[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2001 ШВАТ 5761 — 2 (106)

 

Вначале Он создал ничто

Цви Фриман

Есть поговорка:

«Мы не знаем, кто открыл воду, но, конечно, это были не рыбы!» Так же трудно представить, каким образом человечество открыло бытие или как появилась концепция «отсутствия бытия» – существования того «Ничто», из которого возникло все.

Чтобы заметить воду, надо понимать, что такое вода, быть способным опознать ее, глядя со стороны. А что требуется, чтобы понять бытие? Как может кто-то из нас быть вне бытия?

А между тем в истории о сотворении мира говорится: бытие есть, и мы «плаваем» в нем.

Мифы о возникновении нашего мира существуют у большинства народов. Они дают свои версии о том, как появились создания, в неком мифологическом прошлом принесенные в этот мир из другого, небесного, более великого мира. То, что из большого появилось малое, легко вписывается в известное нам наше привычное мышление. Получается, что вселенная существует бесконечно во времени и пространстве. Конечное, простираясь в бесконечном, постоянно восстанавливает себя за счет собственной энергии. Возможно, это абсурдная концепция, но она опирается на более или менее понятное нам. А люди, как правило, предпочитают иметь дело с абсурдным, нежели с тем, что непознаваемо.

Однако представить себе сотворение неба и земли из пустоты – это выше возможностей человеческого ума. Как вообразить то, чего мы не знаем? Как предположить отсутствие субстанции, на которой зиждется наше воображение, отсутствие того, что стоит за глаголом «быть»? Вот почему, когда древние греки переводили Библию, они писали: «Вначале Б-г делал небо и землю».У них не нашлось слова, имевшегося у евреев, означающего «творить из ничего», потому что для них такая концепция была немыслимой и просто не существовала. Однако в глубине души всякого человека есть некое знание о том, что есть некие формы существования и за пределами видимого мира. Это просто ощущение родства с Бесконечностью. Непознаваемое внутри нас связано с Непознаваемостью космоса, и через эту связь мы на глубинном уровне нашего существа знаем все.

Знать Б ы т и е – то же, что знать весь Бесконечный мир. Как сказал Моисей своему народу: «Знайте ясно, как день, и поразмыслите над этим: на небе и за его пределами, на земле и ниже, Непознаваемое – это Б-г. Ничего другого нет».

 

Вечное воссоздание

Подобно всякой истории, рассказанной в Торе, история сотворения мира – процесс вечный. То же относится и к каждому созданию Б-га – духовному и физическому, большому и малому, начиная с дивного солнечного «реактора» в небесах и кончая журналом, который у вас в руках. От ощущения бумаги под вашими пальцами – до мыслей, рождающихся сейчас в мозгу, — все сущее извлекается из пустоты...

И если эта динамика хоть на миг прекратится, все существующее исчезнет бесследно, не останется ничего, подобно тому, как не было ничего до того, как все началось.

Мы – не предметы, мы – события, к тому же не очень прочные.

 

Сжатие бесконечности

Знать это нам необходимо, иначе мы ничего не сможем понять из книги Бытия. Бытие непрерывно помещает Бесконечного Б-га в пространство конечного мира. Книга рассказывает нам, что Бесконечный неравнодушен к происходящему в конечном мире. Он имеет общение со смертными, созданными из плоти и крови. Он временно отменяет законы, которые установил Сам как параметры бытия. Он превращает себя в «Него», в персонаж Своей собственной истории – такой персонаж, с которым может общаться даже самый маленький ребенок.

Все наши трудности объясняются неясным пониманием того, что представляло собой Сотворение мира. Мы воссоздаем образ Творца по своему образу и подобию и предполагаем, что Он сделал мир, как делаются наши изобретения. Когда мы изобрели глиняную посуду, то начали с того, что замесили глину. Когда мы изобретаем какую-то новую технологию, она основана на модели, уже имеющейся в природе. И поэтому наши маленькие игрушки могут прекрасно существовать и без нас, ибо их основополагающаяся суть уже имелась до нас, и, коли на то пошло, от нас вообще не зависела.

Но Его шедевр возникает на полотне из ничего. Он и художник, и творец материалов, и вдохновляющая идея — все в Одном. Если хоть на миг Он уберет свою кисть, картина исчезнет. Он внутри Своего творения, потому что оно – это Его дыхание, Его мысль, Его слово. Он проявляется в каждом событии, в каждом предмете, в каждой мимолетной мысли, возникающей в нашем уме. Его можно найти всюду, где Он пожелает быть найденным, потому что куда бы Он ни шел, есть только Он.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru