[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2000 ЭЛУЛ 5760 — 9 (101)

 

Дорогие друзья!

У меня давно появилось желание написать вам. Последним толчком послужил рассказ А. Козака «Абраша и Даша», опубликованный в августовском номере журнала «Лехаим».

В связи с этим хочу вкратце рассказать историю своей семьи. Я родилась в ассимилированной семье, отец – русский, мать – еврейка. И русские, и еврейские дедушки и бабушки умерли до моего рождения. Еврейкой я себя не ощущала, хотя мне часто напоминали о моей национальности – слишком характерна моя внешность. Мама стеснялась своего еврейства и, когда я поступала в институт, посоветовала мне изменить в анкете ее имя, отчество и фамилию. А вот русский отец рассказывал мне о добрых отношениях, существовавших между моим русским дедом и его еврейскими соседями, о том, как в 20-е годы во время нападения на евреев разных банд (моя родня жила на Украине, недалеко от Днепропетровска) мой русский дед прятал у себя в погребе несколько еврейских семей. И брак моих родителей в 1936 году не вызвал шока ни у русской, ни у еврейской родни.

И муж мой был русским, хотя в нем есть часть и еврейской крови. Но наши дети оказались евреями. Старшая дочь замужем за человеком, который тоже ощущает себя евреем, хотя в нем только часть еврейской крови. В семье он не получил еврейского воспитания, но когда мы все собираемся на праздник Пейсах, именно он, надев кипу, ведет пасхальный Сейдер, читает вслух Агоду. Маленькие внуки тоже знают о своем еврействе – им об этом рассказывали родители.

Моя другая взрослая дочь поменяла свою русскую фамилию на еврейскую фамилию бабушки, которую она уже не застала. В канун праздника Пейсах она приходит к своему русскому начальнику и объясняет ему, что завтра она не сможет прийти на работу, потому что этот день для нее священный.

Один из моих сыновей заканчивает еврейскую школу и собирается поступать в Еврейский университет. Младший уже два раза отдыхал в лагере «Ган Исроэл». В школе он всем давно объявил, что он – еврей, по своей же внешности вполне мог сойти за русского.

Самый старший сын тоже не отрекается от своих корней.

В пятницу вечером мы зажигаем субботние свечи, я произношу благословение. Халу, как правило, пеку сама. И еще много традиционных еврейских блюд я умею готовить. Знаю и пою традиционные еврейские песни, немного знаю иврит.

В годовщины смерти моих родных я прихожу в синагогу, чтобы прочесть поминальную молитву.

У меня хранятся фотографии моих дедушки и бабушки, а также прадедушки и прабабушки конца XIX века. Разглядывая с детьми эти старые снимки, мы чувствуем связь поколений, которая отнюдь не утеряна и будет продолжаться дальше.

Ваш журнал я читаю очень внимательно и с интересом, даю его читать своим близким и знакомым, в том числе неевреям, чтобы и они больше узнали о жизни евреев, их историю.

Желаю благополучия и успехов сотрудникам редакции журнала «Лехаим», а также спонсорам, не жалеющим средств на обеспечение полноценной жизни еврейской общины, особенно отдыха детей.

Ирина Солодовникова,

Москва

 

 

 

Необходимо уравновешивание высказываний

Журнал «Лехаим» позволяет читателям знакомиться с мнением разных людей. Эти мнения, естественно, бывают противоречивы, и хорошо, что редакция не стремится сглаживать эти противоречия, уходить от них.

Однако я хочу коснуться другого вопроса – меры уравновешивания высказываний в журнале.

Поясняю, что я имею в виду. В 5-м номере журнала (май, 2000) было помещено обращение раввина к читателям, в котором сообщалось, что Б-г предлагал, «как сказано нашими мудрецами... Тору... другим народам» (прежде чем предложить ее евреям), но те испугались налагаемых обязанностей. «Так жить мы не сможем», – заявили они все. (Поразительно, насколько высоко развито было чувство ответственности у отказавшихся. – Л. Д.) И далее сообщается, что только мы, евреи,.. без всяких обсуждений и т. д.

Все это довольно сильно смахивает на высказывания «Ребе Сталина»:

«Мы, большевики, люди особого склада, мы... мы...»

Я вовсе не призываю установить пределы комплиментарных самооценок. Но было бы замечательно, если бы редакция, предоставляя возможность публикации еврейско-большевистских самовосхвалений, публиковала бы и полярные самооценки, до момента поступления дифирамбов от других народов, да и после наступления такого момента.

В первую очередь можно поместить в журнале отрывки из Шолом-Алейхема, публикации других, в том числе современных еврейских писателей, которых 99 % наших читателей не знает. Быть может, для развития критического еврейского самосознания было бы полезно публиковать выдержки из печально известной «Исповеди», оставшейся в памяти евреев старшего поколения (автор – еврей Исай Тобольский), либо, скажем, обзоры криминальной хроники израильской печати.

Добавлю немногое. Ознакомление с еврейскими обычаями, традициями, праздниками и пр., чему уделяет много места журнал, оправдано, поскольку сближает евреев, пусть даже в малом.

Но хотелось бы соблюдать большую уравновешенность при публикации статей на религиозные темы. Как математик я допускаю существование Б-га. Но как еврей должен сказать, что Б-гу было угодно, чтобы вера в Него утонула в морях еврейской, и не только еврейской, крови. Кто-либо берет на себя смелость объяснить пролитую кровь невинных детей, упоминая при этом Всемогущего? Много евреев моего возраста (пенсионного) думают таким же образом.

С уважением

Лев Дворкин,

Саратов

 

 

Уважаемые читатели!

Перед вами два письма, авторы которых, как нам кажется, по-разному относятся к своему еврейству, национальному самосознанию. Редакция решила не комментировать эти письма, а предложить это сделать вам, читателям. Мы предвидим, что мнения, как пишет г-н Дворкин, будут противоречивыми. В заключение дискуссии, если она состоится, мы предполагаем подвести ее итог и добавить немного от себя.

Редакция

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru