[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ АВГУСТ 2000 АВ 5760 — 8 (100)

 

НОВОСТИ ФЕДЕРАЦИИ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН

 

Когда пришла беда...

На Востряковском кладбище в Москве состоялись похороны одной из жертв теракта в подземном переходе на Пушкинской площади, 70-летней Александры Ройтберг. Она погибла на месте взрыва. Представитель главного раввина России Берла Лазара раввин Авраам Беккерман сообщил, что еврейская община намерена оказать материальную помощь семье Ройтберг. Община взяла на себя организацию ритуальной части похорон, расходы, связанные с установкой памятника, выделила единовременную денежную помощь семье.

РИА «Новости»

 

Главный раввин России отрицает необходимость кампании по реституции еврейского имущества

В России нет необходимости начинать кампанию по возвращению евреям отобранного большевиками имущества – оно и без того уже «давно и успешно» возвращается. Так раввин прокомментировал появившиеся в прессе сообщения о намерении Всемирного еврейского конгресса начать в России такую кампанию. По его словам, еще в 1933 году был принят закон, по которому всем существующим в России конфессиям должны быть возвращены культовые здания, а также помещения, где находились национальные школы и театры. Общинам переданы синагоги в Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, других городах. В Хабаровске на месте старой разрушенной община строит новый храм.

«Мы не встречаем никаких препятствий со стороны правительства и местных властей. Наоборот, нам идут навстречу, – подчеркнул раввин. – Вместе с тем мы понимаем, что нельзя в одночасье выкинуть на улицу тех, кто сейчас обитает в домах, в которых сейчас расположены театры, больницы, заводы. Мы понимаем, что это нужно делать по-человечески и готовы помочь с их размещением». В то же время раввин считает, что для иудеев в соответствии с их религиозными представлениями важно вернуться именно в эти «святые стены», имеющие большую духовную ценность.

Главный раввин России уже дважды поднимал этот вопрос на встречах с Владимиром Путиным и оба раза получал поддержку. «Президент понимает, что культура, в том числе и еврейского народа, нуждается в поддержке государства», – с удовлетворением отметил Берл Лазар.

Главный раввин России сообщил также, что в сентябре при поддержке министерства образования откроется 14 новых еврейских школ на 150–200 учеников каждая. Теперь в России будет уже 25 национальных еврейских школ.

Большую поддержку, по словам раввина, общины получают от министерства культуры, с которым подписан договор о возвращении зданий, где в прошлом располагались еврейские школы. Правда, очень сложно находить эти помещения. О них сохранилось мало информации, и поэтому требуется большая архивная работа. Евреи готовы принять помощь в работе с архивами и от Всемирного еврейского конгресса, и от общин других государств.

«Такая помощь нам нужна, а о конфронтации с государством не может быть и речи» – заявил главный раввин России.

РИА «Новости»

 

Это моя школа...

6 июня 2000 года в рижской еврейской школе Хабад-Любавич было много гостей. Школа отмечала свой день рождения.

Учителя с учениками приготовили большую праздничную программу. К сожалению, история школы – это не только праздники. Она хранит в себе память о событиях более чем вековой давности. Стены нашего Дома помнят и радостный мальчишеский смех первой еврейской школы, помнят ужасы гетто, помнят учеников простой советской школы... И вот уже шестой год мы, учителя и ученики школы Хабад-Любавич, пишем историю старинного Дома Еврейского Образования...

Праздничная программа началась с выпускного бала 21 июня 1941 года, который совпал с праздником Швуэс. Счастливые дети получали путевки в жизнь, их ждало большое и светлое будущее... Но судьба распорядилась иначе. Началась война... Вчерашние ученики, сменив школьную форму на военную, уходят на фронт, а те, кто остался в городе, попадают в гетто. На экране страшные кадры рижского гетто. Но и здесь евреи, несмотря ни на что, оставались евреями, каждую пятницу встречали субботу, отмечали еврейские праздники...

Вскоре после войны, а именно в 1948 году, было провозглашено Независимое Государство Израиль. Мальчики пятого класса показали сценку о том, как израильский флаг спас еврейских солдат.

Ученики рассказали о становлении Латвийской Республики.

Вдруг гости оказались на разных планетах, где наши ребята рассказывали о радостях учения, особенно в нашей школе. Мы побывали на планетах цветов, роботов, поэтов, чудес.

У каждого человека есть родители, мать и отец. И у нашей школы есть мама – Ривка Глазман. Все ученики школы и ребята детского сада приготовили маме подарок – красивую песню, которая так и называется «Мама».

Дети порадовали гостей латышскими и израильскими танцами, звучало много песен и стихов на разных языках – латышском, иврите, русском и английском.

Среди гостей – люди интереснейших судеб Абрам Кит и Борис Штейман. Они прошли всю войну, Абрам Кит спасся из гетто. Для нас важно, что они тоже ученики нашей школы, закончили ее еще до войны...

Нас пришли поздравить консул посольства Государства Израиль г-н Цви Груман, второй секретарь и консул посольства г-н Эйтан Бен Дор, первый секретарь посольства США в Латвии г-н Джон Витхаус, сотрудник канцелярии президента Латвии г-жа Сармите Баумане, государственный инспектор образования ЛР г-жа Бенита Цериня, директор департамента национальных меньшинств министерства юстиции ЛР г-жа Айна Балашко, главный раввин Риги и Латвии Натан Баркан, директор Центра рижской еврейской общины Кармелла Скорик, бизнесмены и коллеги из еврейской школы имени Дубнова и других рижских школ, родители и близкие друзья.

На сцене все ученики и воспитанники детского сада. Выбежавшего с охапкой ромашек мальчика спрашивают: «Ты кто?» – «Как кто? – отвечает он. – Я будущий директор школы Хабад-Любавич. На этих правах заявляю: школа, тебе 5 лет, так в добрый путь на долгие года!»

С днем рождения, школа!

 

Летний отдых еврейских детей в Латвии

Летний сезон в Латвии начинается рано. Сразу после праздника Швуэс детский лагерь «Ган Исроэл» пригласил детей 1–8-го классов на дни, полные забав и познавательных мероприятий. Лагерь разместился в здании школы «Огел Менахем», в которой всегда прохладно в жаркие летние месяцы.

Тема лагеря называлась «Для Спасения». Ребята собирали песни, посвященные вопросам кошера, встречи Субботы, цдоки (благотворительности), трем областям жизни, которые ведут к скорейшему Спасению в наши дни. Мицвойс и другие еврейские темы были отражены в песнях, играх и прекрасных ремеслах. Так, каждый ребенок обзавелся своей кружкой и миской для омовения рук утром около кровати, бокалом для кидуша.

Школа хорошо оснащена. В распоряжении детей была комната с современной компьютерной техникой, в которой особым интересом пользовались программы обучения ивриту и информация о еврейских праздниках.

Любимым занятием были спорт во дворе и в помещении. Два раза в неделю дети плавали в современном бассейне. Регулярные поездки на взморье, экскурсии в водный парк, парк развлечений, зоологический сад и боулинг для группы-победителя привлекали всех ребят.

Настоящими победителями были дети, которые использовали свое свободное время для изучения еврейских традиций, они получали баллы и прекрасные призы в конце конкурса. Консультанты были обеспокоены, когда некоторые дети почти закончили всю книгу! Они начали наспех печатать брошюру «Пиркет Авот», которую дети охотно изучали.

Из Нью-Йорка в Латвию приехали пятеро молодых людей, чтобы руководить круглосуточным лагерем для мальчиков в Меллужи, г. Юрмала, в пансионате «Дайна». Удобства здесь были первоклассные. В распоряжение двух ребят предоставлялись ванная и душевая комнаты. Весь второй этаж состоял из отдельных помещений для занятий и игр. Волейбольная и баскетбольная площадки, теннисные корты, зеленые насаждения и скамейки — все способствовало отдыху. Близость пляжа — это, конечно, барбекю в полночь и прогулки на рассвете. Самым популярным в ночных спевках под руководством Монди Гольдштейна был новый песенник. Одним словом, жаловаться было не на что! Разве что на то, «Почему лагерь закончился так быстро?»

Было много экскурсий, катание на лошадях, парк развлечений, картинги, боулинг, водный парк.

Сразу после мальчиков в лагерь прибыли девочки. Группы назывались «Сара», «Ривка», «Рохл», «Лея». Девиз работы в лагере — «Еврейские женщины, ведущие к спасению».

Целая неделя была посвящена учению о Мошиахе, еще одна – таким еврейским темам, как Радость, Вера и Еврейские имена. Многие девочки, которые хотели получить еврейские имена, после дополнительных расспросов дома были приятно удивлены, узнав, что у них уже есть еврейские имена. Милана оказалась Миной, за Галиной скрывалась Голда, Таня была счастлива получить имя Тоба.

3 Тамуза, день, когда 6 лет назад Любавичский Ребе покинул этот мир, был днем истинного поиска души. Занятия в группах менялись одно за другим, одно интереснее другого. Видеофильм о Ребе, настоящий фарбренген с рассказами и песнями, время для писем к Ребе. Величие Ребе и желание прихода Мошиаха были в каждом сердце. Сейчас мы с нетерпением ждем результатов. Мошиах сегодня, сейчас!

Кроме упомянутых экскурсий, для девочек были организованы «поиск клада» в Майори, катание на лодках.

Не успели покинуть лагерь девочки, как в нем появились малыши. Тридцать самых маленьких, но более энергичных участников в возрасте от 2 до 6 лет прекрасно провели 10 дней на взморье. По специально разработанным программам детишки разучивали новые песни, участвовали в интересных еврейских проектах. Много времени они проводили на пляже, находясь далеко и достаточно долго от мамы, даже не думали скучать и тосковать.

Субботы со своими длительными дискуссиями, песнями, прогулками были особенно любимы всеми детьми. Девочки приняли решение праздновать Субботу дома. «Жаль тратить такой избранный день мира, гармонии и святости», – сказала одна девочка. «Я должна попробовать и повторить это для моей семьи», – поддержала ее другая.

Последний субботний вечер в лагере был окрашен грустью, были и слезы из-за расставания с новыми друзьями. Для некоторых ребят следующая встреча с идишкайт будет летом – слишком долго ждать. Но зачем ждать? Чувства, возникшие здесь, в лагере, могут продолжаться весь год в воскресной школе, молодежном клубе с программой выходного дня и с той же Субботой.

 

«Здесь каждый день – праздник!»

Как это ни грустно, все хорошее когда-нибудь кончается. И наступает время подводить итоги. Итак, за первую и вторую смены «Лета-2000» на море отдохнули и укрепили свое здоровье 405 девочек и 326 мальчиков (в большинстве своем – дети из еврейских общин Днепропетровского региона).

Достаточно было взглянуть на них, чтобы убедиться – вернулись они веселые, загоревшие, полные сил. И это не может не радовать организаторов лагеря, обеспечивших детям необходимые условия для отдыха. Кстати, об условиях. Ребята жили в трехэтажных комфортабельных корпусах, в двух шагах от них – чудесные песчаные пляжи и теплое Азовское море. И, что не менее важно, постоянно горячая вода в корпусах, чего, увы, не имеем мы в городе. В рацион кошерного питания входили свежие фрукты и соки. Что касается времяпрепровождения и духовного развития, то, поверьте, скучать им было некогда. Игры, конкурсы, викторины, кино сменялись разучиванием песен, общением с вожатыми в духе идишкайт. Запомнился девочкам, отдыхавшим в первую очередь, приезд раввина Шмуэля Каминецкого на открытие лагерной смены. После «официальной» части несколько девочек попросили раввина сфотографироваться с ними на память. Тут же вокруг него собралось такое количество девочек, что все просто не помещались в кадре. Глядя на эту фотографию, которую опытный фотограф Марк Милов все-таки ухитрился сделать, испытываешь гордость за наш самый большой еврейский лагерь в Европе. И девочки, и мальчики приобрели здесь новых друзей, узнали много нового о еврейской традиции, окунулись в атмосферу большой еврейской семьи. В этом им помогло руководство лагеря: р. И. Глик, М. Волынская, Ф. Гришпун, огромное им спасибо!

  

От имени детей, отдыхавших в лагере, мы выражаем благодарность Федерации иудейских общин Украины и раввину М. Стамблеру, попечительскому совету днепропетровской еврейской общины и раввину Шмуэлю Каминецкому. В заключение хочу привести слова девочки, побывавшей в лагере впервые: «Здесь каждый день – праздник!»

Покидая с сожалением лагерь, каждый ребенок получил на память об этом празднике футболку и бейсболку с эмблемой Федерации иудейских религиозных общин Украины.

Игорь Романов

 

В Днепропетровске прошла презентация 2-го тома «Книги Памяти»

Идея создания «Книги Памяти», в которую вошли бы имена евреев-днепропетровцев, погибших во второй мировой войне, возникла давно. Как известно, в годы коммунистического режима участие воинов-евреев в боях с нацизмом старательно замалчивалось. Распространялся миф о том, что евреи отсиживались в эвакуации, в то время как «русский брат» воевал, официальная пропаганда культивировала ложь о «ташкентском фронте» евреев, пресекались любые попытки рассказать правду или опубликовать подлинные данные. И сегодня, несмотря на то, что открыты для публикации большинство архивов, не все могут аргументированно ответить тем, кто продолжает муссировать антисемитские измышления коммунистической мифологии.

А ведь достаточно обратиться к фактам, цифрам. На фронтах Великой Отечественной воевало более 500 тысяч евреев. 205 тысяч не вернулись с войны, погибли в бою и от ран. 160772 воина-еврея награждены орденами и медалями, 154 удостоились звание Героя Советского Союза. Только в партизанском движении, которое вело непримиримую борьбу с гитлеровцами на оккупированных ими территориях, принимали участие свыше 55 тысяч евреев-партизан.

Но желание восстановить историческую правду явилось лишь одной из побудительных причин того, что пять лет назад в днепропетровской еврейской общине совет ветеранов воинов-евреев принял решение издать книгу памяти воинов, своих земляков и образовал редколлегию. Мотивы, которыми они руководствовались, изложены в предисловии ко второму тому «Книги Памяти». «Неумолимо сокращается число хранителей боевой памяти о давних, но таких близких событиях. Поэтому, пока есть возможность, мы должны зафиксировать фронтовую правду, дав достоверные оценки и факты. За это благородное богоугодное дело мы и взялись по велению сердца».

Еще одной важной причиной издания именно днепропетровской «Книги Памяти», несмотря на существование ряда аналогичных изданий («Книг Памяти» СССР, Украины, Киргизии, Москвы и Ленинграда), было признание той важной роли, которую играл и играет сейчас Екатеринослав–Днепропетровск. До войны из 600 тысяч жителей нашего города 30% составляли евреи. Днепропетровск занимал и занимает важное место в еврейской религии, культуре, искусстве. Здесь прошли детство и юность Любавичского Ребе рабби Менахема Мендла Шнеерсона, свыше 30 лет главным раввином Днепропетровска был его отец, рабби Леви-Ицхок.

Достойно воевали днепропетровские евреи в Великую Отечественную войну, с ее полей не вернулись более 6,5 тысяч наших земляков. Теперь их память увековечена в двух томах «Книги Памяти».

При составлении «Книги Памяти» редколлегия совета ветеранов провела огромную научно-исследовательскую работу. Выяснилось, что в ранее изданных «Книгах Памяти» СССР и Украины отсутствовало более 90% днепропетровцев, погибших на фронте или умерших от ран. Свыше пяти лет продолжалась скрупулезная работа, сверялись материалы, уточнялись данные в архивах. Только в первый том «книги Памяти» вошло свыше 5,5 тысяч персоналий.

Во второй том, кроме сведений о погибших, вошел и раздел, посвященный ныне живущим евреям-днепропетровцам, участникам боевых действий. В него включено свыше 650 имен с фотографиями и воспоминаниями воинов о самых ярких, запомнившихся им эпизодов боевой биографии.

 

Председатель совета ветеранов Савелий Басс рассказывает: «Это был огромный труд, который мы торопились окончить, ведь с каждым годом все меньше тех, кто воевал, и мы должны успеть рассказать правду молодым. Сейчас мы издали эту книгу небольшим тиражом. Пусть так. Главное она вышла, стала доступной, и те, кто захотят, смогут всегда воспользоваться ее материалами. Пока в большинстве случаев в еврейских библиотеках. Надеюсь, что в будущем мы сможем издать дополнительный тираж, и она сможет стать настольной книгой в тех семьях, где не проявляют равнодушия к нашей современной истории. Я бесконечно благодарен тем организациям и людям, которые помогли изданию этой книги». А издание «Книги Памяти» стало возможным благодаря поддержке «Джойнта» и ряда других еврейских организаций.

Авторский коллектив не останавливается на достигнутом. Принято решение о создании книги скорби в рамках проекта, организованного институтом «Яд Вашем», чтобы увековечить память не только участников боевых действий, но и мирных жителей, женщин, детей, стариков, которые были уничтожены в огне Холокоста. Сбор данных уже начался.

Александр Плоткин

 

В Днепропетровске создается Музей Холокоста

Еще полгода назад никто и предположить не мог, что именно город Днепропетровск станет «родиной», местом рождения первого на Украине Музея истории Холокоста и еврейских общин Украины, который увековечит не только память о жертвах Холокоста, самой страшной страницы в летописи еврейского народа, но и национальные традиции и быт украинского еврейства, его историю. Очень серьезно и со всей присущей ему ответственностью главный раввин Днепропетровска и Днепропетровской области р. Шмуэль Каминецкий отнесся к предложению директора программ «Джойнта» в Днепропетровском регионе Менахема Лепкивкера создать при городском благотворительном фонде «Еврейский общинный центр» научно-просветительский центр «Ткума» («Возрождение»), основной целью работы которого явится создание музея.

Усилиями «Джойнта» и днепропетровской еврейской общины 1 марта 2000 года был открыт НПЦ «Ткума», который стал вторым в СНГ центром по изучению истории Холокоста.

Центр ведет сбор и обработку документального материала, связанного с судьбой украинских евреев в годы второй мировой войны, периодом нацистской оккупации Украины (1941–1944). Объявлен всеукраинский конкурс на лучший экспонат будущего Музея истории Холокоста. Хотелось бы, чтобы весть о Центре и о проводимой им работе пришла в каждый еврейский дом на Украине. Ведь из судеб отдельных еврейских семей выкладывается полноцветная мозаика истории народа. Сбором материалов и экспонатов будущего музея заняты работники благотворительных фондов и еврейских организаций Восточной Украины, многочисленные волонтеры.

Одним из ведущих направлений работы НПЦ «Ткума» является также просветительская деятельность. Задача состоит в приобщении всех слоев населения, как евреев, так и неевреев, к изучению и осознанию фактов, событий, связанных с жизнью и гибелью евреев Украины, к постижению реальной истории, о которой так долго умалчивалось в советских учебниках.

Под эгидой министерства образования Украины НПЦ «Ткума» проводит учебно-методические семинары по истории Холокоста для преподавателей средних учебных заведений Днепропетровска и Днепропетровской области. Готовится к изданию набор учебных программ и методических пособий по данной тематике.

За очень короткое время своего существования сотрудники центра «Ткума» приняли активное участие в международных и всеукраинских конференциях и семинарах по проблемам изучения и преподавания истории Холокоста.

Центр имеет и укрепляет связи с музеями Израиля по истории Шоа Яд Вашемом и Домом борцов гетто им. И. Кацнельсона, с российским Центром «Холокост».

Ежемесячно издается вестник НПЦ «Ткума», в котором освещаются все направления деятельности центра, публикуются материалы по истории и культуре еврейского народа. Редакция готова опубликовать все материалы по данной проблематике.

Центр приглашает к сотрудничеству всех, у кого сохранились какие-либо документы, связанные с бытом, материальной и духовной культурой евреев, с судьбой отдельных еврейских семей. Созданный общими усилиями музей станет памятником украинскому еврейству, этапом возрождения еврейской жизни на Украине.

Наш адрес: 49044, Украина, г. Днепропетровск, ул. Гоголя 10/3, НПЦ «Ткума».

 

«ЛЕХАИМ!»

Так называется новый магнитоальбом хора мальчиков «Пирхей Донецк» донецкой еврейской общины, который представлен на суд слушателей – поклонников еврейской песни.

В этой кассете все необычно и неожиданно. Начиная с самих юных исполнителей. Трудно поверить, что эти улыбающиеся и серьезные, такие разные и столь сплоченные в единый коллектив ребята, учащиеся национальной еврейской донецкой школы, не имеют музыкального образования и вовсе не профессионалы.

Хотя после выпуска второго альбома непрофессионалами их уже не назовешь. Всего год прошел со времени выпуска их первой кассеты, которая, по словам Натана Щаранского, стала настоящим чудом. У коллектива, его песен появилось немало поклонников.

Для нового альбома мальчишки не только значительно расширили свой репертуар – пришлось выучить 35 известных и не очень еврейских песен на иврите, идише, английском и русском, но и освоили немало сложных приемов хорового пения. Стараниями руководителя и хормейстера Евгении Шор, удивительной работоспособностью ребят, хор постепенно перерос любительской школьный уровень.

Традиционная еврейская песня в основе своей одноголосая или двухголосая. Но до чего красиво звучат мальчишечьи голоса! Бережно сохранив и обогатив традиции, композитор–аранжировщик заслуженный деятель искусств Украины Юрий Дерский оригинально обработал еврейские песни в многоголосии, в соответствии с тенденциями современной музыки. Специально для хора «Пирхей Донецк» он написал песню «Мицва лийот бе симха» о важной для каждого еврея заповеди всегда радоваться и веселиться.

Работа в луганской студии звукозаписи «Центр Д» с такими профессионалами, как Юрий Дерский и звукорежиссер Вячеслав Колосов явились для мальчишек хорошей школой, способствовала их движению вперед по нелегкой лестнице успеха.

После концерта хора в Казани и Нижнем Новгороде, когда в фойе распространяли кассеты с первым магнитоальбомом «Пирхей Донецк», зрители с особым пристрастием допытывались, все ли песни, которые мальчишки исполняли на сцене, особенно «Хасидское попурри», вошли в альбом. Ребятам пришлось признаться, что именно «Хасидского попурри» в нем нет.

За второй альбом краснеть не придется: полюбившаяся многим поклонникам хора песня в нем – на первом месте. Однако это, пожалуй, единственное произведение из всего альбома, которое зрители уже слышали и видели (благодаря хореографу Зинаиде Зинюк, каждая песня являет собой маленькое театрализованное представление, где ребята и танцуют, и поют). Все остальное – это знакомые незнакомцы. Знакомые, потому что созданы из известных и любимых еврейских мелодий и песен, а незнакомые, потому что впервые звучат в такой обработке и таком исполнении. Композиция «Встречаем Шабат», например, состоит из девяти достаточно известных песен, которые поют в Субботу. Мелодии выстроены строго в порядке традиционного проведения Шабата. Подобранные с помощью ребецн Дины Вышецкой и адаптированные для хора Инной Хитряковой, они представляют собой совершенно новое оригинальное произведение.

Немало и других интересных произведений включено в альбом. Популярную в Израиле песню «Кол Байар» ребята поют на иврите, идише и русском. В композиции «Любимые еврейские песни» известные слова на иврите поют, дублируя русским текстом, чтобы было понятно всем. Немало удовольствия доставит слушателям и попурри на идише «Лехаим». В популярнейшей старинной «Тум–балалайке», которую ребята исполняют на идише и русском, – совершенно новые слова, эксклюзив донецкой еврейской общины.

Лея Глаз

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru