[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2000 КИСЛЕВ 5761 — 12 (104)

 

Уважаемый г-н главный редактор!

Довольно продолжительное время регулярно читаю Ваш журнал. По-моему от месяца к месяцу он становится все интереснее. В октябрьском номере один за другим опубликованы материал о Виване Деноне, первом директоре Лувра, и перевод автобиографической книги немецкого автора Юлианы Лепсиус. Если позволите, мне хотелось бы отметить более тесную связь между этими материалами.     

Виван Денон создал предпосылки для развития нового направления в науке – египтологии. Разгром Наполеона позволил продолжить его изыскания ученым разных стран. Проводились экспедиции, раскопки, читались иероглифические тексты. В XIX веке полностью изменилось отношение цивилизованного Запада к Древнему Востоку. Во Франции новое научное направление было связано в первую очередь с именем Жана Франсуа Шампольона (1790-1832), а в германских странах – Рихарда Лепсиуса (1810-1884).

С 1840 по 1861 год королем Пруссии был Фридрих-Вильгельм IV, при котором разразилась революция 1848 года, а Маркс и Энгельс создали Союз коммунистов и «Манифест коммунистической партии». И в эти же годы, с 1842-го по 1845-й, в Египте под руководством Р. Лепсиуса проходила экспедиция, собравшая много материалов для исследований. Находящаяся в берлинском Музее Египта картина художника Фрея «Празднование дня рождения короля Фридриха-Вильгельма IV 15 октября 1842 года на вершине пирамиды Хеопса» напоминает сегодняшним посетителям не столько о празднике в честь монарха, сколько о труде и подвижничестве ученых.

Через 73 года фамилия Лепсиус опять замелькала на страницах газет, правда, на этот раз она принадлежала пастору. Как и в первом случае, с этим связаны события на Востоке.

Оказавшись в первой мировой войне на проигравшей стороне, Турция лишилась имперских завоеваний и попыталась кровопролитием и демонстрацией силы восстановить былое реноме. Преследования армян, закончившиеся геноцидом, потрясли весь мир. Эхо этих событий слышно еще сегодня, отзовется и в будущем. Армянский народ, несмотря на его сравнительную малочисленность, ни запугать, ни подавить не удалось. Просвещенный мир узнал о злодеяниях турок от пастора Йоханнеса Лепсиуса (1858-1926), неисповедимыми Б-жьими путями оказавшегося в разгар событий в Турции. Благодаря вмешательству немецкого священника продолжение кровопролития удалось предотвратить. Праведников не забывают: в 1998 году в Армении был установлен памятник миссионеру-евангелисту в знак благодарности за его заступничество.

Героическое армянское сопротивление с любовью и участием отразил в своем свидетельстве «Сорок дней Мусадага» талантливый Франц Верфель. Неслучайно к этой теме писатель обратился в тяжелые годы фашизма. Помнится, в журнале «Лехаим» была публикация о Ф. Верфеле, вместе с другими писателями вынужденном эмигрировать из Германии из-за еврейского происхождения.

Жан Француа Шампольон.

Расшифровка монускрипта с иероглифическими надписями имени царицы Клеопатры.

Пролитую кровь, гибель родных, исход с родины помнят оставшиеся в живых и следующие поколения многие годы, даже века. Мариэтта Шагинян ко времени тех страшных событий, вероятно, уже определила свой творческий путь. Роман-сказка «Месс-Менд, или Янки в Петрограде» написан в 1923-1924-м, всего лишь через 9 лет. Позднее автор заметила в предисловии, что выступила «против разрушительных сил империализма и фашизма 20-х годов нашего века». Время сказалось на стилистике романа – черный и белый цвета почти без оттенков точно соответствовали лозунгу «Кто не с нами, тот против нас». И все же был один персонаж, по имени доктор Лепсиус, который вызывал симпатию. Трудно теперь сказать, почему Мариэтта Сергеевна выбрала это имя: сознательно, вспоминая много определившие переговоры знаменитого пастора и Энвер-паши, или случайно. Зная, что писательница несколько лет прожила в Германии, я предполагаю, ее выбор был обусловлен…

Вот на какие размышления навели несколько журнальных страниц. Позвольте пожелать «Лехаим» новых успехов. До следующих радостных встреч.

Владимир Подольный, инженер

 

 

Хочу ответить автору статьи «Абраша и Даша» А. Козаку («Лехаим» № 8, 2000) от имени «полтинников», как он называет родившихся от смешанных браков. В его статье легко прослеживается призыв: еврей ищи еврейку, русский – не разевай варежку на кусок лакомого пирога, ведь все равно автору ясно: такой брак распадется, если не сразу, то постепенно. Разрешите, уважаемый Анатолий Козак, с вами не согласиться и, коль вы в своей жизни еще не слышали о нормальных людях и семьях, слушайте.

Мой отец еврей, мама русская. Их брак зарегистрирован после войны. Всю свою жизнь мои родители прожили очень счастливо, являясь образцом семейной жизни для своих детей и внуков. Теперь обо мне. На ваш взгляд русская жена еврея должна была воспитать ребенка в русских традициях и с русской фамилией, однако мама еще не знала теорию А. Козака и поступила по-своему. Я осталась с русской косой и еврейской фамилией, о которой мне часто напоминали сверстники и учителя, так что уже ребенком я поняла, что быть еврейкой в 60-е годы не так легко и просто. Так, если мое сочинение было лучшим в классе, мне ставили твердую тройку. Мои друзья с еврейскими фамилиями поступали в медицинские институты по 7-8 раз, а заканчивали учебу с красными дипломами. Да, мы не были чистыми евреями, но как и настоящие, истинные евреи, мы не предали своих отцов, не отреклись от них, оставаясь Зильберманами, Штейнами, Зейликовичами, или как вы пишете, Абрашками. Эти Абрашки, позвольте заметить, – гордость нашего народа, люди, вынесшие все унижения коммунистического прошлого, когда не принимали на заводы, когда обходили в должностях самых порядочных, самых талантливых, самых интеллигентных людей, которые все понимали, но не могли защитить ни себя, ни свои семьи, а мы, их дети, улыбались сквозь слезы, чтобы не причинять им еще большей боли. Если вы, А. Козак, не пережили этого, вам не понять нас, таких, как я. В моей семье живы еврейские традиции. Дочь знает иврит, работает в еврейской общине, замужем за евреем и считает себя истинной еврейкой, а самое главное, гордится этим.

Вот такая получается картина, Анатолий Козак. Пишу для того, чтобы вы задумались, а если уж пишете, то исследовали бы тему поглубже, до конца и не заканчивали бы свои статьи словами: «Я таких семей не знаю». Вы многого, вероятно, еще не знаете, что совершенно не означает, что этого нет.

Белла Штейн, Кривой Рог

 

 

Откликаясь на письмо Льва Дворкина («Лехаим». № 9, 2000), во-первых, процитирую «Из факта изначального величия и особой значительности еврейского народа следует, что он не должен оставаться вне критики, обходить скользкие вопросы – значит фактически уступить поле боя антисемитизму».

Теперь о другом. Таких евреев, как Лев Дворкин, прошедших все сложности Великой Отечественной войны да и вообще жизни в России и в мире, еще много в Израиле и России, и мы рассказывали и будем рассказывать внукам и правнукам о пролитой невинной крови евреев и тех, кто вставал на их защиту, и «роль» во всем этом Всевышнего. Почему в «небесной канцелярии» Всевышнего вдруг забыли, что отказался Г-сподь от зла, о котором сказал, что сделает его народу своему» (Шмот, 32:44). Где был Всевышний, когда судили Дрейфуса и Бейлиса, когда погромы начались в Кишиневе, Белостоке, а потом промчались по городам России, когда закрывали еврейские школы или «заводили» дело врачей, когда Гитлер объявил евреев низшей расой, организовал «хрустальную ночь» и крематорий, Бабий Яр и Освенцим. Вопросы схематичны, но остаются без ответов.

В апреле 1994 года в Москве был проведен Международный симпозиум «Уроки Холокоста и современная Россия». Там много говорилось об антисемитизме, но никто из участников симпозиума не ставил вопроса так, как это сделал Дворкин: где был Всемогущий?

Уходя от этого вопроса, сегодня все знатоки иудаизма от Йосефа Телушкина до Адина Штейнзальца всячески убеждают еврейский народ, что иудаизм спас евреев для человечества, поэтому соблюдение всех канонов иудаизма – основной путь развития для еврейских общин каждого еврея.

Я, как Лев Дворкин и очень многие люди моего поколения, считаю, что не иудаизм сохранил евреев для человечества, а еврей, взявший в руки оружие, сохранил для человечества иудаизм. Где бы он сегодня был, иудаизм России, если б Гитлер, не дай Б-г, выиграл войну? Лучше не фантазировать на эту тему, но случиться могло все.

Почему утверждают, что если представить еврейскую жизнь как строительную конструкцию, то его фундамент и кровля – это Тора, а несущие конструкции, колонны, балки, стропила – простые люди, евреи? Как только евреи по какой-либо причине перестают выполнять роль несущих конструкций, ни кровля, ни фундамент своей роли играть не смогут. Так произошло и с Всевышним: Его сила в поддержке евреев, они создают ему славу и сделали его кумиром! Об этом нужно говорить честно: еврей сам кузнец своего счастья, а пути жизни, поведения выдумывать не надо, они записаны в Торе.

Если бы 28 июня 1941 года евреи многих городов Белоруссии, Украины, Латвии, Эстонии не запрягли лошадей в брички и не посадили на них свои семьи, чтобы бежать в сторону Москвы и за Москву, а пошли б с утра в синагоги и два-три часа читали «Шахарит», писалось бы сейчас это письмо? Вспомните тех глав еврейских семей, которые искали автомашины, места в поездах, чтобы спасти семьи. Сколько их погибло в дороге! Опять вопрос: где был в это время Всевышний?

И еще. Грош цена была декларации Бальфура, если б Хагана и другие военные формирования сионистских организаций с оружием в руках не подтвердили бы ее. Потом была война Судного дня. Сегодня военная мощь Израиля сдерживает арабский экстремизм…

Конечно, необходимость защищать иудаизм и евреев появилась не сегодня, видимо, отсчет нужно начинать с восстания Маккавеев или еще раньше, не сбросить со счетов участие евреев в боевых действиях многих стран в первую мировую, опыт отрядов самообороны в местечках в годы погромов. В Великую Отечественную войну более 50 евреев командовали дивизиями, корпусами, были начальниками штабов, армий, флотов. 133 еврея стали героями Советского Союза, а всего около 500 тысяч евреев сражались на советско-германском фронте. Известно, что еврейская бригада участвовала в боях за Сицилию, Италию и прошла Германию почти до границ Дании. Евреи России об этом знают мало.

В то же время ни один еврей не должен забывать, что главную силу в разгроме фашизма представляла Красная Армия, русский солдат, и здесь еврей был тоже русским солдатом. Евреям не привыкать воевать под знаменами стран, где они проживают.

На многие размышления наводит статья Льва Дворкина, только кто нас слушает? А ведь зря еврей забывает, что «никто не даст нам избавленья», и «добьемся мы освобожденья…»

О себе. Мои деды и прадеды, первые кантонисты, честно служили России и никогда не отказывались от иудаизма. Мне 76 лет. Окончил кавалерийское училище им. I-й Конной, курс Академии тыла и транспорта. Участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке.

Ефим Подожик, Кострома

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru