[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ МАРТ 2001 АДАР 5761 — 3 (107)

 

СОФЬЯ, НОЙ И СОНАТА БЕТХОВЕНА

Галина Белоцерковская

-До полудня прошу меня не беспокоить, даже министра культуры!

Это правило известно всем, кто знаком с Софьей Викторовной Девенишской. Она и педагог по классу фортепиано в школе имени Гнесиных, и методист, и руководитель исполнительской группой учителей музыкальных школ уже много лет. Конечно, чтобы всегда оставаться в отличной форме и блестяще справляться со всеми обязанностями, надо как следует подготовиться к трудовому дню. Гимнастика, душ, легкий макияж, завтрак аскета, – и к двенадцати часам она готова для своей сверхактивной жизни.

Но в этот весенний день все, как один, словно забыли о традиционном запрете. Телефон звонил с раннего утра и до глубокой ночи: на Софью Викторовну буквально сыпались поздравления со всех концов страны и из-за рубежа – от друзей, учеников, знакомых... Ей присвоили звание «Заслуженный работник культуры», и эта весть тут же облетела всех, кто ее знает и любит!

Конечно, присвоение такого звания педагогу музыкальной школы явление достаточно редкое, и все же при заслугах нашей героини это событие, думается, могло произойти и ранее, не будь Софья Викторовна «еврейской национальности», возможно, не пришлось бы ей дожидаться официального признания до седьмого своего юбилея при том, что педагогической и творческой деятельности за плечами без малого полвека. Как бы то ни было, 15 марта 1997 года в Гнесинке состоялся юбилейный вечер С.В. Девенишской, посвященный сорокапятилетию ее педагогической и творческой деятельности, приуроченный к присвоению звания.

Еще раньше познакомившись с Софьей Викторовной, в тот вечер я вдруг открыла для себя новую и совершенно, казалось бы, неожиданную для данного случая ее грань: это была Женщина! Обнаружилось, что ее жизнь по сей день озарена необычайной любовью, а рядом преданный, самозабвенно влюбленный в эту Женщину человек.

Торжество проходило, как по нотам. Выступали ученики С.В. Девенишской – от малышки Кати до известного пианиста, профессора Академии имени Гнесиных Владимира Троппа. Эта встреча с Троппом у Софьи Викторовны за день была уже второй, а первая состоялась утром в эфире. На радио «Орфей» профессор вел музыкальную передачу, и сегодня он говорил об учителях, конечно же, рассказав и о своей первой учительнице, которую собирался вечером поздравить. В это время в студии прозвенел звонок и раздался голос Софьи Викторовны: «Спасибо, Володенька, за память. Я тебя слышу, жду, целую». Оказалось, она всегда старалась не пропускать этих передач. Так диалог учительницы и бывшего ученика услышала страна, и это вспоминали на юбилее.

Звучала музыка, ей вторили слова, и благодаря им еще выразительней и трогательней воспринимались музыкальные фрагменты. Владимир Тропп сыграл мазурку А. Скрябина, которую готовил еще к выпускному школьному экзамену вместе с Девенишской. «Живите вечно», – говорили благодарные родители ее учеников, складывая к ногам Софьи Викторовны букеты весенних цветов. Подумать только: приходит маленький человек к своему первому педагогу, и от того, как сложатся их отношения, во многом зависит его человеческая судьба – проснется ли в нем хотя бы потенциальный музыкант или мелодии души так и останутся невостребованными, запертыми...

Сколько поздравлений прозвучало в этот замечательный вечер; серьезных, шутливых, – очень дорогих, но, на мой взгляд, самые бесценные все же от мужа. Редкий мужчина скажет, что его жена уникальный человек, большей частью над мужчинами довлеет их собственная уникальность. Впрочем, даже если кто-то и скажет, то вряд ли так искренно, как он, этот обаятельный джентльмен с библейским именем Ной. Много интересного я потом узнала об этом человеке.

Ной Александрович Шпунтов родился в традиционной еврейской семье в Днепропетровске. У его бабушки Рохл-Леи была маленькая бакалейная лавка, где между тем продавалось все - от теплых вкусных булочек до гвоздей любого размера. Сама выросшая в бедности, бабушка хорошо понимала проблемы бедняков и давала им продукты в долг. Кто мог, расплачивался, ну а кто не мог, Б-г с ним. Рохл-Лею считали самой умной женщиной в городе. И однажды произошел с ней такой случай. Дом, в котором жила семья, стоял на крутом берегу Днепра. В один прекрасный день неподалеку от него остановилась шикарная повозка коммерсанта. Что богатому человеку надо? Оказалось, у него неожиданная прихоть. «Кто отгадает мою загадку, – объявил богач, – дам сто рублей». Тогда это были большие деньги! И бабушка Рохл-Лея отгадала загадку, получив и «гонорар».

За роялем Софья Девенишская.

Отец Ноя был помощником Котовского, который после революции в Молдавии и на Украине организовал совхозы для военных. В основном они выращивали зерно, помогая кормить армию. Заработав денег, отец купил маленькую квартирку в Киеве. «До переезда туда у нас дома говорили на идише, – рассказывал мне Ной Александрович, а в Киеве пришлось перейти на украинский, чтобы общаться с соседями и горожанами. Но национальные традиции мама свято соблюдала, особенно во время еврейских праздников. Кстати сказать, она была достойной дочерью своей мамы, и тоже была очень умна, хотя образование имела всего четыре класса. В 26-м году мы переехали в Москву, и мама все твердила: “Сын мой, учись”. И я учился».

Ной окончил школу, ФЗУ (приобрел специальность наладчика токарных автоматов), затем авиационный институт, что для еврея было тогда большой редкостью. Он верил в «светлое будущее»: был комсомольцем, потом членом партии. А когда подошли 30-е – седьмой, восьмой, девятый, и начались массовые аресты, громкие процессы, стал смутно догадываться: что-то не так, не может быть виновным такое количество людей. Тогда от осуждения системы он был далек, думал, что происходящее – результат борьбы группировок. Потом началась война. «Антисемиты любят говорить, что евреи во время Великой Отечественной были в стороне. Я всегда расстраиваюсь, когда слышу такие разговоры, – признается Ной Александрович, – многие евреи, мои близкие знакомые, погибли на фронте. В тылу же оставались не по собственному желанию, а по приказу свыше. Я имел бронь, потому что работал на авиационном заводе, испытывал двигатели штурмовика “ИЛ-2”, который называли “черной смертью”. Брюхо его было из брони, поэтому он мог летать низко, и любая цель была для него доступна».

После войны Ной Александрович Шпунтов продолжал заниматься конструированием, и до сих пор считает, что «авиационные двигатели – самое сложное, что есть в мире».

Встреча «физика» и «лирика» – Ноя Александровича и Софьи Викторовны произошла, когда оба пережили неудачу в личной жизни и весьма скептически были настроены в отношении своей дальнейшей судьбы... К тому самому юбилейному вечеру, с которого начался мой рассказ, они пришли рука об руку, представляя собой самую красивую и счастливую семейную пару. Какая женщина не мечтала бы о том, чтобы после долгих лет супружеской жизни муж посвятил ей такие строки:

 

Люблю тебя, как много лет назад.

Ты молода, блистательно красива.

Огонь души, как миллион карат,

И творчески исканья, и порывы...

 

Восторженные милые стихи, написанные не только им, но и ею, переполняют толстые альбомы. С тех пор, как познакомились, и по сегодняшний день Софья Викторовна и Ной Александрович посвящают их друг другу. Интересно, что до встречи, подстерегшей этих людей уже в зрелости, ни один из них стихов не писал.

Софья Викторовна считает себя максималисткой. После неудачного брака она твердо решила: если суждено снова выйти замуж, то только за идеал: человека порядочного, умного, независимого в суждениях, ответственного, чуждого пошлости, честного и искреннего. Она понимала, что вероятнее всего такая мечта и останется мечтой. Но встреча состоялась! И память о ней связана с сонатой Бетховена. Спустя некоторое время Ной Александрович напишет жене:

 

Прошло лишь восемь лет, как свадьбу отыграли.

Так трепетно я вспоминаю эту дату!

И всякий раз во мне огонь пылает,

Когда играешь ты Бетховена сонату.

Софья Девенишская и Ной Шпунтов. 1930 год.

Семнадцатая соната Бетховена, исполняя которую Софья Викторовна покорила своего будущего супруга, стала вдохновенным гимном его счастья. Тогда в Подмосковье они пережили состояние, близкое первой любви, которое они назвали «замыканием». Позже в шуточных стихах к мужу Софья Викторовна напишет: «Раз уж вышло “замыканье”, не грозит нам расставанье». И уже серьезно:

 

Жизнь наша не гладка,

И спорим мы порою,

И пререкаемся по разным пустякам.

Но остаешься ты единственным героем

Романа моего...

 

Интересно, что встретив свою любовь, авиаконструктор Ной Александрович так увлекся музыкой, что стал посвящать ей всякую свободную минуту, что, конечно, еще больше сблизило его с женой. «Он интуитивно чувствует в искусстве настоящее, – говорит о муже Софья Викторовна, – и у него золотое сердце».

Интересно, что и брак родителей С.В. Девенишской был союзом «физиков» и «лириков». Ее мать окончила Петербургскую консерваторию, прекрасно пела, играла в разных ансамблях (знаменитый Александр Глазунов покровительствовал ей, дарил свои клавиры; в гостиной Софьи Викторовны висит портрет этого замечательного композитора с его автографом). Однако в музыкальную школу маленькую Софочку повела не музыкально одаренная и образованная мать, а по своей профессии далекий от музыки и вообще искусства отец. С той поры школа сестер Гнесиных стала для девочки едва ли не родным домом, а сами Гнесины – образцом, примером в педагогике.

К 40-летию творческой деятельности близкие и друзья Софьи Викторовны подарили ей альбом автографов. Это собрание дифирамбов и признаний в любви. Только один, например: «Тонкому музыканту, неисправимому романтику, который говорит меньше, чем знает, а делает больше, чем возможно». Работает она самозабвенно – когда занимается с учениками и когда выходит на сцену и садится за инструмент.

После юбилея.

Мне нравится, как Софья Викторовна о себе говорит: «Сколько бы не было во мне недостатков, достоинств больше». Она обожает принимать гостей, сервировать стол, готовить вкусные блюда. Муж говорит, что «погибает» от уюта, чистоты и вкусной пищи. Она любит получать подарки, а еще больше – их делать. Любит красиво одеваться, носить украшения. В ее семье устойчивые традиции: отмечают еврейские праздники, кроме того день знакомства супругов в Марфино, день свадьбы, дни рождения. Муж и сама она – оба интересуются политикой и в шутку «борются» за право первого прочтения полученных газет... Но главное для Софьи Викторовны – ученики. «Я живу, чтобы работать, а не работаю, чтобы жить», – такое у нее кредо.

... Как-то проведя у нее в гостях несколько часов, перед уходом я попросила: «Софья Викторовна, сыграйте что-нибудь на прощание». Она села за рояль, задумалась и, улыбнувшись, стала тонко и вдохновенно импровизировать...

Сколько чудесного, удивительного открылось мне благодаря знакомству с этим человеком, вернее с двумя этими людьми! И уже в который раз я убедилась, что всех нас «на плаву» держат любовь и любимое дело, и никогда не стоит терять надежду: если сегодня нет рядом любимого человека, надо верить: он непременно появится завтра... И еще много-много всего...

Мои герои, как и свойственно им, отважно сражаются – с жизненными проблемами, тревогой, болезнями, потерей близких, но по-прежнему держатся за руки и посвящают друг другу стихи. У Софьи Викторовны все прибывает учеников, они занимают ее мысли, сердце, душу. Ной Александрович все тот же джентльмен и очарованный рыцарь... «Чудаки? Святые?» – возможно, кто-то задастся вопросом, прочтя мой рассказ. Не знаю, но оттого, что такие на свете есть, на душе становится теплее.

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru