[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ МАЙ 2001 ИЯР 5761 — 5 (109)

 

Дорогая редакция!

Трудно подобрать слова, чтобы выразить вам свою признательность. «Лехаим» для нас не просто журнал, ведь он возвращает советских евреев в еврейство. Перелистывая его страницы, испытываешь гордость за великих и простых людей, сделавших так много, чтобы наш народ сохранился как нация.

С большим удовольствием прочитал в № 2 за февраль этого года статьи, посвященные Г.Гейне. Но с некоторыми мыслями в статье Якова Козловского «О великом Генрихе и не только о нем» я согласиться не могу. Во-первых, в стихотворении «Диспут», где «капуцины, уверенные в своей победе, уже тащат купели, чтобы окрестить евреев, а те точат ножи, чтоб обрезать капуцинов», я не вижу просто забавной истории. Понятно, что здесь поэт не собирался решать сложнейший религиозный вопрос. Тем не менее в оригинале стихотворения заметно искреннее расположение автора более к раввину, чем к тупому католическому монаху, способному только осыпать своего оппонента грубыми ругательствами, а не доказательствами. Может быть поэтому из всех стихов Гейне только «Диспут» не был опубликован в дореволюционной России.

Во-вторых, стоит ли небрежно делать упор на «острые слова», которые поэт иногда говорил о евреях. Эти слова сильно смахивают на ворчание недовольного сына и совершенно не определяют его жизненных позиций. Действительное отношение Гейне к евреям замечательно во все периоды его жизни. В стихах и статьях он с любовью говорит о своем народе и религии не просто как художник, а в первую очередь как еврей.

Обидно, что, используя именно эти «острые слова», советские издательства постоянно доказывали читателям полный разрыв поэта с еврейским народом и его религией. Это, вероятно, и способствовало иногда появлению переводов, которые совершенно не отвечали мыслям Генриха Гейне.

В оригинале стихотворения «Новый израильский госпиталь в Гамбурге» слышится благодарность поэта тем, кто строил тот госпиталь, кто лечит и обслуживает хворых. Судьба бедных и больных евреев, подвергшихся страшным гонениям, ему близка. Но в переводе Минаева это звучит совсем по-другому:

Вот госпиталь для

             бедняков евреев,

Которые больны

            и трижды жалки.

От трех своих пороков

                  постоянных –

Недугов, нищеты, иудаизма.

Из трех пороков самое

                              дурное –

Наследственное зло их.

У Нильских вод захваченная

                                    язва.

Больная их египетская вера.

 

Однако достаточно прочитать первые строчки по-немецки, чтобы понять авторский смысл.

 

Ein Hospital fur arme

                 kranken juden.

Fur Menschenkinder...

 

Госпиталь не для изгоев с порочной религией «Untermenschen», а именно «Fur Menschenkinder». Если даже в подстрочнике «Ungensunde Geanben» – нездоровая вера, то для Гейне, уверен, это боль, которую претерпели евреи за свою веру.

Белинский в 1841 году писал своему другу Боткину: «Насчет Гейне остаюсь при своем мнении. То, что ты называешь в нем отсутствием всяческих убеждений, в нем есть только отсутствие системы мнений, которой он, как поэт, создать не может... и не может и не хочет, по немецкому обычаю, натягивать на себя систему... Он ругает и позорит Германию, но любит ее истиннее и сильнее всевозможных гофрантов и мыслителей».

Еще больше можно сказать о любви поэта к своему еврейскому народу.

В заметках, найденных и изданных после смерти Генриха Гейне, есть и такое откровенное выражение: «В моей любви к ним (евреям) есть что-то личное». Убедительно не скажешь.

Мирон Зайанчик,

Челябинск

 

Здравствуйте, уважаемая редакция журнала «Лехаим»!

Обращаюсь к вам с большой просьбой – поздравить на страницах журнала с днем рождения моего отца Анатолия Александровича Лифмана, которому 13 апреля исполняется 80 лет, и ему будет очень приятно прочитать поздравление в вашем журнале. Он с нетерпением ждет каждый номер, перечитывает его, что называется, от первой и до последней страницы. Когда отец болеет, то читаю ему я. По некоторым материалам наши мнения расходятся, и отец, записывая свои аргументы, чтобы, подготовившись, снова вернуться к дискуссии со мной... Все номера журнала он бережно хранит в своей комнате.

Немного об отце. С 14-ти лет начал он свой трудовой путь. С 1939 года по 1947 год служил в рядах Советской Армии. Прошел всю войну в разведке, трижды ранен, контужен, 4 боевых ордена, медали «За отвагу» и другие. Инвалид ВОВ II группы. После 1947 года отец посвятил себя службе в уголовном розыске. Закончил службу подполковником, начальником уголовного розыска города Белгорода-Днестровского.

После выхода на пенсию он продолжал трудиться, занимался общественной работой. Активно участвовал в жизни нашей городской еврейской общины, был председателем совета общины.

Сейчас подводит его здоровье, последний год он в основном проводит дома. Но он в курсе всех общинных дел, политических новостей. Его задору и оптимизму может позавидовать и молодой человек. Очень надеюсь, что редакция выполнит мою просьбу.

Думаю, вам будет интересно узнать, что журнал от номера к номеру становится интереснее. Его читает не только наша семья, но и наши знакомые. Когда читаешь многие материалы, невольно приходит в голову: «сколько сделали евреи для блага, для развития наших народов и стран, а в благодарность получили ненависть, зависть, Холокост! За что?».

С благодарностью за ваш труд

Александр Лифман,

Белгород-Днестровский, Одесская обл.

 

 

Дорогая редакция!

Давно я думал написать вам по поводу ассимиляции евреев в России — о том, должен ли быть еврей фанатиком, в том числе и религиозным, что делать, по каким законам человеческим и правовым, жить нашим полукровкам – детям и внукам в XXI веке? Но напечатана печальная история А. Козака в № 8 за прошлый год, и понеслись отклики... Теперь вдогонку и его «Еврейская красота» в № 3 нынешнего года. Хочу высказаться и я, чистокровный еврей, потомок казанцев в четвертом, а может быть, в шестом поколении.

А. Козак молодец уже потому, что поднял этот тяжелый «каменный пласт» — многовековую проблему ассимиляции евреев в странах их проживания. Проблема сложна и неоднозначна, но ее нужно изучать, сталкивая различные мнения во благо любви и счастливой жизни нашего молодого поколения. Правильно заканчивает свою статью А. Козак, говоря, что если кто не согласен, пусть выскажет свои мысли.

Еврейский народ не одну тысячу лет блуждал по странам Азии, Африки и Европы. Европа – это Испания, Германия, Польша и, наконец, Россия. Да, евреи всегда и везде боролись за сохранение чистоты крови. Но часть их в разные эпохи все же сливались с народами стран проживания, отдавая свой богатый талантами генетический фонд для развития других наций. В России, еще во времена императора Александра II усилилась борьба «отцов и детей», то есть старого и молодого поколений, из которых первое совершенно отгораживалось от русской среды, а второе устремлялось к слиянию с ней. Подобно своим западным братьям, многие образованные евреи ассимилировались и отрекались от интересов своего народа.

Массовые погромы конца XIX и начала XX века, а в советское время – явные и тайные гонения, репрессии сталинского режима, фашизм, добивающийся полного физического уничтожения евреев, как, впрочем, и славянских народов, привели к сплочению народа, росту «сионизма» и образованию государства Израиль. Одновременно эти же политические явления глобального масштаба приводили евреев к ассимиляции, чтобы скрыться, раствориться, исчезнуть, спасти тем самым себя, детей, родственников. Смена имен, фамилий, сокрытие родословной были явлениями обыденными.

Я полностью подписываюсь под статьями А. Козака, хотя могу привести не одно исключение из правил. Я и сам, пионер 30-х годов, комсомолец 40-х и коммунист с сорокалетним стажем и не думал о том, чтобы жениться именно на еврейской девушке, хотя дома, в семье, говорили ежедневно только об этом. А у меня были подружки русские, татарочки... И евреечки, с которыми меня знакомили и за которых сватали родственники. Но нас, молодых интернационалистов, «партия учила»: долой церковь и религию – опиум для народа! Все люди братья. Объявили одну национальность — «советский народ». И сейчас в российском паспорте отменили графу «национальность». К чему бы это?

А красивые еврейские девушки и парни встречаются не реже, чем у других народов. Моя мама была красоты библейской. Она умудрилась в 15 лет завоевать титул первой красавицы Никополя. Не уступал ей и мой отец, очень похожий на О. Мандельштама студент Гнессинского музыкального училища. Любовь у них была неземная. Но мама умерла при родах в возрасте 24 лет, а когда ровно через 55 лет мы с сестрой похоронили отца в могилу мамы, все говорили, что это веление свыше, что любящие воссоединились навеки. Об их любви в Казани ходили легенды.

Надо отметить, что прочность еврейской семьи намного выше, разводы реже, чем у других народов, и особенно в смешанных браках. Я сам был дважды женат, и оба раза на русских, поэтому имею право рассуждать о положительных и отрицательных моментах смешанных браков. Райского союза чаще всего не получается — разный менталитет.

Сегодня я уже не сторонник смешанных браков, но тогда мы, воспитанные в атеистическом духе, не знающие родного языка и трагической истории еврейства, лезли, так сказать, на рожон. Назло своим родителям. В результате познавая всю прелесть такого брака — брака во втором смысле слова. Наверное, я сгущаю краски, может быть. У меня есть и очень положительные примеры. Моя двоюродная сестра, еврейка, почти 50 лет счастлива в браке с хорошим человеком, татарином. Сотрудница Казанского еврейского общинного центра, русская, замужем за евреем: у них прекрасная семья, сами они светятся счастьем, воспитали двух красивых дочерей, которые теперь учатся в Израиле. Так что думайте, молодые, и основательно. Сегодня есть, где познакомиться молодежи. В Казани, как и в десятках других городов, существует и активно работает еврейский общинный культурный центр, много клубов по интересам, летние лагеря, есть общеобразовательная еврейская средняя школа (одна из немногих показательных школ России) и воскресная школа, бывает много концертов, в том числе хорошо известного в России клейзмерского коллектива «Симха» под управлением заслуженного артиста России Л. Сонца, и т.д. Положительный опыт казанского еврейского культурного центра неоднократно изучался и заимствовался другими регионами.

Повторюсь: есть где познакомиться, встретить свою судьбу, полюбить и создать хорошую еврейскую семью. А нас, проживших жизнь с иноверцами и нарожавших полукровок, не корите. Наши дети сами разберутся, какой дорогой идти, какому Б-гу молиться. В Писании говорится: «Б-г – один». Но судьбы у людей разные, счастливые и не очень. Мои родители были тоже «продуктом своего времени». Еврейский язык знали слабо, говорили на нем мало, боялись или стеснялись, чего больше, не знаю. Кроме Пасхи (Пейсаха) с мацой я в детстве не знал других еврейских праздников.

Лицемерить и приспосабливаться я не умею, видно так и умру, не приобщившись к иудейской религии. Я не молюсь в синагоге, остаюсь атеистом. Но мое самосознание все равно растет день ото дня. Слежу за еврейской литературой, недавно прочитал «Краткую историю евреев» С.М. Дубнова.

Я уважаю людей старшего поколения, которые искренне верят и творят молитвы. Да поможет Б-г им легче жить. Что касается любви к сородичам, то я люблю евреев. Не вообще всех, а тех, кто своим достоинством, умом, добропорядочностью и бескорыстием заслуживает этого, почти почетного, звания еврея. Мои любовь и уважение распространяются и на всех умников и умниц других национальностей. И мне не нравится, когда, чрезмерно восхваляя себя и весь еврейский народ, мы принижаем достоинства других. Это не делает нам, евреям, чести. А такое случается нередко. Извините, даже на страницах уважаемого нами «Лехаима».

И последнее. Новая алия в Израиль – это желание улучшить свою жизнь, получить образование, воссоединиться с родственниками, то есть забота о собственном благополучии, но мало таких, которые, уезжая в Израиль, на родину своих предков, думают об усилении могущества самого государства, которое в неравных условиях ведет многолетнюю борьбу за выживание.

А мы, оставшиеся у себя в России, должны добиваться достойной жизни здесь — себе, близким, последующим поколениям. Президент В. Путин хорошо сказал на встрече с еврейской общественностью, что нужно создать такие условия для труда и жизни, чтобы евреи не стремились уезжать из России. Справедливо и правильно.

Хотелось бы продолжить дискуссию о связи еврейских поколений, об отношениях между современными религиями, о связи между евреями и населением тех стран, в которых они проживают.

Спасибо коллективу журнала!

«Лехаим» – это лучшее еврейское издание.

 

Борис Милицын,

Казань

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru