[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ МАРТ 2002 АДАР 5762 — 3 (119)

 

Евреи 100 лет назад.

ЗИМА 1901–1902 ГОДОВ

Александра Гордон

 

«Восход».

Нельзя не обратить внимание на двойственность позиции этого издания на рубеже веков. Последовательно проводя мысль о необходимости развития национальной культуры и отмены существующих для евреев ограничений в самой России, публицисты «Восхода», в прошлом ярые противники палестинофильства, приходят к осознанию необходимости возвращения на историческую родину.

 

«Новое время».

Насущные проблемы, волнующие еврейскую прессу, – сохранение всевозможных ограничений и повторяющиеся обвинения в ритуальном убийстве, V сионистский конгресс и переговоры с Турцией – для антисемитской газеты Суворина становятся поводом для оскорблений и язвительных насмешек. Будучи убежденным, что «евреи в экономической и политической жизни страны составляют элемент вредный и роковой», Суворин видел в них сильных и опасных конкурентов, противодействовать которым можно лишь разного рода ограничениями. Внушая своим читателям мысль о необходимости эмиграции евреев из России, «Новое время» крайне неодобрительно относилось к созданию еврейского государства на земле, священной для христиан.

 

«Узкие берега, каменистое ложе, пороги и мели»

«Восход», январь.

«Общее количество еврейского населения в России исчислялось всеобщей переписью 1897 г. в 5189401 человек, что по отношению к общему населению империи составляло 4,13% . До последнего времени в черте оседлости пребывает 93,9% еврейского населения всей империи.

 

Европейская Россия

(без Царства Польского)

3.765.766               4 %

Царство Польское

1.316.576               14, 01

Кавказ

58 471                    0, 63

Сибирь

34 477                    0, 60

Средняя Азия

2 729                      0, 63

Сибирь

34 477                    0, 60».

 

«Восход», январь.

«Вследствие крайне неудовлетворительных гигиенических условий, в каких живет еврейское население Варшавы, смертность евреев с каждым годом возрастает. Естественный прирост еврейского населения в Варшаве сократился в 1901 году сравнительно с 1900-м на 18,1%».

 

«Новое время», февраль.

«Варшавский дневник» приводит со слов еврейской газеты «Справедливость» длинную статистическую таблицу о числе евреев, проживающих в различных городах Европы. Наиболее евреев находится в Вене, но в отношении к общему числу населения главным центром евреев является Варшава. Вторым «Эльдорадо» для них служит русский город Одесса. В Европе имеются города, как, например, Стокгольм, Дублин, Турин и др., которые совершенно не знают евреев. По этому поводу «Справедливость» делает следующие характерные замечания: «Из этого интересного сопоставления статистических данных можно заключить, что имеется еще достаточное количество городов в Европе, где еврейское население, которое уже не может себя содержать в своих вековых центрах, с успехом могло бы устроиться. Еще бы! Вся беда в том, что они не желают этого. Даже уехавшие в Палестину и те хотят вернуться назад и очень недовольны на барона Гирша, который их вовлек в эту невыгодную сделку».

 

Примечание. Суворин ошибается. Морис де Гирш (Хирш) (1831, Мюнхен – 1896, Одьян, Венгрия) — барон, финансист, филантроп, основатель Еврейского колонизационного общества, имел целью создание еврейских сельскохозяйственных колоний в Южной Америке, а на все просьбы «Ховевей Цион» о предоставлении материальной помощи еврейским поселенцам в Палестине отвечал последовательным отказом. Не откликнулся он и на призыв Герцля поддержать сионистское движение. Решение же помогать еврейским поселениям в Эрец Исроэл, а также содействовать развитию земледелия и ремесел среди евреев России было принято Еврейским колонизационным обществом уже после смерти Гирша.

 

«Восход», январь.

«И на какую бы сторону еврейской жизни в минувшем году мы бы не взглянули с внешней стороны, она повсюду представляла одно и то же старое безотрадное зрелище: узкие берега, каменистое ложе, пороги и мели... Предписание о праве жительства евреев в сельских местностях и внутренних губерниях выполнялись полицейскими властями с крайним усердием, особливо в “матери городов русских” Киеве, где не имеющих права жительства евреев заключали в тюрьму и выдворяли по этапу на места их прописки... Всю зиму и весну южные губернии страдали от голода, летом “на грады и веси” черты оседлости обрушились пожары, пустившие по миру тысячи зажиточных семейств... Общий промышленный и торговый кризис, переживаемый Россией, не пощадил, конечно, и еврейское население. Лесной промысел, который в последние годы был в Северо-Западном крае одним из выгоднейших занятий для мелкого капитала и кормил целые местечки, в этом году принес только разорение... С необычайной силой сказался кризис и в мануфактурной промышленности г. Лодзи».

 

«В 1901 году продолжала свои занятия комиссия, учрежденная в 1895 году по пересмотру временных правил 3 мая 1882 года, говорили об образовании особой комиссии по вопросу об обучении евреев в общих учебных заведениях. Существующими для евреев ограничениями занялась специальная комиссия под председательством министра внутренних дел Дурново».

 

«Заседание правительственного сената 21 декабря 1901 года постановило

«Воспрещенными евреям видами пользования крестьянскими землями на основании указа 19 февраля 1864 г. признаются:

а) добывание песка, если песок не отделен от почвы;

б) проживательство в доме, выстроенном самим лицом иудейского исповедания, ибо закон разрешает евреям лишь наем помещений для временного проживания;

в) наем помещения в крестьянском доме для производства торговли и скупка скота».

 

«Новое время», декабрь.

«Все запреты относительно арендования земель в Юго-Западном крае не имеют значения... Из местных обывателей весьма редко находятся такие, которым можно было бы доверить арендование крупных земельных участков по недостатку у них денежных средств. Как те, так и другие хотя бы имели материальную возможность стать непосредственными арендаторами, предупредить евреев не имеют никаких сил. В каждом отдельно взятом случае действует кагал, разносторонне осведомленный как об удобном моменте захвата участка для аренды, так и положении владельца во всех подробностях его нужд и даже желаний...»

Кн. М.Шаховской.

 

«Восход», январь.

«По-прежнему “Новое время” усиленно рекламировало “Контрабандистов” (пьесу В. Крылова и С. Литвина, рисующую евреев как клятвопреступников и убийц. – А.Г.). По-прежнему газета преподносила своим читателям ехидные телеграммы о деле Блондеса (виленский еврей-парикмахер, обвиненный в покушении на ритуальное убийство служанки. – А.Г.). Собственный корреспондент газеты в лице Энгельгардта отправился в Вильну отыскивать изуверскую секту»...

 

«28 января в Вильне началось слушание дела Блондеса. Дело слушается при закрытых дверях. По этому поводу “Виленский Вестник” замечает: “Надо надеяться, что на этот раз дело состоится, что присяжные заседатели явятся в полном составе и отнесутся серьезно к делу, которое назначается к слушанию пятый уж раз. Пора покончить с этой своего рода дрейфусиадой”».

 

«Новое время», февраль.

«Собралась толпа евреев посмотреть на Блондеса, невысокого роста еврейчика в очках, худенького, тщедушного, с острым подбородком, во внешнем виде подсудимого произошло мало перемен».

 

«Восход», февраль.

«В Вильне 1 февраля закончилось дело Блондеса полным оправданием обвиняемого. Блондес обвинялся в покушении на убийство крестьянки Винцеты Грудзинской. Весь процесс носил характер средневекового ритуального обвинения и вызывал сильное возбуждение евреев и христиан...»

 

Примечание. Блондес Давид Абрамович – виленский парикмахер. В 1900 году арестован по обвинению в покушении на убийство с ритуальной целью девушки-христианки. Суд приговорил Блондеса к 1 году и 4 месяцам тюрьмы. По инициативе С.Грузенберга адвокаты Блондеса подали кассационную жалобу в Сенат. Было назначено новое следствие (привлечены пять экспертов). Состоявшийся в январе-феврале 1902 года суд полностью отверг все обвинения, и Блондеса был оправдан.

 

«Восход», январь.

«В последние годы число прибывших в Штаты эмигрантов составляло: в 1898 г. – 229 000, в 1899-м – 311 000 и в 1900 г. – 448 572 человека. По численности движение переселенцев в Соединенные Штаты значительно уступает 1880-м годам, когда оно временами доходило до 800 000 человек, вместе с тем сильно изменился и характер иммиграции. Если прежде в ней преобладал немецко-скандинавский элемент, то теперь славяно-итальянский с примесью евреев и финляндцев. Так, переселенцы из Германии и Скандинавского полуострова составляли в 1882 г. 45 % общего числа эмигрантов, в 1892-м – 32 %, в 1900-м — только 11,6. Между тем как эмиграция их из Австро-Венгрии и России возросла за последнее время почти на 300%».

 

«Над румынскими евреями снова собирается гроза. Министр внутренних дел Аврелиану внес в палату законопроект о полицейском надзоре в деревнях и местечках – чтобы поселиться в деревне, иностранец должен будет отныне иметь предварительное разрешение общины и министра внутренних дел. Но и данного ему разрешения иностранец может во всякое время лишиться за нарушение какого-либо закона и по усмотрению начальства. Иностранцам возбраняется открывать булочные, шинки, гостиницы, кафе, рестораны...»

 

«Германские университеты, ранее проводившие в жизнь истинные принципы свободы науки для всех без различия происхождения и вероисповедания.., вступили на путь стеснений и ограничений  прибывающих из-за границы иностранных студентов... В отдельных отраслях технической науки, например, в электротехнике, элемент иностранных студентов действительно поразительно велик – до 55 % (852 немца и 496 иностранцев). Прежде этим немцы только гордились бы как доказательством высочайшей постановки науки в их отечестве, но теперь на первое место выдвигается принцип “Германия для немцев”».

 

«Редактор издающейся в Берлине сионистской газеты Клаузнер приговорен к шестимесячному тюремному заключению за оскорбление в печати антисемитского депутата Биндевальда. Комментируя это мнение Биндевальда, в котором высказывалась уверенность, что ритуальные убийства у евреев действительно существуют, и предлагалось “по меньшей мере” изгнать всех евреев из Германии, “дабы избавить отечество от шайки убийц”. Комментируя это мнение, Клаузнер заметил, что таких господ, как Биндевальд, следовало бы сажать или в тюрьму, или в сумасшедший дом. Как ни прав г. Клаузнер, но в тюрьму все же придется идти ему, а не Биндевальду. Есть судьи в Пруссии!”».

 

Продолжение следует

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru