[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2001 НИСАН 5761 — 4 (108)

 

ПУРИМ КАК НИКОГДА

Опыт двойного репортажа

 

И был вечер...

13 Адара солнце заходило в 18.16, пост Эстер подходил к концу, и начать грандиозное пуримское празднество в МЕОЦе предполагалось в 19.00. Но уже за полчаса до назначенного времени обнаружилась непредусмотренная проблема: гардероб оказался переполнен, а гости все прибывали. И нужно заметить, повеселиться хотели не только евреи, так что в конце концов едва ли не три этажа общинного центра в Марьиной роще оказались переполненными.

По традиции Пурима главный раввин России Берл Лазар начал свое приветствие хорошей шуткой – о том, как заклятый антисемит (а именно таким был и Оман, упоминаемый в Книге Эстер) попросил одного муфтия предсказать ему будущее.

– Увы, близок ваш конец, – пророчествовал муфтий.

– Когда? – расстроился антисемит. И в ответ услышал:

– В еврейский праздник.

– Но какой? Их так много! – скривился он.

– Могу сказать с уверенностью, – сказал муфтий, – когда вы уйдете в мир иной, у них обязательно будет праздник!

 

Рассказывая об истории Пурима, раввин Лазар напомнил об одной из четырех важнейших заповедей этого праздника: несмотря на известное отношение евреев к алкоголю, каждый здоровый мужчина должен единственный раз в году в этот день напиться так, чтобы перестать понимать разницу между «Благословен Мордехай» и «Проклят Оман», то есть добром и злом. «И даже раввин так должен поступать, – заметил он, – а если не будет пьян, то это плохой раввин!» Такое заявление главного духовного лица зал весело встретил шумными аплодисментами, похоже, и действительно вознамерившись последовать его призыву «Будем веселиться, как никогда прежде!»

В Пурим дважды читают Книгу Эстер (Мегилас Эстер) – в начале праздника, вечером после поста, и на следующее утро. Это первая заповедь Пурима. Малыши, школьники, да и многие взрослые так и ждали момента, чтобы попугать злодея-Омана, упоминаемого в Мегиле, разноцветными трещотками, обнаруженными в подарках, полученных при входе в МЕОЦ (дарить «вкусные» подарки, «шалах монос», – тоже заповедь праздника)... Забегая вперед, скажем: вечер завершился отличным фуршетом в фойе – таким, что исполнить заповедь о потере разницы между Оманом и Мордехаем оказалось весьма просто, а также замечательной концертной программой артиста театра «Шалом» Жени Валевича со товарищи и веселыми танцами, длившимися до полуночи.

На следующий день у меня произошел такой разговор с одним хорошим знакомым. На вопрос о впечатлениях от вчерашнего дня я, во-первых, вынужден был признаться, что Омана с Мордехаем все еще различаю не на все сто процентов, а затем добавил:

– Может быть, тебя удивит мой ответ, но вчера, по-моему, я увидел в Москве первый настоящий Пурим: люди чувствовали себя уже вполне уверенно и не скрывали радость. Вспоминаются их счастливые лица, и на память приходят слова Григория Горина: «Веселый человек всегда прав!» Хасиды не случайно говорят, что, радуясь и веселясь, они угождают Б-гу! А ты что скажешь?

Мой знакомый – пока еще не соблюдающий заповеди Торы, к традиции относится с большим уважением, я бы даже сказал, трепетно.

– Во время молитвы все было бэсэдер – в порядке, – одобрил он. – Молитва ведь должна проходить так, чтобы казалось, будто раскрылись небеса. Слова рабби Баал-Шем-Това дошли, кажется, до сердец наших земляков.

– И учти, – отозвался я, – люди собрались из разных мест, а вечером с другого конца Москвы или из пригорода добираться не так-то просто! Я наблюдал встречи давно не видевших друг друга людей. Один старик, обнимая приятеля, приговаривал: «На Пурим положено дарить подарки. Наша встреча для меня самый большой подарок».

– А я слышал разговор школьников, – сказал приятель. – Они уже были в курсе последних известий из Интернета и обсуждали найденную ошибку. Оказывается, РИА «Новости» в сообщении о предстоящем праздновании Пурима назвало Омана «советником царя»...

– А он, кажется, был первым министром! Можно ли было ожидать, что дети так будут знать нашу историю, Тору?! Признаться, меня переполняли счастливые чувства. Еще несколько лет назад, не понаслышке зная школьников, я себе представить такого не мог. Их знания о еврействе в некоторых вещах уже превосходят наши.

– Знаешь, я разговаривал с некоторыми прихожанами синагоги в Марьиной роще: люди с удовольствием побывали на этом празднике. Одна особа, заметив в моих руках диктофон, сказала громко, явно чтобы быть услышанной и записанной: «Передайте организаторам этого праздника большое спасибо. Если евреи Москвы устраивают такой праздник, значит, у них есть будущее».

 

... И было утро – день второй

Назавтра, 9 марта, в МЕОЦе снова негде было яблоку упасть. И снова евреев при входе встречали подарки (кстати, поскольку в Пурим принято их дарить, то за неимением заранее подготовленных можно хотя бы обменяться полученными), а этажом выше – «оменташн», то есть «карманы Омана», и «Лужковская» водка для «лехаим».

Легкой, пружинистой походкой радостного человека вышел на сцену главный раввин России Берл Лазар. Его хорошее настроение, словно аромат весенних цветов, распространилось по всему залу, и традиционное приветствие снова вызвало веселье. Между тем, в шутливом тоне он затронул очень серьезные вопросы. Вот лишь один фрагмент.

 «Даже в самые веселые времена евреи находят повод задумываться, полагая, что никогда не может быть хорошо так, чтобы совсем не было плохо. Есть вопрос, который их мучает постоянно, он старее, чем жизнь: “Есть ли антисемитизм в России?” (Этот вопрос был адресован залу, и в ответ раздалось: “Был! Нет! Есть! Не будет!”)

Наша традиция очень богата. В Торе, в наших старинных книгах мы находим ответ на любой вопрос. История Пурима восходит ко времени страшного антисемитизма: каждый нееврей хотел уничтожить еврея, и особенно Оман, первый министр Персии. Он хотел, и народ Персии его в этом поддержал, уничтожить всех евреев, и за счастье сделать это Оман даже был готов заплатить огромную сумму в царскую казну. Возникает вопрос: антисемитизм тогда был государственный или бытовой? Известно еще, что существует и еврейский антисемитизм: да, бывают евреи, ненавидящие евреев. И это, наверное, пострашней всего.

Наши мудрецы не всегда дают однозначные советы. Одни говорят: “Направо”. Другие говорят: “Налево”. Даже когда встречаются два еврея и один говорит другому “Шолом алейхем!”, другой отвечает: “Алейхем шолом!”, потому что никак не могут друг с другом сразу согласиться! (В зале смех – признаем национальный характер!) Почему я об этом рассказал? В то время как одни мудрецы говорят, что Ахашверош был самым страшным царем-антисемитом, другие говорят, что он был самым добрым царем из всех неевреев. Наверное, то же самое говорят про любого президента, любого премьера, любого политического деятеля мирового масштаба.

Конечно, мы должны во всем быть для других примером. Но, делая это, думать, что в наших силах полностью изменить отношение к нам неевреев, – заблуждение. Что сделали наши предки во время Ахашвероша, Мордехая и Омана? Они не стали писать статьи в газеты или жалобы в администрацию царя, даже не стали обращаться в Думу. Уже тогда им была понятна бесполезность таких занятий. Было решено поступить иначе. Наши предки знали: есть один путь борьбы с антисемитизмом – простой, доступный путь. Надо держаться, как должны держаться евреи, и гордиться своим еврейством. Тогда антисемитизма не будет вообще. Это истина.

Пока мы стесняемся своего еврейства, неевреи говорят: “Смотри, этот парень стесняется того, что он еврей. А если он сам стесняется, то как уважать его?”.

Могу привести хороший пример. Я живу в России уже одиннадцать лет, выгляжу как еврей, и ни разу мне на улице никто не сказал дурного слова, ничего не кричал вслед. А что значит гордиться своим еврейством? Это прежде всего знать Тору, еврейскую историю, заповеди, данные нам Б-гом. Нужно чаще ходить в синагогу и больше молиться. Тогда все будет в порядке.

Сегодня у нас полный зал, как и вчера. Я уверен, что так будет и дальше. Это самая лучшая отповедь нашим врагам. Пусть они делают, думают, что хотят, а мы будем собираться, думать о Б-ге, приближаться к Нему, и тогда у нас все будет в порядке.

В каждом поколении были люди, которые нас ненавидели и хотели уничтожить. Но Б-г всегда нам помогал. И мы уверены, что вскоре придет Мошиах и произойдет настоящее освобождение.

В этот день мне хотелось бы пожелать каждому еврею самого веселого праздника. Пусть его радости хватит и на остальные дни года, чтобы весь год был самый-самый веселый в вашей жизни, в ваших семьях. Лехаим!»

После выступления раввина секретарь Верховного Раввината Леви Мондшайн начал чтение Книги Эстер.

Надо сказать, с праздником Пурим связана еще одна очень важная заповедь – о цдоке, то есть помощи бедным. Еврейская традиция учит, что соблюдающий эту заповедь благословляется долголетием. Организаторы праздника, люди деликатные, все предусмотрели. Чтобы – не дай Б-г! – кто-то не оказался в неловком положении за неимением денег на цдоку, вдоль рядов быстро прошли члены общины со стаканчиками, наполненными рублями и полтинниками, предлагая их собравшимся, а затем прошли с ящичком, собирая цдоку. Так все смогли выполнить важную пуримскую заповедь.

В этот день говорилось, что Пурим очень соответствует нашему советскому менталитету. Это, с одной стороны, – праздник женщины, ведь именно через нее, царицу Эстер, было ниспослано евреям спасение от смертельной угрозы, поэтому то, что в этом году начало Пурима выпало на 8 марта, воспринимается как удачное совпадение.

Основа этого праздника – милосердие к нам Всевышнего. Проявляя милосердие друг к другу, мы тем самым пробуждаем милосердие к нам Б-га. Дай, же Г-сподь, чтоб оно было безграничным, каким и является в этот замечательный день, когда мы можем собраться все вместе в этом прекрасном доме, и собираемся так поступать из года в год.

 

Впервые за одиннадцать лет

После чтения Книги Эстер «эстафета» перешла к «Хасидской капелле» Александра Цалюка. Но перед началом ее выступления главный раввин России предложил хористам сделать лехаим. Цалюк горячо запротестовал: «На работе не пьем!», и раввин констатировал: «Хор неправильный». В конце концов, во главе с покрасневшим руководителем хор одновременно с залом поднял рюмки. «Одиннадцать лет хору, а пьем на сцене первый раз», – оправдывался Александр Цалюк, поднося к губам водку. Главный раввин, призвав петь, танцевать и веселиться, как положено настоящим евреям в Пурим, показал пример: выпив рюмку, пустился в пляс. Признаться, танцующего духовного служителя такого высокого ранга нам пока еще не приходилось видеть. Мастерство его было высокого класса!

Александр Цалюк предупредил зал: у «Хасидской капеллы» сегодня необычное выступление, «которого никто не ждет от нашего хора». Грянувший затем романс «Очи черные» затмил бы и Николая Сличенко в лучшие годы его цыганской молодости!

Много звучало в этот день всевозможных песен, в том числе на еврейский манер и лад, было и переложение «Песни о Москве», любимой мэром столицы Юрием Лужковым.

Свое искусство в тот день продемонстрировали лучшие артисты Московского цирка имени Юрия Никулина, еврейский ансамбль «Фрейлехс», руководитель молодежного клуба Юрий Ваганов прочитал о Пуриме «капустниковые» стихи, причем огрехи стиля вполне компенсировались его темпераментом и искренностью.

 

... Ту победу над врагами

Празднуем сейчас мы с вами.

И сегодня пир горой,

Вина, как всегда, рекой.

«Уши» мы едим Омана,

Много песен, шума, гама...

 

Такого праздника у нас еще действительно не было.

 

Репортаж вели М. Гейзер

и В. Натанович

 

«СОХРАНИ НАС, Г-СПОДИ»

Презентация нового фильма признанных мастеров документального кино Станислава и Эллы Митиных «Сохрани нас, Г-споди» состоялась в Московском еврейском общинном центре в Марьиной роще. Это фильм о евреях и для евреев. Впрочем, только ли для нас одних? В нем рассматриваются общечеловеческие, наднациональные проблемы – старость, одиночество. К сожалению, это удел многих. Великий хасидский раввин Нахман из Брацлава сказал, что одиночество – высшая ступень, ведущая к Б-гу. И все же взойти на эту ступень, тем более будучи старым и больным, очень тяжело.

Премьера картины собрала разных людей. Были здесь и главный раввин России Берл Лазар и руководитель МЕОЦа Мордехай Вайсберг. Несмотря на все различия собравшихся в тот вечер в зале реакция на увиденное была схожей: герои фильма вызывали уважение. В основном это старики: несколько персонажей со своими судьбами – трудными и во многом типичными для евреев и в то же время совершенно особенными. Бунин однажды заметил, что почти каждый из живущих на земле достоин повести. Многие персонажи фильма Митиных – безусловно, и о каждом свой особый маленький сюжет.

Один из героев новой ленты как бы особняком – это композитор Оскар Фельцман. Его прекрасная песня-новелла, прозвучавшая в кино, подчеркивает величие и значимость этой личности. Остается только пожалеть, что ему было уделено столько же минут, как и молодому человеку, исполнявшему песни на идише. Хотя и его творчество, только начинающего взрослую жизнь человека, безусловно, тоже обогатило картину. Идн стареют, а молодежь подхватывает их песни и их же обучает!..

Живые образы старых, но в душе не стареющих евреев: героя Советского Союза – Малиновского, актрисы ГОСЕТа Марии Котляровой, ученика самого Осмеркина художника Фейгина (с какой болью он говорит о своей любви к России!) и менее, даже совсем неизвестных евреев новой России... Чем все они живут? Какие у них интересы, проблемы? Светлые лица, необыкновенные оптимизм, жизнелюбие...

Авторы фильма не впадают в дидактику. Только итог фильма логически подводит к мысли, облеченной в слова молитвы: «Г-сподь Б-г наш, услышь наш голос, смилуйся над нами и прими милосердно и благословенно наше моление, ибо Ты – Б-г внимающий обращенным к Тебе молитвам. Просим, не бросай нас в старости, в бессилии нашем не оставляй нас, Г-споди...»

И все же, несмотря на сочувствие, пробуждаемое в душах зрителей персонажами картины, еще раз хочется подчеркнуть: они вызывают не жалость, а уважение. И восхищение.

Собственно, почему все же сжимается сердце? Наверное, в этом доля боязни предстоящего когда-то и нам... Но наши старики являют замечательный пример, как достойно встретить свою участь. Сколько уж было на их пути!..

После фильма поговорить мне удалось с Эллой Иосифовной Митиной.

– Что побудило вас взяться за такую трудную тему?

– Любовь к нашим старикам, желание представить их как наше достояние.

– По какому принципу подбирались персонажи фильма?

– Мы старались показать людей, судьбы которых, на наш взгляд, так или иначе отражают историю еврейства в России за последние 80 лет. Персонажи фильма – участники Великой Отечественной войны, свидетели погромов, расстрела театра Михоэлса... К сожалению, в силу понятных причин было невозможно объять эту историю во всем ее многообразии, поэтому, естественно, очень многие люди не смогли попасть на экран. За ним осталась и большая часть темы.

– Значит она осталась открытой?

– Мы уже планируем создание следующего фильма на ту же тему, более значительного, о евреях в России. Накопившийся в процессе работы материал позволяет глубже раскрыть тему. Например, показать, какова роль евреев в России в ХХ веке, причем, надо признать, не всегда она была позитивной. Много евреев приняло участие в революции, работало в НКВД... Хочется осознать все это, постараться увидеть свой народ непредвзято, извлечь из истории конкретный урок.

– Один из ваших персонажей говорит: «Я – русский художник. Я родился, вырос, жил в России. Я отравлен Россией». Многие евреи искренне любят Россию, но далеко не всегда эта любовь взаимна. Как вы думаете, есть ли здесь будущее у евреев?

– Если б мы в этом сомневались, то не взялись бы за создание такого фильма. Два молодых героя нашей картины – учительница танцев и юноша, который учит пожилых евреев, не знающих родного языка, идишистским песням по сути олицетворяют это будущее. Ведь никто не заставляет нашу молодежь учить язык, историю, традиции народа. Им это интересно, они делают то, что им нравится. Многие не собирается уезжать из России. У них есть выбор, есть возможности, поэтому я считаю, что и будущее у евреев в России есть.

Заметьте: мы никого не поучали, не давали советов. Зритель смотрит наш фильм, и он его наводит на размышления. Какие – вам видней.

– Где вы еще собираетесь показать этот фильм?

– Хотим показать все свои фильмы в еврейских общинах других городов. В далеких уголках люди часто не получают еврейской прессы, не знают о новых книгах, и уж, конечно, кино на еврейскую тему для них – совсем необычное явление. Еще, надеюсь, даже просто уверена, что на этих творческих встречах мы встретим героев своих следующих фильмов.

– Успехов вам!

Признаться, покидая кинозал, испытываешь смешанные чувства. Безусловно, авторы нашли важную и благодарную тему, но показанное – это только преддверие к ней, как бы эскиз. Собственно, только что возродившись, сама еврейская жизнь в России находится в преддверии какого-то будущего. Важно зафиксировать настоящий момент. А затем... «Сохрани нас, Г-споди»!

Галина Казимирова

 

КЛУБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ

Почему так много говорят и пишут о еврейской молодежи, понятно. Возродить еврейскую жизнь, традиции настолько, чтобы привлечь к ним массовый интерес нового поколения, – задача не простая. Но сегодня уже можно говорить о том, что в Москве, да, наверное, и в других городах России, она постепенно решается и, судя по конкретным примерам, вполне успешно.

Молодежный клуб, созданный полгода назад при МЕКПО (учредители МЕКПО, РЕК, Московский еврейский университет), уже сегодня стал интересной, значимой молодежной организацией. Я беседовал с десятком юных участников клуба, и все они взахлеб наперебой рассказывали  о работе своей организации (при клубе около 10 секций, в том числе спортивные) и о той особой атмосфере, которая здесь создалась.

Руководит клубом студентка IV курса факультета режиссуры музыкального театра Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС) Лера Ковальзон. Интересно, что она будет первым искусствоведом в своей семье, родители ее медики. А интерес к еврейству пробудился у нее с посещением мероприятий молодежных еврейских организаций Москвы. Бывая на них, Лера поняла, чего не хватает в их работе.

– Создавая клуб, мы думали о координации всех молодежных еврейских организаций. К сожалению, они существуют разрозненно, порой ничего не зная друг о друге. Нет, это не претензия на роль головной организации. Есть и постарше нас интересные молодежные клубы при Московском общинном центре, при Еврейском агентстве... Но об этом надо информировать, надо взаимодействовать друг с другом, чтобы интересные дела еврейской молодежи Москвы были бы доступны широкому кругу. Это поможет привлечь свежие силы.

Вторая наша идея, которую мы считаем главнейшим направлением своей  деятельности, – это помощь начинающим профессионалам, молодежи на первых ступенях обретения профессии, практически любой. Если это образовательные, гуманитарные программы, то, чтобы поддержать научную деятельность молодежи, мы предоставляем возможность устраивать семинары, помогаем печатать научные, методические и творческие работы; если мы имеем дело с молодыми художниками,  режиссерами, то за нами организация тематических выставок, поддержка постановок спектаклей на еврейскую тему. Мы ищем, если можно так выразиться, «новый еврейский материал». Это тоже часть нашей концепции. Повторяю: не на уровне любительства и кружков, а на профессиональном уровне. И в этом нам помогают опытные эксперты.

Молодежь, с которой мы работаем, условно можно разделить на три категории: во-первых, это евреи, занимающиеся еврейской тематикой, во-вторых, евреи из нееврейской сферы и, в-третьих, творческая нееврейская молодежь, работающая с еврейской тематикой.

В основе нашего клуба – еженедельные образовательные программы, а по выходным мы устраиваем всевозможные культурные акции. Например, сегодняшнее мероприятие посвящено презентации книги «Писатель Сталин» профессора Иерусалимского университета Михаила Вайскопфа. Каждый раз мы стилизуем свое помещение: сегодня это «сельский клуб» советских времен. Ждем много гостей...

Ожидания Леры оправдались с лихвой. Надо сказать, оранизация мероприятия была на высоком уровне. Встреча в клубе состоялась интереснейшая.

Творческая энергия нашей молодежи бьет ключом. Свои перспективы уже довольно многие связывают с родным, еврейским, руслом. А это значит, что будущее у нас есть.

Иосиф Слободской

 

«писатель сталин»

Михаил Вайскопф – уважаемый израильский ученый-славист, литературовед, главный редактор элитного литературного журнала «Солнечное сплетение», личность признанная среди интеллектуалов России, Израиля, думается, и других стран, где существует интерес к русской и советской литературе. Он учился в знаменитом Тартуском университете, у самого Юрия Михайловича Лотмана, выдающегося ученого ХХ века, литературоведа, основателя тартуской школы семиотики, автора широкоизвестных монографий о А.С. Пушкине, Н.М. Карамзине.

На этот раз приезд Михаила Вайскопфа в Москву связан с выходом в свет его новой книги «Писатель Сталин», выпущенной столичным издательством «Новое литературное обозрение». Прежде его знали здесь здесь как автора любопытнейших книг о Н. Гоголе («Сюжет Гоголя», 1993) и Вл. Маяковском («Во весь голос: Религия Маяковского», 1997), множества публикаций по истории русской литературы. И новая книга несомненно станет, а по существу уже явилась значимым событием в литературной жизни столицы и «русского» Израиля.

Труды Михаила Вайскопфа не рассчитаны на «простачков» и могут прийтись не по нраву приученным к традиционному литературоведческому анализу. Свойственный ему угол зрения, исследовательский метод необычны, что и позволяют увидеть устоявшееся, классическое в принципиально новом свете. В данном же случае обескураживающе нова и сама тема. Подход к политическому наследию Сталина как литературе, из которой можно извлечь подсознательный, мифологический авторский подтекст...

Вряд ли есть смысл воспроизводить дебаты на презентациях «Писатель Сталин» в Москве. Они состоялись в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы и в молодежном клубе МЕКПО. Надо заметить, даже среди оппонентов Михаила Вайскопфа были весьма именитые литературоведы, и наряду с именитыми писателями – Диной Рубиной, Михаилом Генделевым, Леонидом Кацисом – было много молодежи.

Не вызывает сомнения, что и эта книга Вайскопфа найдет своих читателей, почитателей и, конечно же, оппонентов, многих и многих, неслучайно тираж ее 2000 экземпляров – почти массовый по нынешним временам. Нетрудно предположить, что вокруг этого издания могут закипеть и особые «страсти», поскольку в значительной мере в «Писателе Сталине» исследуется еврейская тема – Сталин и еврейство. Тема, которую предстоит еще изучать и изучать. И автор захватывающе смело берется за это дело.

Матвей Гейзер

 

ДЕЛА ВРАЧЕЙ КРЕМЛЕВСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

ДОКТОРА КАПРИЛОВСКИЕ – ОТЕЦ И СЫН

Автор воспоминаний об истории Кремлевской больницы, которые вам предлагается прочесть, Лев Давидович Карпиловский – военный врач, кандидат медицинских наук, человек незаурядной судьбы. Сын известного в свое время в Москве врача-фтизиатра, профессора Давида Ароновича Карпиловского (1881–1961), Лев Давидович в чем-то повторил жизненный путь отца. Старший Карпиловский, с золотой медалью окончив гимназию в Туле, поступил на медицинский факультет Московского университета. По окончании его с 1908 года работал врачом в Москве, в годы первой мировой войны был военным медиком, а после революции практиковал в самых престижных учреждениях Москвы.

Карпиловский-младший тоже решил стать медиком: после школы в 1938-м поступил во второй медицинский институт (о тех годах вспоминает, смеясь: «Мне гораздо больше мешали имя и отчество, чем национальность»). Как и отцу, ему пришлось быть военным врачом, – закончив в 1943 году медицинский, он сразу отправился на фронт. За участие в Великой Отечественной войне награжден орденами и медалями. В мирное время работал в различных госпиталях, последние пятнадцать лет – терапевтом 574-го.

Льву Давидовичу выпало счастье иметь великих учителей: в адъюнктуре это были главный терапевт Красной Армии М.С. Вовси и профессор Б.Е. Вотчал. Как и отец, он дружил со многими выдающимися врачами ХХ века – о них-то Л.Д. Карпиловский и пишет свои воспоминания. Ему есть, о чем рассказать.

Совсем недавно пришло от него письмо: «Я давний и преданный читатель “Лехаима”. В моем возрасте (в июне мне исполнится 80) очень важно чувствовать и верить, что живо еще московское еврейство и будет жить. Когда я впервые увидел новый Общинный еврейский центр в Марьиной роще, сказал вслух: “Не верю!”, тем более вывески тогда еще не было. Но коль на открытие приехал сам президент, значит центр существует. А когда читаю ваш журнал, то понимаю, что произошло чудо – реанимация еврейской общинной жизни в России. С удовольствием посылаю для “Лехаима” свои воспоминания, посвященные истории лечебно-санитарного управления Кремля – Кремлевской больнице».

Вот эти воспоминания.

Моисей Матвеев

Стимулом для этих воспоминаний стали встречи и беседы в 60–70-х годах с бывшими сотрудниками врачами-ветеранами Лечсанупра Кремля, проводившими летние месяцы в подмосковном дачном поселке «Здоровый быт», построенном в 30-е годы для медиков высокопоставленной больницы. Многие из них – известные ученые, биографии которых помещены в Большой медицинской энциклопедии. Они отличались высокой культурой, образованностью, интеллигентностью.

Большую помощь в освещении истории Лечсанупра оказала мне доктор Надежда Вениаминовна Канель (1903–2000), дочь Анны Юлиановны Канель – первого главного врача Кремлевской больницы.

Главный врач Кремлевской больницы А.Ю. Канель. 1934 год.

Как известно, 12 марта 1918 года молодое советское правительство переехало из Петрограда в Москву, ставшую столицей РСФСР. Тяжелое экономическое и социальное положение государства требовало огромных усилий для обеспечения работы правительственных органов в Москве, для создания элементарных условий жизни сотрудникам аппарата. К этому времени территория Кремля и жилой фонд не были обустроены, отсутствовала даже простая медицинская помощь. Невиданная по размаху эпидемия сыпного и брюшного тифов, разразившаяся в те годы в России, усугубляла обстановку. Первостепенной задачей медиков стала противоэпидемическая работа и организация медицинской помощи.

Амбулатории в Кремле было выделено помещение в старинном двухэтажном Потешном дворце ХVII века. На втором этаже этого здания поселились Сталин, Бухарин и другие. Первый этаж предназначался под амбулаторию. По поручению В.И. Ленина открывала ее фельдшер О.Н. Мицкевич – член РСДРП с 1905 года (ее муж С.И. Мицкевич, врач, был близок В.И. Ленину, он один из организаторов советского здравоохранения, был и директором Музея революции).

Для организации санитарно-эпидемической работы в Кремле в 1919-м был назначен опытный санитарный врач Я.Н. Левинсон. Приказ о его назначении подписали В.И. Ленин и Я.М. Свердлов. Особое внимание уделялось борьбе с эпидемией сыпного тифа. Для этого и в Кремле, и на железнодорожных вокзалах Москвы были оборудованы санитарные пропускники, походные бани и дезкамеры. Для сыпнотифозных больных развернули инфекционную больницу на Полянке.

В сентябре 1918 года по указанию управляющего делами СНК (Совет Народных Комиссаров) В.Д. Бонч-Бруевича по согласованию с В.И. Лениным на должность заведующей амбулаторией была назначена врач-терапевт Анна Юлиановна Канель.

Жизнь и судьба этой удивительно интересной женщины заслуживает особого внимания. А.Ю. Канель (урожденная Банюк) родилась в Киеве в 1876 году в состоятельной семье. После окончания Киевской гимназии училась в Париже, изучала иностранный язык. Вернувшись в Россию в 1897 году, вышла замуж. Ее муж – В.Я. Канель, доктор медицины, член РСДРП с 1903 года, был депутатом Московской городской думы. Хорошо был знаком с Лениным. Работал в московской Староекатерининской больнице, ныне это Моники (умер от заболевания почек в 1919 году).

В.И. Ленин. 1923 год.

В семье Канель родились две дочери: Надежда в 1903 году и Юлия – в 1904-м. В 1913 году А.Ю. Канель окончила в Москве Высшие женские медицинские курсы Гетье и стала работать терапевтом в Яузской больнице.

Возглавив Кремлевскую амбулаторию, Анна Юлиановна, будучи хорошим организатором, сумела расширить объем медицинской помощи: был открыт приемный покой на десять коек. Позднее Лечсанупр Кремля получил более удобное помещение. Тогда создали стационар на пятьдесят коек, выделили изолятор. Это и было началом Кремлевской больницы.

Кроме того, в созданных Домах Советов, где размещались приехавшие в столицу руководящие работники, также были образованы приемные покои. В один из них – на Воздвиженку, недалеко от Кремля, в 1925 году была переведена Кремлевская больница. В начале 30-х по проекту архитектора Н.С.Алабяна возвели современный больничный корпус. В нем разместилось несколько отделений.

Кроме должности главврача, А.Ю. Канель вменили в обязанности контроль за работой других медицинских учреждений Санупра Кремля. Ей было поручено и диспансерное наблюдение и лечение некоторых членов семей правительства. За короткий срок Кремлевская больница стала многопрофильной, с большим составом опытных врачей.

В порядке консультативной помощи сюда приглашались крупные ученые, известные врачи: Д.Д. Плетнев, В.Н. Виноградов, А.В. Мартынов, П.Б. Ганнушкин, М.Б. Кроль. Опытный врач, А.Ю. Канель участвовала в особо ответственных случаях в консилиумах, в частности при лечении В.И. Ленина.

Большую помощь на первом этапе становления Кремлевской больницы оказали врачи бывшей Солдатенковской больницы (теперь больницы имени С.Б. Боткина). Среди них – главный врач, терапевт Ф.А. Готье, который стал семейным врачом Ульяновых. Он лечил и В.И. Ленина, и Л.Д. Троцкого. После покушения на Ленина в 1921 году хирургическую помощь оказал ведущий хирург Боткинской больницы В.Н. Розанов. В этой же больнице скончался под наркозом при операции по поводу язвенной болезни Главвоенмор М.В. Фрунзе. Кстати, Канель была среди тех врачей, которые не рекомендовали проведение этой операции.

Дом в поселке «Здоровый быт», предоставленный семье Карпиловских в 1930 году.

В докладе на VII Всероссийском съезде Советов в декабре 1919 года, где рассматривались столь важные вопросы, как мирные переговоры со странами Антанты, В.И. Ленин произнес известные слова: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей». И в том, что эпидемия и вши не победили социализм, немалая заслуга головного медицинского учреждения страны Главсанупра Кремля, во главе которого долгие годы находилась А. Ю. Канель.

Наступил 1935 год. Канель без каких-либо причин сняли с должности главного врача Кремлевской больницы. Как следует из расследования ее дочери Надежды, проведенного в 1998 году, накануне этого события Канель удостоилась приглашения на беседу к Сталину. Беседа проходила в обычной уважительной форме...

В течение года бывший главврач лечила членов семей ответственных чиновников. В 1936 году внезапно у нее развился гнойный менингит, и она скончалась за два дня. Похоронена на Новодевичьем кладбище. В 1939 году А. Канель – посмертно – и обе ее дочери, врачи по образованию, были обвинены органами НКВД в контрреволюционной деятельности и шпионаже. Надежду арестовали, когда она была беременна, 10 лет она провела в тюрьмах и лагерях. К счастью, выжила. У Юлии Канель до ареста родилось двое детей. Она была расстреляна 16 октября 1941 года вместе с женами Тухачевского, Уборевича, Межлаука. Все посмертно реабилитированы.

Как считают, причиной преследования семьи Канель был отказ А.Ю. Канель, профессора Д.Д. Плетнева и врача А.Г. Левина подписать в 1932 году ложное медицинское заключение о смерти жены Сталина Н.С. Аллилуевой от аппендицита. Известно, что на самом деле она застрелилась.

Также трагически сложилась судьба некоторых других сотрудников Лечсанупра. В 1937 году был расстрелян бывший начальник санитарного управления Кремля М.С. Металиков, назначенный на эту должность В.И. Лениным в 1919 году, бывший политкомиссар 14-й Армии. Тогда же был оклеветан и погиб главный врач центральной поликлиники Кремля Д.А. Тайц, работавший с 1922 года.

Письмо Н.К. Крупской профессору М.Б. Кроль.

 

После смерти А.Ю. Канель главным врачом Кремлевской больницы стал известный невропатолог, профессор М.Б. Кроль (1879–1939), один из врачей, лечивших Ленина. Находясь на лечении в Кремлевской больнице по поводу радикулита, он внезапно умер от сердечной недостаточности. У родных М.Б. Кроля хранится письмо Крупской от 9 апреля 1924 года с фотографией больного В.И. Ленина.

Несмотря на все сложности политической жизни, репрессии врачи продолжали самоотверженно выполнять свой долг. Новым ударом для медиков Кремля был ложный открытый судебный процесс. В 1938 году «в злодейском умерщвлении М. Горького» обвинили крупнейшего кардиолога страны Д.Д. Плетнева, врачей А.Г. Левина и Н.Н. Казакова. Они были осуждены и погибли. Главным обвинителем в фальсифицированном процессе выступал А.Я. Вышинский.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны многие из врачей Кремлевской больницы, большей частью люди пожилого возраста, стали на защиту Родины. Они возглавляли военные госпитали, были главными специалистами армии и фронтов.

Н.В. Канель.

К великому сожалению, после Победы надежды на спокойную жизнь и мир в стране не оправдались. Самоотверженному труду нашего общества, стремившегося поскорей залечить раны, нанесенные войной, мешали новые фабрикуемые процессы: «Ленинградское дело», затем «Дело врачей» 1953 года.

По-прежнему в Кремле красуется Потешный дворец, но давно уж в нем нет Лечсанупра. В зеленой зоне Москвы, недалеко от Рублевского шоссе, в сосновом бору сооружен большой больничный комплекс – Центральная клиническая больница (ЦКБ-1). Москвичи по-прежнему называют ее Кремлевской – по привычке.

Л. Карпиловский

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru