[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2000 ТАМУЗ 5760 — 7 (99)

 

КРЫЛАТЫЙ БОГАТЫРЬ

Лев Вигман

В 1940 году в Советском Союзе было всего четыре человека, дважды удостоенных звания Героя Советского Союза. Это были участники боев в Испании, Китае, на Халхин-Голе и в советско-финской войне: Сергей Иванович Грицевец (1909–1939) – погиб при исполнении служебных обязанностей; Сергей Прокофьевич Денисов (1909–1971);

Григорий Пантелеймонович Кравченко (1912–1943) – погиб в воздушном бою под Ленинградом; Яков Владимирович Смушкевич (1902–1941) – расстрелян в октябре 1941 года.

Автору этих строк довелось в феврале 1941 года быть на приеме у Я.В. Смушкевича. Впоследствии я прослужил много лет в военно-воздушных силах, встречался с летчиками, которые воевали вместе со Смушкевичем и охотно рассказывали о героических подвигах этого мужественного человека.

Яков Смушкевич c семьей. 1940 год.

 

***

В начале Великой Отечественной войны журнал “Люфтваффе”, официальный орган военно-воздушных сил гитлеровской Германии, писал о том, что во время военных действий в Испании (1936—1939 годы) контрразведка третьего рейха потратила много сил и средств на то, чтобы убрать генерала “Дугласа”.

Фюрер авиации Геринг посулил тогда награду в миллион марок летчику, который его собьет. Журнал ликовал по поводу того, что генерал не участвует в нынешней войне – это было равносильно разгрому по меньшей мере пяти вражеских дивизий.

... События в Испании вышли за рамки гражданской войны и превратились в национальную революционную войну не только против испанского, но и мирового фашизма.

Советские волонтеры, их было до 3000 человек, хорошо подготовленных командиров, летчиков, артиллеристов, танкистов, с согласия советского правительства отправились в Испанию. В числе советских добровольцев в качестве советника по авиации был командир 201-й Витебской авиационной бригады, комбриг Яков Владимирович Смушкевич, тот самый генерал Дуглас (это был псевдоним Смушкевича). На аэродроме в городе под Мадридом встретились командующий военно-воздушными силами республики Игнасио Сиснерос с Дугласом.

Сиснерос внимательно оглядывал мужественного человека с шапкой черных волос и веселыми глазами на смуглом лице. Так началась дружба двух смелых и сильных борцов с фашизмом. За три дня советник побывал на всех аэродромах республиканцев, познакомился с личным составом частей. Не прошло и недели, как генерал Дуглас на самолете “Бреге-19” вылетел на первое боевое задание. Самолеты пошли на Мадрид. В разных местах города они увидели клубы дыма – это фашистские “Юнкерсы” бомбили военные объекты. Добраться до таких высот на “Бреге-19” было невозможно. Дуглас покачал крыльями, давая сигнал истребителям “делай, как я” и повел самолет на штурмовку автоколонны. Сам он участвовал в составе групп в нескольких полетах и показывал летчикам, как надо скрытно подходить к цели. Это позволило уничтожить значительное количество вражеских самолетов, боевой техники и живой силы противника.

В конце октября 1936 года на пароходах (в разобранном виде) прибыли советские самолеты: скоростной бомбардировщик “СБ”, легкий бомбардировщик “Р-5”, истребители “И-15” и “И-16”. Советские летчики с первых дней проявили себя героически.

Наступил 1937 год. Указом Президиума Верховного Совета 17 воинам–танкистам и летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза. Впервые это высокое звание присваивалось за боевые заслуги. В эти дни в Витебске отмечали десятилетие 201-й авиабригады. На торжественном собрании выступил командующий Белорусским военным округом И. П. Уборевич, который рассказал, как командир бригады далеко от родины создал крепко спаянный боевой коллектив и творит там чудеса. “Помните, – спрашивал командующий, – нашего самоучку, бывшего грузчика Якова Смушкевича? Теперь этот скромный Яша вместе со своими боевыми товарищами прославляет на весь мир нашу авиацию”.

Во время полетов Дуглас всегда находился на летном поле, он покидал аэродром только для того, чтобы самому сесть в самолет и лететь на боевое задание. В 1937 году, когда отмечали победу над Гвадалахарой, генерал Лукач (Мате Залка) поднял тост за первого героя Гвадалахары генерала Дугласа. Когда вставали из-за стола Хемингуэй пожал руку Дугласу и тихо сказал Михаилу Кольцову: “Какая сила! Такие, как Дуглас, сражаются за чистое дело”.

В июне 1937 года группа летчиков покидала Испанию, на смену им приходили другие добровольцы. Талант летчика и военачальника Дугласа полностью проявил себя в боях за Испанию. В летной книжке Смушкевича, полученной им в штабе, было записано, что за восемь месяцев комбриг освоил полеты на четырех типах самолетов иностранных марок: “Дракон”, “Потез”, “Дуглас”, “Фиат”. Общий налет его за это время составил 223 часа, из них 115 на истребителях И-15. Он летал больше всех советских летчиков, воевавших в Испании.

21 июня 1937 года Смушкевичу присваиваются звания Героя Советского Союза и комкора, его назначают на должность заместителя начальника военно-воздушных сил СССР.

... Май 1939 года. У наркома обороны Советского Союза собралась группа авиационных командиров, здесь присутствовали участники боев в Испании и Китае. Маршал сообщил, что в Монголии советские наземные войска теснят захватчиков, но в воздухе пока перевес на стороне вражеской авиации. Решено срочно послать на Халхин-Гол наиболее опытных летчиков. В списке желающих отправиться в район Монголии Смушкевича не было: он еще не поправился после тяжелых травм, полученных в авиакатастрофе. Однако по просьбе летчиков нарком разрешил лететь и ему.

Над монгольскими степями одновременно в воздух поднимались по 400 самолетов. Все десять дней, пока шло генеральное сражение на Халхин-Голе, советские летчики выполняли по 8-10 боевых вылетов в день. На каждую сбитую советскую машину приходилось 10 японских.

26 августа Смушкевич продиктовал очередную сводку в Москву: “... Наши героические истребители, не имея никаких потерь, сбили 41 японский истребитель и 7 бомбардировщиков. 81 наших бомбардировщика бомбили скопление вражеских войск...”

После победы на Халхин-Голе телеграф передал из Москвы, что впервые награждены второй Золотой Звездой Сергей Грицевец и Григорий Кравченко. Яков Смушкевич был удостоен этой высокой награды 15 ноября 1939 года. Через три дня его назначили начальником военно-воздушных сил страны. По возвращении из Халхин-Гола летчиков принимали в Кремле. В разгар приема поднялся один молодой летчик: “Комкор Смушкевич был для нас отцом родным. Предлагаю выпить за нашего авиационного Батю”.

В марте 1940 года, после окончания финской войны, героев снова принимали в Кремле. Когда прием закончился, Смушкевич, опираясь на свой костыль и палку, направился к выходу. Летчики окружили его, подняли на руки и бережно снесли по лестнице к машине.

... 7 июня 1941 года за легендарным летчиком, дважды Героем Советского Союза захлопнулась окованная железом дверь тюремной камеры. А в темную октябрьскую ночь этого же года на обрыве заснеженного волжского оврага 25 человек, в том числе Я.В. Смушкевич и Г.М. Штерн и еще семь евреев, были расстреляны... Все примерно полтора десятка лет спустя реабилитированы.

Советские летчики старшего поколения помнят и любят Якова Михайловича Смушкевича. Они знают, что в каждой воздушной победе, одержанной в годы Великой Отечественной войны, была доля его неутомимого труда, его пытливой мысли и страстного сердца.

В литовском городе Ракишки, на родине Якова Смушкевича, в 1968 году установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru