[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2000 ЭЛУЛ 5760 — 9 (101)

 

«Дважды помог, кто скоро помог»

«Милый доктор Элькис»

Слова, вынесенные в заголовок, – девиз жизни известного московского врача Игоря Семеновича Элькиса. В подзаголовке – слова Юрия Никулина, именно так он обращался к И.С.Элькису при встречах, так называл его за глаза.

Перечень всех должностей и званий И.С.Элькиса займет несколько строк нашего повествования. Он – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, почетный член Союза врачей-евреев Франции, главный врач и генеральный директор Станции скорой и неотложной помощи Москвы, автор многочисленных научных публикаций.

Станция скорой и неотложной помощи начала свою работу в Москве 15 октября 1919 года и с тех пор не прекращала ни на минуту своей деятельности, с готовностью и бескорыстно оказывала незамедлительную медицинскую помощь людям. За 81 год главных врачей на станции было не так уж много, последние семь лет ее возглавляет Игорь Семенович Элькис.

Можно ли представить себе сегодняшнюю Москву без этой службы скорой помощи? Бывает, что количество вызовов превышает десять тысяч в сутки. К сожалению, и диверсии в наше время не редкость. Напомним взрывы в метро на Тульской («скорая» туда прибыла через пять минут, что было замечено и высоко оценено правительством Москвы), только что прогремевший взрыв на Пушкинской («скорая» явилась на шестой минуте, значительно опередив все остальные службы). Все это стало возможным благодаря преобразованиям и новшествам, введенным на «скорой» совсем недавно.

Доктор Элькис много думал о модернизации штаба скорой помощи – оперативного отдела. Были и противники его идеи. «С ручкой и телефоном надежнее». Но не таков доктор Элькис. Он настоял на своем, и вместо бывшего оперативного отдела в 1998 году был создан большой компьютерный центр, уникальный, единственный в своем роде.

Есть у доктора Элькиса любимые выражения. Среди них: «Спешите помочь людям»; «Врач не может быть циником».

Как еврей, корни которого уходят к черте оседлости, стал главным врачом всей Скорой помощи Москвы, руководителем коллектива, насчитывающего почти одиннадцать тысяч человек? Вот как объясняет этот феномен сам Игорь Элькис: «Не знаю, нужно ли писать об этом, но складывалось так, что я всегда был любимцем главных врачей. Может быть, за работоспособность, за понимание и знание дела... Иногда думаю, что роль сыграло еще и мое происхождение: “Элькис – еврей, он никогда не будет главным врачом, его можно спокойно держать в заместителях”. Действительно, если бы не волна забастовок на нашей станции скорой помощи, я бы так и оставался вечным замом. Меня избрал коллектив, потребовав снятия предыдущего главного врача и назначения на эту должность Элькиса. Было это в 1994 году. А если говорить о карьере моей в Скорой помощи – она не так проста, как это может показаться. В Московскую скорую помощь я пришел, когда мне было 19 с небольшим. 29 августа исполнилось ровно 40 лет, как я здесь работаю. Что меня держит? Прежде всего я человек в этой службе не случайный. Пришел сюда сам, по доброй воле. Ни разу, никогда не пожалел об этом. Не искал себя больше нигде и ни в чем».

Быть врачом Игорь Элькис мечтал еще с детства. Сельским фельдшером был его дед с необычной фамилией Фельдшер. Он работал где-то под Гайвороном, на Украине. А фамилии евреям, как известно, часто давали по их профессии. Может быть, из уважения к памяти деда, медицину в доме чтили. После десятого класса Игорь попытался поступить в медицинский институт – не получилось. Его приняли в медицинское училище. Закончив училище, он снова не поступил в мединститут и был призван в армию. Служил в Красноярском крае три года, четыре месяца и семнадцать дней. После армии была еще одна безуспешная попытка поступить в медицинский. Женился. У жены был брат, который готовился поступать в технический вуз. Он авторитетно заявил Игорю: «В медицинский ты все равно не поступишь, у тебя блата нет, денег нет, к тому же, ты еврей». И молодой Элькис «за компанию» с родственником пошел в инженерно-экономический институт. Учился нормально, сдал начерталку, высшую математику. У него уже была дочь, нужно было содержать семью, и он работал на Скорой помощи в специализированной «инфарктной» бригаде. В 1965 году в СССР впервые отмечался День медицинского работника. Бригаду, в которой работал Элькис, пригласили на телевидение. Вели передачу министр здравоохранения В.В.Трофимов и президент Академии медицинских наук Н.Н.Блохин. После передачи министр спросил у членов бригады: «А вы хоть учитесь, ребята?» Один из них, Евгений Юрищев, ответил: «Я уже врач. Элькис Игорь – наш фельдшер. Он всех готовит к поступлению в мединститут, все поступают, а он не может. Четыре раза поступал, сдуру поступил в инженерно-экономический». Министр внимательно посмотрел на Игоря и сказал: «Подойдешь ко мне. Через две недели».

Через две недели Юрищев напомнил: «Надо идти». Элькис к тому времени даже думать перестал об этом. Не верил, что министр мог запомнить разговор с каким-то фельдшером из скорой помощи. Все же позвонил помощнику министра и услышал: «Министр вас ждет». Министр сделал невозможное – перевел молодого человека со второго курса инженерно-экономического института на второй курс медицинского, проявив при этом немалую настойчивость.

Говорит Игорь Элькис: «Моя мама родилась в украинском местечке Хощевато. Дед по матери был купцом второй гильдии. Мама в Москву переехала до войны. Отец мой был гравером, ушел на фронт, когда мне было восемь месяцев, и вскоре погиб. Мое послевоенное детство, такое же трудное, интересное, неповторимое, как и у многих моих сверстников, было отмечено своими, особыми трудностями. Маму, работавшую в еврейском издательстве «Дер эмес», во время гонения на космополитов вместе с другими сотрудниками редакции арестовали. Более двух лет я жил у бабушки. Когда мама вернулась из тюрьмы, она второй раз вышла замуж. Отчим относился ко мне доброжелательно.

В школьные годы я много занимался спортом, особенно увлекался футболом и большим теннисом. Занимал призовые места в чемпионатах по теннису в Москве».

...По роду своей деятельности Игорь Семенович Элькис побывал во многих странах мира. И где бы он ни был – в США ли, в Израиле, во Франции, – везде его интересовала система работы «скорой». Изучал он ее не как любитель, а как профессионал, и пришел к выводу, что та служба скорой помощи, к которой мы привыкли в России, которую воспринимаем как данность, – явление уникальное. В каком-то из интервью он заметил: «В большинстве стран мира другая концепция организации службы скорой помощи. Они везут больного к врачу. Мы – врача к больному».

 

***

Из рассказов доктора Элькиса: С Юрием Владимировичем Никулиным мы дружили давно. Это связано было еще и с тем, что его мать Лидия Ивановна Никулина работала диспетчером на «скорой» более тридцати лет. Когда у него возникали медицинские проблемы, он звонил и говорил: «Игорек, доктор милый, у меня там что-то такое, как ты считаешь?..» Когда он ложился в последний раз к Александру Семеновичу Бронштейну, я одобрил, потому что Александр Семенович создал очень достойную клинику. Ну а то, что произошло, это может случиться с каждым.

Я очень дружил с Гришей Гориным. Он ведь тоже врач Скорой помощи. Пять лет работал на двадцатой подстанции. Его смерть до сих пор камнем лежит на сердце. Я не сумел уговорить его лечь в больницу. Не могу простить себе, что не усыпил его и силой не увез в больницу в ту ночь...

Дружу с Калягиным. Он бывший фельдшер четвертой подстанции Скорой помощи. Недавно, перебирая архивы, я нашел любопытный документ: «Я, фельдшер Скорой помощи Александр Калягин, получил четыре пары шаровар для художественной самодеятельности, которые обязуюсь вернуть».

Ю.Лужков и И.Элькис на открытии оперативного центра скорой помощи.

 

***

Из беседы с Игорем Элькисом.

– Как вы относитесь к вопросу эмиграции евреев из России?

– Это дело каждого человека, отдельно взятого. Слава Б-гу, что возникла такая возможность. Я не считаю предателями тех, кто покидает страну и уезжает. Их могли вынудить сделать это разные обстоятельства. Я думаю, что никто от хорошей жизни не делает этого.

Для себя решил, что если я родился в России, то умереть  должен тоже в России.

– А как же с теми евреями, которые занимали здесь весьма высокие, почти номенклатурные должности, а выезжают отсюда на «телеге антисемитизма?»

– Антисемитизм как таковой был, и даже «номенклатурные» евреи его ощущали. Так что их можно понять.

– А вы на себе, кроме многократных безуспешных поступлений в медицинский институт, его ощущали?

– Ко времени окончания медицинского института я написал большую работу по лечению инфаркта миокарда у мужчин молодого возраста. Эта работа заняла второе место на конкурсе студенческих работ в Москве. Профессор, заведующая кафедрой Вера Ивановна Бабкова предложила мне остаться на кафедре: «Вы многообещающий кардиолог, и вам хорошо бы заняться наукой». Я согласился, предложение было заманчивое. После этого разговора все как-то резко затихло. Через две недели Вера Ивановна сказала мне: «Игорь, мне стыдно перед вами. Мне стыдно за наше руководство. Они вам отказали».

Еще одна история. Я, как уже было сказано, долго не мог поступить в медицинский институт, пытался несколько раз и не поступал. Мне посоветовали устроиться в институт работать – своим сотрудникам они «помогают» при поступлении. Я стал искать работу в институте, ничего подходящего не было, и я устроился работать в морг. Работал, наверное, неплохо. Через какое-то время мне предложили стать заведующим моргом при Втором медицинском институте, пообещав, что тут уж поступление в институт мне гарантировано. Я согласился, но заведующим меня не поставили...

Сейчас, разумеется, антисемитизма я не ощущаю, да и еврейский вопрос сегодня не стоит так остро, как прежде.

Появилось много людей среди русской интеллигенции, далеких от антисемитизма. В частности, Юрий Михайлович Лужков, с которым я встречался по делам Скорой помощи. Этому человеку абсолютно чужд антисемитизм.

– Ваше жизненное кредо на еврейскую тему?

– Мое мнение, что в жизни выпячиваться не следует. Еврею в особенности. Как сказал один старый еврей: «Жить нужно, как в трамвае – не садиться вперед и не высовываться».

– Но ведь из вас получился очень «высунутый» человек.

– Сам не знаю, как это получилось. Если скажу, что никогда не хотел быть главным врачом – я слукавлю. Наверное, хотел. Но я никогда не предполагал, что им стану. Когда меня назначили главным врачом, я подумал, что это на год-полтора, и решил для любимой «скорой» постараться что-то существенное сделать. Семь лет уже прошло. До этого пятнадцать был заместителем. До этого пять – освобожденным председателем профкома. А еще до этого – заведующий подстанцией, старший врач, выездной врач, выездной фельдшер. Это моя карьера по нисходящей.

– Есть ли будущее у евреев в России?

– Россия – страна непредсказуемая. Но очень хочется верить, что будущее у России есть, а значит, есть будущее и у всех народов, ее населяющих.

Марк Китайгородский

 

Еврейский вернисаж в Центральном доме художника

Заметки с выставки художника НИКАНДРА

Сегодня выставкой художников на еврейскую тему, евреев-художников или израильских художников в Москве никого не удивишь. Но выставка работ художника Никандра (Николая Андреевича Колесникова), всего десять дней представленная в ЦДХ, произвела, что называется, фурор.

В зал номер восемь, где была открыта эта выставка, с каждым днем приходило все больше и больше людей, а в воскресенье, последний день ее работы, у картин Никандра было особенно много посетителей. Сам «именинник» стоял как бы в стороне, но посторонним созерцателем не оставался – он выслушал немало похвал, комплиментов в свой адрес. Правда, были и другие высказывания. Кто-то, глядя на Николая Андреевича, заметил: «Он же не еврей, зачем же так много их рисует?» С этого вопроса мы и начали беседу с художником Никандром. Но вначале немного о нем самом.

Родился Николай Колесников в городе Артемовске Красноярского края. Интерес к рисованию обнаружил с раннего детства, участвовал во всесоюзном конкурсе детского рисунка. Занимался в изостудиях. Над выбором профессии художника задумался во время службы в армии (1975–1977).

В 1979 – 1983 годах закончил педагогическое отделение Брянского художественного училища, затем, в 1987–1993 годах, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, факультет теории и истории искусства, в Петербурге.

В настоящее время Никандр живет и работает в Брянске, преподает рисунок, живопись, скульптуру и композицию в Государственном университете им. И. Г. Петровского, а также руководит народной студией изобразительного искусства им. Д. Н. Медведева.

А теперь вернемся к вопросу, как и почему пришел Николай Колесников к еврейской теме? Послушаем «объяснение» художника.

«До армии национальный вопрос для меня не существовал вообще. И только там я впервые с ним столкнулся. Над одним моим сослуживцем, отличающимся интеллигентной внешностью, постоянно издевались, его даже избивали. Я вступился за него, отлупили и меня. Это, естественно, сблизило нас, мы стали друзьями. Нам вслед не раз кричали: “Жидовствующий с жидом пошли!..”

Так я совершенно неожиданно, как корабль на айсберг, натолкнулся на еврейскую тему. С Александрой Менес мы познакомились случайно 18 лет назад. “Случилось” это в брянской картинной галерее, на выставке художников-импрессионистов. Там же проводились занятия. На лекции нас было трое: лектор, моя будущая жена и я. Оказалось, что мне вовсе не до лекции. Я чувствовал, что происходит что-то неотвратимое. Мы еще два месяца продолжали ходить на эти занятия, делали вид, что не замечаем друг друга. Наконец познакомились и стали встречаться. Кто моя новая знакомая по национальности, меня, естественно, не интересовало. Инициативу проявила Саша. Она принесла мне “Испанскую балладу” Фейхтвангера: “Чтобы ты знал, во что ввязался...” Книгой я был буквально потрясен. Мне казалось, что написана она специально для меня. Итак, встреча с Александрой Менес и благодаря ей «Испанская баллада» ввергли меня в еврейскую тему, сделали эту тему неотъемлемой частью моей жизни, моего сердца. Через год мы с Сашей поженились. До сих пор я утверждаю: моя жена – ангел, подарок судьбы. Пусть это высокие слова, но в них ответ на ваш вопрос».

После «Испанской баллады» Никандр  читал Генриха Гейне, Томаса Манна, затем Шолом-Алейхема, Кановича...

Священное писание вошло в его жизнь несколько позже. К изучению Книги Книг приступил уже не юноша, а человек взрослый, образованный, и воспринималась она совсем по-иному, по-особому. Свидетельство тому – его работы на библейскую тему.

Начнем с картины «Пророк». Мудрец, потерявший зрение, одинокий, бродит с посохом по иудейской пустыне. Вглядываясь в картину, приходишь к мысли, что у этого странника зрение физическое заменено зрением души. Это ему ниспослано Б-гом. Сам автор сказал об этой картине: «Пророком может быть лишь тот, чья душа обращена к Всевышнему, с Кем беседует он повседневно».

Картина «Осень» появилась под влиянием юбилейного вечера Зиновия Гердта. «Я тогда увидел крупным планом его глаза, – говорит художник, – глаза, в которых воплотилась вселенская грусть. Это впечатление уже не покидало меня. Обычно я пишу, когда не могу больше носить в себе переполняющее меня чувство. Идея картины возникла сразу. Многие считают, что этот человек даже похож на Гердта. Меня спрашивали, почему я нарисовал портрет Гердта и назвал его “ Осень”? Но это не портрет – Гердт был только прообразом. Благодаря ему возникла идея»...

После «Испанской баллады» Никандр заинтересовался еврейской историей. Ему это было очень нужно. Разумеется, он прочел и другие книги Фейхтвангера, изучал документы Холокоста. «Документы современной истории, – продолжает художник, – оказались не то чтобы поверхностными, но мне уже их не хватало, чтобы приступить к работе над еврейской темой. Она жила уже во мне, прочно поселилась в моем сердце. Вначале задуманный мной цикл назывался “Еврейское счастье”, но вскоре я отказался от этого названия. По многим причинам: и поговорка, и фильм есть с таким названием, да и не совсем в нем то, что я хотел сказать. В конце концов я назвал серию работ на еврейскую тему “Народ и судьба”.

Дальше, думаю, если уж изучать вопрос основательно, надо обратиться к истокам. Начал изучать, не читать, а изучать, Библию. Я атеист с точки зрения земных религий... Верю, что Б-г един, но Он даже не имеет имени. Мы не обладаем правом давать Ему имя. Евреи, кстати, подошли к этому очень разумно. Они не называют Б-га по имени: “Тот, Кто над нами”... С этой точки зрения иудаизм мне ближе всего. По моему мнению, общение с Б-гом возможно только через совесть. Не словами, не на языке, а по принципу “Ты – совесть – Б-г”».

Особое внимание на выставке привлекла к себе картина «Мишени». «Это прообраз моей жены, сообщает Никандр. – Я в то время читал документы по Холокосту. Был “переполнен” материалом. Перебирая старые альбомы, увидел фотографию Саши в том же возрасте, что и мальчик на картине. Ребенок произвел на меня сильнейшее впечатление.  Он стоит такой виноватый... Тогда я уже понимал, что во все века, во всех странах евреев склонны обвинить во всех грехах, к этому их готовят с детства».

Одна из самых потрясающих картин, «Погром», написана под впечатлением гениальной поэмы Бялика «Сказание о погроме», которую художник перечитывал не раз:

 

...Встань и пройди по городу резни,

И тронь своей рукой, и закрепи во взорах

Присохший на стволах и камнях и заборах

Остылый мозг и кровь комками: то – они...

Иди, взберись туда, под крыши, на чердак:

Предсмертным ужасом еще трепещет мрак,

И смотрят на тебя из дыр, из теней черных

Глаза, десятки глаз безмолвных и упорных.

Ты видишь? То – они. Вперяя мертвый взгляд,

Теснятся в уголке, и жмутся, и молчат.

 

Работа над картиной продолжалась более четырех лет. Рядом – картина «Расстрел». Вот что рассказывает о ней автор: «Композиция картины пришла ко мне во сне, но не случайно. О Холокосте я много читал, изучал материалы. Приснилось мне, что эсэсовец, которому при расстреле евреев показалось, что он стреляет в мадонну с младенцем. Он был человек верующий. Мадонна – она ведь тоже еврейка. Еврейская мать с ребенком. Перед ним стоял страшный выбор: если не выстрелит он, расстреляют его самого. Это не совесть в нем проснулась. Скорее, страх перед Б-гом».

И душераздирающие картины: «Гетто», «Путь в никуда», «Восстание в гетто», «Холокост», «Катастрофа». Описать эти картины невозможно. Об одной из них автор сказал: «Когда я закончил работу над картиной “Путь в никуда” я в полном смысле слова заболел. Повысилась температура, мне казалось, что я сам был в этом поезде, едущем в Освенцим».

Из разговора, услышанного на выставке. Интеллигентствующий еврей, рассматривая картину «Холокост», с уверенностью заявляет: «Что может знать этот нееврей о еврейской Катастрофе?» Стоящий рядом скромный человек, не похожий на еврея, тихо произносит: «То же, что Левитан о русской природе. Картины создаются не головой, а сердцем».

Вернемся к картинам на библейскую тему. Их много на выставке.

Есть у Никандра картина «Святое семейство». Кто из великих художников Возрождения не обращался к этой теме? Никандру, как нам кажется, удалось вложить в эту картину ветхозаветную истину. Для еврея отец и мать – символы святости. И это угадывается в картине. Художник рассказал, что рисовал ее под песню «Ди идише маме» («Еврейская мама»). Вообще, его отношение к музыке особое. Многие картины еврейского цикла он писал под народную еврейскую музыку. Художник убежден, что музыка и живопись неразделимы. А еще поэзия. Это три вершины треугольника Искусства, без любой из них треугольник существовать не может.

Эти рассуждения живо приходят на память, когда смотришь картину «Лот и его жена». Сказано в Торе: «Жена же его (Лота) оглянулась позади его и стала соляным столбом». И вспоминаются строки Анны Ахматовой:

 

Взглянула и скованы смертною болью,

Глаза ее больше смотреть не могли;

И сделалось тело прозрачною солью,

И быстрые ноги к земле приросли.

Кто женщину эту оплакивать будет?

Не меньшей ли мнится она из утрат?

Лишь сердце мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

 

В цикле «Библейские парадоксы» перед нами уже художник, не просто читающий Тору, а чувствующий ее, умеющий внести свою интерпретацию. Иллюстрация к сказанному – картина «Мессия». Как известно, Мессия (Мошиах) войдет в Иерусалим через Золотые ворота. В пору владычества Османской империи в Иерусалиме ворота эти были замурованы. Но в картине Никандра путь Мессии преградить невозможно.

По-разному воспринимаются картины художника «Юдифь», «Моисей», «Царь Соломон». У автора свое видение, восприятие этих выдающихся личностей. Возможно, не все согласны с его толкованием, но это свидетельствует о том, что Никандр – истинный художник, картины которого вызывают полемику, споры. Так, «Моисей» в его изображении предстает в несколько двойственной ситуации: неясно, то ли получил он заповеди от Б-га на горе Синай, то ли сочинил их сам. Но безразличным к образу Моисея, созданного художником, остаться невозможно.

По всему судя, основой творчества Никандра является интеллектуально-логическое обоснование темы, идеи, сюжета, и только это позволяет ему создавать полотна, которые останутся надолго. По его же высказываниям, идеи картин приходят к нему внезапно, случайно, нередко во сне. Он их записывает в виде рисунков и фраз в записную книжку, которые затем воплощаются в полотна. Одну такую мысль из его записной книжки мы приводим с позволения автора: «Всевышнее Начало – Едино. Оно творит действительность такой, какой мы ее видим, понимаем, чувствуем, и необоснованные искажения или разрушения форм – не что иное, как надругательство над сотворенным, способствующее разрушительному началу».

Мысль эта, как и творчество художника Никандра, может показаться спорной, но важно другое. Мы увидели художника талантливого, искреннего, имеющего свое мировоззрение и хранящего ему верность. Давно известно, что истинное искусство возникает там, где знания, опыт сливаются либо с ненавистью, либо с любовью, третьего не дано. Правильно заметил эссеист Людвиг Льюисон: «Художник – единственное существо, для которого все вокруг – откровение».

    

«Пророк». 1997 год.  «Мишени». 1993–2000 годы.  «Гетто». 1993–1996 годы.  «Осень». 1998 год.  «Погром». 1993–1996 годы.

 

«Холокост». 1993–1996 годы.

 

«Лот и его жена». 1996 год.

 

«Мессия». 1993–96 годы.

 

Матвей Гейзер

 

Еврей – это состояние души

Юрий Ваганов – руководитель еврейского молодежного клуба при Московском еврейском общинном центре (МЕОЦ). Ему тридцать лет. По профессии врач.

Молодежный клуб при МЕОЦ существует уже почти пять лет. Одна из основных целей этой организации – с помощью интеллектуально-развлекательных программ, популярных мероприятий привлечь как можно больше еврейской молодежи в общинный центр. Напомнить молодым людям, деды и отцы которых были ассимилированы, что они евреи.

Юрий Ваганов пришел к еврейству сам. До клуба он работал несколько лет в Сохнуте, где получил основательную «подготовку». Что-то он знал из семьи, о еврейских традициях, обычаях ему рассказывал дед. «Вся мамина линия у меня еврейская, – говорит о себе Юрий. – В клуб я пришел по зову души. Много ли участников в руководимом мной клубе? Мы никогда не вели статистики. На каждое занятие к нам обычно приходят от шестидесяти до ста человек, на юбилейные и праздничные заседания – более двухсот. Ребята порой сидят на полу. Занятия проводятся на Мясницкой, 40, в школе Куравского. Общаемся мы на русском языке. Считаю, что язык насильно выучить невозможно. Желающие могут заняться ивритом в Образовательном центре. Мы ведь не израильтяне, мы – россияне, говорим и думаем на языке страны, в которой живем, где жили несколько поколений наших предков. Тут дело не в языке, дело в гражданстве. И в России еврей не меньше еврей, чем в Израиле или в США. Просто он говорит на другом языке. Еврей – это прежде всего состояние души и осознание себя.

У нас в клубе популярны различные конкурсы – по истории еврейского народа, чисто религиозные, по традициям, выдающимся евреям и т.д. Надо учесть, что абсолютное большинство приходящих в клуб составляет светская молодежь. Побывав в клубе, приняв участие в его работе, семинарах, они узнают, открывают для себя много нового. Есть, конечно, среди нашей молодежи и такие, кто учился в ешиве, махоне, еврейских университетах. Члены клуба – в основном молодые люди от 18 лет из обычных московских светских семей. Мы им даем возможность в доступной, нередко игровой и театрализованной форме узнать то, чего они еще не знают из истории своего народа. Не сочтите нас националистами, но в клуб мы принимаем только евреев.

На каждом заседании клуба его члены участвуют в двух еврейских конкурсах. Их проводит Отари Поладов. Специальный еженедельный конкурс «Если бы я был раввином» ведет раввин Борух Клейнберг.

Изучение недельной главы Торы завершается деловой игрой. Развлекательным конкурсом руководит Леонид Теплов, музыкальным – Евгений Шейкин. Три наши команды играют в “Брейн-ринге”».

В молодежном клубе.

На вопрос, как относятся участники клуба к эмиграции в Израиль, Юрий Ваганов отвечает: «Работа Московского еврейского общинного центра не направлена ни против эмиграции в Израиль, ни на “вывоз” евреев куда бы то ни было. Мы – за адаптацию, создание еврейской общины здесь, в России».

Мы не задавались целью подводить итоги работы молодежного клуба. Но совершенно очевидно, что существование его при МЕОЦ не только оправданно, но и необходимо. Не обращая никого в еврейство, это противоречило бы самой сущности нашего народа, энтузиасты клуба осуществляют благородное и важное дело – они возвращают евреев к своим истокам.

Галина Казимирова

Игорь Ваншельбойм, директор Образовательного центра при МЕОЦ: «Я хочу, чтобы наш народ был образованным».

Для этого и создан Образовательный центр для еврейской молодежи. Рассказывает Игорь Ваншельбойм: «Начинать было сложно, приходилось быть директором, преподавателем иврита и переводчиком лекций по еврейским традициям с английского на русский. С момента открытия Центра (1995 год) преподавательский уровень в нем заметно повысился. Если прежде преподавателями были студенты, то сегодня – это уже опытные педагоги. Подбор кадров для нас – важнейшая задача.

Ирина Левина пришла к нам 19-летней девушкой, человек ответственный и серьезный, она сейчас преподает английский по очень хорошим и интересным методикам. Ее уроки – это нередко театр одного актера. Для более подготовленных учащихся английский преподает Роксана Садовникова. Ее ученики читают английских классиков в подлиннике, часто обсуждают на уроках еврейские темы. Компьютерные занятия ведет Олег Вайдерман. Замечу, что у нас многоуровневые молодежные курсы компьютера, английского и иврита. Например, Сергей Филиппов преподает иврит на любом уровне. Это очень опытный преподаватель, знающий не только иврит, но и арабский, испанский, другие языки».

На вопрос «Какова основная задача Центра?» И. Ваншельбойм отвечает: «Мы хотим, чтобы еврейский народ был сильным, независимым. А для этого необходимо образование. Чтобы устроиться в сегодняшней жизни, ребятам необходимы английский язык и знание компьютера. Кроме того, наш клуб “исполняет обязанности” службы знакомств. Происходит это невзначай, но результаты есть. У нас уже образовалось немало семейных пар. Это очень хорошо. У ребят складывается своя еврейская компания. Выпускники нашего Центра продолжают поддерживать с нами связь и в России, и уезжая за границу. Нередки случаи, когда мы помогаем нашим выпускникам найти работу.

Возраст слушателей – примерно от семнадцати лет, то есть к нам приходят уже после школы».

Несколько слов о семейном клубе, которым также руководит Игорь Ваншельбойм. В клубе проводятся занятия для детей с родителями. Члены клуба отмечают, что в нем царит необыкновенно добрая, домашняя атмосфера, создана большая еврейская семья. В игре-разминке участвуют дети и родители, после чего занимаются отдельно дети и отдельно родители. Родители изучают компьютер, иврит и английский язык, еврейские традиции. Дети в это время рисуют, учат язык. Часто проводятся совместные праздники, занятия, в которых принимают участие и дети, и родители. Это позволяет родителям всмотреться в своего ребенка. Дети открываются с какой-то другой стороны. И они видят своих родителей по-иному. Между детьми и родителями возникают новые отношения... Потом дети вырастают и приходят в Образовательный центр.

Основной принцип обучения детей в семейном клубе Игорь Ваншельбойм сформулировал так: «Только то усваивается в учебе, что интересно и доставляет удовольствие».

 

Рассказывает руководитель Дома детского творчества «Родник» Виктория Энгель:

Мы находимся в стадии создания детского клуба. Многие еврейские дети очень нуждаются во внимании и в помощи. Мы будем заниматься с детьми общеобразовательными дисциплинами, музыкой, танцами, ивритом. Возраст наших воспитанников – от семи до пятнадцати лет. Для детей постарше существуют другие организации, в частности Союз еврейских студентов. А вот для детей школьного возраста самая благодатная почва у нас. Занятия бесплатные, нас «содержат» спонсоры.

В настоящее время осуществляется набор детей. У нас уже есть около пятидесяти заявлений от родителей, многие из них посещали семейный клуб Игоря Ваншельбойма. Наш дом неотделим от семейного клуба. Основными предметами у нас будут иврит и еврейские традиции. Большое количество детей, особенно девочек, пожелали освоить икебану – искусство составления букета.

Клуб планирует начать работу в сентябре. Программой предусмотрено прежде всего развитие талантов у еврейских детей, расширение их кругозора. Уже в этом году будут проведены творческие конкурсы, которые предполагается сделать еженедельными. Победители конкурсов будут награждаться поездками в Израиль, Англию и другие страны.

Иосиф Слободской

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru