[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2000 ТИШРЕЙ 5761 — 10 (102)

 

Художник Леонид Зусман

Мирра Аспиз

Леонид Павлович Зусман считал делом своей жизни оформление и иллюстрирование книг. Он сделал рисунки к «Оливеру Твисту» Ч. Диккенса, «Легенде о Тиле Уленшпигеле...» Ш. Де Костера, «Красному и черному» А. Стендаля, «Тысяче и одной ночи», а также почти к 70 другим книгам, вышедшим главным образом в издательствах «Детская литература», «Госиздат», «Молодая гвардия», «Советский писатель». Он много работал и как театральный художник, создавая декорации к классическим и современным пьесам. Так, в Московском театре Сатиры он оформил спектакль «Неравный брак», в Одессе в его декорациях шли «Блуждающие звезды», в Минском оперном театре – «Кармен».

Родился Л.П. Зусман в 1906 году в белорусском городе Гродно в семье инженера и зубного врача. После рождения сына семья перебралась в Москву, где отец работал по специальности, а мать оставила врачебную деятельность и посвятила себя домашним делам и воспитанию будущего художника.

Одновременно с учебой в старших классах средней школы Леонид посещал частные студии художников Ф.И. Рерберга и А.Э. Миганаджиана и был вольнослушателем в первых государственных свободных художественных мастерских в классе И.И. Машкова – одного из основателей известного объединения московских художников «Бубновый валет».

В 1924 году он поступил в Академию художеств в Ленинграде, где учился у замечательного художника К.С. Петрова-Водкина. Об этом времени Зусман вспоминал: «... я, несмотря на все восхищение искусством своего учителя, не сумел понять его педагогическую систему... А с приходом нового ректора началась вообще полная перестройка учебного процесса. Пришли новые профессора с другими традициями и с другим представлением о реализме в живописи... Я был совершенно дезориентирован, с трудом выполняя задания по академическому рисунку, хотя и старался не отстать от своих сокурсников... Затем в 1927 году по семейным обстоятельствам я перевелся в Москву во Вхутеин (Высший художественно-технический институт) и попал в мастерскую Д.П. Штеренберга. Здесь я встретил совершенно другую обстановку: каждый студент делал что хотел и как хотел».

«В комнате», 1968 год.

Не имея постоянного руководителя и наставника, Зусман постепенно утрачивал интерес к работе художника и даже подумывал о перемене профессии.

В 1930 году он закончил Вхутеин и перед ним стал вопрос – как зарабатывать на жизнь. Убедившись, что живопись его не прокормит, он начал пробовать свои силы в книжной графике, не имея в этом деле ни школьного, ни практического опыта. Он вспоминал: «Нужда заставила почти самоучкой ”превзойти” всю книжную премудрость, научиться этому строгому ремеслу – делать обложки, писать шрифты, ”крутить” орнаменты, конструировать книжные макеты. Все это давалось ценой больших усилий. Мои первые опыты как иллюстратора тоже принесли много огорчений... Однако выхода не было, и я продолжал работать в книге... и если графика стала моей второй профессией, да еще, несмотря на все, кормившей меня, то живопись осталась в качестве какого-то, как теперь говорят, ”хобби”».

«Весна на Большой Полянке», 1966 год.

Он жил в маленьком домике в старом Замоскворечье и излюбленным мотивом его живописи стали улицы этого района, где прошли годы детства и учебы. Художник писал и портреты близких ему людей. Были у него и литографические работы – портреты генерала П.И. Багратиона и полководца М.И. Кутузова.

В 1932 году Леонид Павлович стал членом Союза художников, в секции графики.

В Великую Отечественную войну Леонид на фронте, участвовал в боях. Дослужился до сержанта. Во время армейской службы работал и как художник фронтовых газет («Крылья Победы», «В бой за Родину»). В 1944 году после госпиталя Зусман был демобилизован по болезни. Он начал сотрудничать в «Окнах ТАСС» и различных издательствах, а также был художественным редактором журнала «Вокруг света».

«В мастерской», 1967 год.

Леонид Павлович Зусман участвовал во многих московских, республиканских, общесоюзных и зарубежных выставках. Еще в 1929 году его работы были представлены на выставке советского искусства в Нью-Йорке, в 1931 году – на Парижской выставке, в 1939-м – в Брюсселе. В 1959 году на Международной выставке книги в Лейпциге он был удостоен серебряной медали.

Творчество художника было представлено на всех отечественных выставках иллюстраторов книги, в ежегодных выставках, приуроченных ко Дню Победы. Его работы неоднократно отмечались дипломами и почетными грамотами министерства просвещения и комитетом по делам печати. Некоторые работы Леонида Павловича были приобретены Русским музеем в Ленинграде, художественным музеем в Твери и музеем искусства в Тбилиси.

«Замоскворечье зимой», 1966 год.

Мало кто теперь знает об умершем в 1984 году художнике Л.П. Зусмане. Но если в руки читателя попадется книга с его иллюстрациями, то он по достоинству оценит этого мастера книги.

Из цикла «Ушедшее время ”В детстве”», 1970 год.

Закончить очерк о художнике Л.П. Зусмане я хочу его стихами о вечной преемственности поколений в искусстве.

 

Быть может, хроника искусств

Меня не вспомнит никогда,

И в приговоре строгих уст

Не прозвучит ни «нет» ни «да».

Быть может, я свой путь прошел,

На небо глядя, на поля,

На буйный цвета произвол,

Прошел не попусту, не зря.

Быть может, где-то на земле

Мой сколок, мой стереотип,

Не зная о моей судьбе,

Моих не ведая обид,

Бумагой снова зашуршит.

И в новом взоре прежний взор

Продолжит старый разговор.

    

Иллюстрации к «Книге Тысячи и одной ночи», 1958 год.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru