщик, и солдат местного гарнизона, и несколько гимназистов, в том числе Исай Зейтман. Альбом с его рисунками она возила в Академию художеств, где подтвердили способности юноши. Интересно, что этот альбом сохранился до сих пор. Между прочим, помещица, оценившая дарование Зейтмана, была матерью ученого А. Л. Чижевского, одного из основоположников гелиобиологии – раздела биофизики, изучающего влияние активности Солнца на организмы животных и человека..

20-е годы.

 

С первого класса гимназии И. Зейтман начал давать уроки, забежим вперед и скажем, что в будущем он станет незаурядным педагогом. В раннем детстве мальчик уже много читал и проявлял интерес к различным областям науки. По окончании гимназии Исай мечтал получить художественное образование. Но события в стране не позволили осуществиться этой мечте.

Во время гражданской войны в Александрии часто менялась власть. В период, когда в городе действовала банда Н. Григорьева, там происходили еврейские погромы. Врываясь в дома с криком "Жиды есть?", григорьевцы убивали евреев. Семью Зейтмана соседи не выдали бандитам.

Вслед за Исаем, уехавшим в Москву в 1920 году, постепенно все члены его семьи покинули Александрию. Гимназический товарищ Исая, к тому времени получивший комнату в коммунальной квартире, поселил его у себя. В этой квартире жил один из братьев Гранат, издателей фундаментального Энциклопедического словаря.

Автопортрет. 1930 год.

В год приезда в Москву Исай был призван в армию и отправлен в Петроград. Новобранцев спешно готовили к боевым действиям. Солдат И. Зейтман, улучив короткое свободное время, наведался в Русский музей, где, с интересом рассматривая экспозицию, познакомился с одним посетителем музея, искусствоведом. Высказывания солдата о картинах поразили последнего. Случайная встреча явилась для Исая судьбоносной. Через несколько дней после нее Зейтмана вызвали в Политотдел и направили в распоряжение его библиотечного отдела, который вел работу в различных армейских подразделениях. Это произошло по рекомендации нового знакомого Исая. Два года провел он на этой службе. В Петрограде тем временем кипела бурная культурная жизнь: это и частые концерты, на многих из них пел Ф.И. Шаляпин; и многочисленные поэтические вечера с участием известных поэтов. Исай по мере возможности посещал их.

Отслужив в армии, И. Зейтман вернулся в Москву. Сначала он устроился в библиотеку Дома Союзов, располагавшуюся на хорах его Колонного зала. В этом зале проводились важнейшие заседания – конгресс Коминтерна, съезды партии, и Зейтман мог видеть и слышать руководителей коммунистической партии. Сам он в партию не вступил, считая ее ответственной за огромное количество пролитой крови во время революции и после нее.

Однако, будучи патриотом, Исай полагал, что новой России нужны не художники, а специалисты в разных областях науки и техники. Он оставляет намерение получить художественное образование и поступает на физико-математический факультет 2-го Московского университета. С биржи труда молодого специалиста в 1934 году направляют в качестве учителя математики и физики в детскую еврейскую школу-коммуну, расположенную в подмосковной Малаховке. До его прихода там вел уроки рисования ставший впоследствии знаменитым живописец и график Марк Шагал. Преподавание в школе велось на идише, который Исай изрядно подзабыл после хедера. В виде исключения ему разрешили преподавать на русском языке.

40-е годы.

Работу в школе Исай Михайлович совмещает с учебой в вечерней студии живописца и театрального художника К.Ф. Юона, автора жизнерадостных, пленэрных пейзажей, жанрово-пейзажных и тематических картин. Студию Зейтман посещал шесть лет. Написанная в ней картина "Девочка с кошкой", получившая высокие оценки, была рекомендована на Парижскую международную выставку 1937 года, но Исай не решился с ней расстаться, опасаясь, что она может пропасть. Отказался он и от учебы в Академии художеств, куда был рекомендован, считая, что в сорок лет поздно начинать учебу.

После трех лет работы в школе И. Зейтман переходит в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, где с 1937 года преподает курс оптики. В МВТУ он оставался почти четверть века, до выхода на пенсию. Одновременно он был внештатным сотрудником, так называемым часовиком, на кафедре физики одного заочного института. Вскоре почти все преподаватели этой кафедры были репрессированы. Как уцелел Исай Михайлович? "Видимо, потому, что не состоял в штате", – полагал он сам.

Его лекции слушали студенты и специалисты, среди них некоторые наши космонавты. Во время экзаменационной сессии к нему выстраивались очереди студентов, они рассчитывали на его справедливость и доброжелательность. Когда стипендию перестали платить студентам с тройками, он старался как можно реже их ставить.

Наряду с преподавательской работой И. Зейтман занимался научной деятельностью. Им опубликовано большое число статей. Перед войной он собрал материал для кандидатской диссертации.

50-е годы.

Во время войны Исай Михайлович, его жена Генеса Давидовна и единственная дочь Майя эвакуировались с МВТУ в Ижевск. Весь диссертационный материал потерялся, и ученый никогда не пытался его восстановить. В Ижевске он много рисовал. Почти все его работы того периода выполнены на обратной стороне экзаменационных билетов, тем не менее они хорошо сохранились.

Вернувшись из эвакуации, Зейтман с энтузиазмом, еще больше, чем раньше, занимается коллекционированием книг по искусству. Он покупает новинки и букинистические раритеты, обменивается с другими коллекционерами. И рисует, рисует... Летом, отдыхая в Доме творчества писателей в Коктебеле, он с раннего утра работает на природе. Там им созданы замечательные пейзажи восточного Крыма.

Остоженка. 1963 год.

Среди его произведений много пейзажей разных уголков России, Крыма и Прибалтики, портретов родных и близких ему людей.

Искусствовед В. Мейланд писал о нем: "Зейтман как физик-оптик и как художник оставил для себя только природу и искусство и растворился в них... и вообще все, что бы он ни писал маслом или акварелью, неизменно становилось живописной драгоценностью. При этом он никогда не прибегал к этнографической конкретности и иллюзорной деталировке. Ему достаточно было найти и обозначить природную драгоценность без ремесленной полировки граней".

Работы И. Зейтмана высоко оценивали известные мастера – Р.Р. Фальк, А.В. Фонвизин, А.В. Куприн, А.А. Осмеркин. В его творчестве прослеживается влияние французского искусства второй половины XIX–начала XX века – импрессионизма и постимпрессионизма. Однако у него, как и у других русских мастеров, испытавших влияние этих направлений, выработался свой индивидуальный стиль.

Выйдя на пенсию в 60 лет, И. Зейтман целиком посвятил себя живописи. Писал он ежедневно. В 80-е годы им созданы  композиции по мотивам французских и русских поэтов – Ш. Бодлера, А. Ренье, А. Пушкина, А. Блока.

Подсолнухи. 1970 год.

Все, кто общался с Исаем Михайловичем, отмечали его поистине энциклопедические знания, прекрасную память. Он владел французским и немецким языками.

Первое участие Зейтмана в выставках относится к 1933 году. Это была выставка художников-любителей. Спустя полвека состоялась его персональная выставка в Центральном Доме литераторов, организованная по инициативе ряда писателей, знакомых с работами художника по Коктебелю. В Коктебеле же в музее М. Волошина  в 1990 году была проведена его персональная выставка. Через два года он участвовал в первой выставке галереи "Станбет" в Москве, а в 1993 году – в той же галерее в Финляндии. Затем, в 1994 году, следует персональная выставка в художественной галерее Калининграда.

В 1996 году Исай Михайлович скончался. А осенью 1999 года состоялась посмертная персональная выставка, приуроченная к его 100-летию. Телеканал "Культура" приурочил к этой дате фильм "Время Зейтмана", который демонстрировался несколько раз.

Ряд деятелей искусства и литературы обратился к мэру Москвы Ю.М. Лужкову с просьбой организовать музей художника. В этом обращении говорится: "В районе Остоженки с 1923 года жил Исай Михайлович Зейтман, который помимо науки всю жизнь посвятил искусству. Его любила блестящая плеяда художников, он оставил после себя уникальную коллекцию работ.

60-е годы.

Выставки, которые прошли в 80-х годах и уже в наши дни в связи со столетием со дня рождения мастера, красноречиво говорят о его таланте.

Исай Зейтман унаследовал и творчески усвоил замечательные традиции русского и французского искусств начала века. Они воплощены в его картинах, связанных с одним из самых красивых уголков столицы – Остоженкой.

90-е годы.

Это та старая Москва, которая уходит из жизни и заменяется новой архитектурой, новой культурой. Но мы должны знать свое прошлое, и коллекция картин Исая Зейтмана, исполненных подлинной поэзии, – историческая память об Остоженке.

Мы очень хотим создать музей этого собрания. Он послужил бы началом собирательства пейзажа старой Москвы, началом создания небольших мемориальных музеев..."

Письмо мэру подписали народный художник СССР академик Т. Салахов, член-корреспондент Российской Академии художеств

П. Никонов, народный художник России М. Митурич, лауреат Государственной премии России Ф. Инфантэ, художник Ю. Злотников и литератор В. Некрасов.

У И. Зейтмана не было ученой степени. Не состоял он и в Союзе художников. Для него, говоря словами Б. Пастернака, "Цель творчества – самоотдача,/ А не шумиха, не успех".

Работы художника Исая Зейтмана украшают залы музея искусств Феодосии, они хранятся во многих частных коллекциях в России, США, Австрии, Германии и Финляндии.

Сирень. 1973 год.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru