[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ АВГУСТ 2002 АВ 5763 — 8 (124)

 

Выиграют все новгородцы

В торжественной обстановке открыт уникальный фонд – «Еврейская община Великого Новгорода – центр развития культурного и духовного наследия». Событие это приурочено к празднованию Дня города, сообщили в Новгородской еврейской общине, насчитывающей 2000 человек.

В церемонии открытия участвовали губернатор Михаил Прусак, главный раввин России р. Берл Лазар, главный раввин Петербурга Менахем-Мендл Певзнер, генеральный секретарь Европейского еврейского конгресса Серж Цвайгенбаум и другие.

Обращаясь к собравшимся, Михаил Прусак выразил надежду, что общинный центр придаст новый импульс еврейской жизни в регионе, отчего в конечном счете выиграют все новгородцы.

 

В свою очередь, раввин Берл Лазар обратил внимание на то, что центр открыт в старейшем из городов России и построен полностью на средства российского предпринимателя.

Затем в помещение торжественно внесли свиток Торы, специально для этого события созданный в Иерусалиме. Спонсор фонда – глава новгородского холдинга «Акрон» Вячеслав Кантор заявил в интервью ИТАР-ТАСС, что «Россия всегда была и остается многонациональным государством, поэтому уважение религиозных и исторических корней каждого гражданина – одно из самых ценных демократических завоеваний».

 

Башкортостанские встречи

В Уфе в Доме республики состоялась встреча президента Башкортостана Муртазы Рахимова и главного раввина России р. Берла Лазара. Руководитель еврейской общины РФ впервые приехал в республику, и ее президент ознакомил гостя с основными показателями социально-экономического развития Башкортостана и потенциальными возможностями его промышленности, уделив особое внимание культуре, образованию, воспитанию молодежи и национальной политике. Муртаза Рахимов также познакомил р. Берла Лазара с итогами II Всемирного курултая башкир. Подобные форумы содействуют консолидации общества и дальнейшему укреплению дружбы между народами, живущими в республике, – отмечено в ходе встречи.

Главный раввин России высоко оценил общественно-политическую стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие в Башкортостане, выразив его президенту свою признательность, сообщило ИА «Башинформ». На встрече обсуждался широкий круг вопросов общественного развития, представляющих взаимный интерес.

Президент положительно отнесся к возведению синагоги в столице республики и поддержал предложение р. Берла Лазара об открытии еврейской школы.

Главного раввина России, по его словам, порадовали заинтересованное отношение главы Башкортостана к демографическим проблемам, воспитанию молодого поколения, его политика поддержки народов, составляющих в республике меньшинство, способствующая сохранению их культуры, языка и истории.

Р. Берл Лазар беседовал также с главой Центрального духовного управления мусульман РФ Талгатом Таджутдином, мэром Уфы Рауфом Нугумановым. Главный раввин России встретился с еврейской общественностью столицы Башкортостана и побывал на месте будущего строительства синагоги.

 

АВИАРЕЙС «ДОНЕЦК – ТЕЛЬ-АВИВ» БУДЕТ!

Очередным свидетельством многолетнего плодотворного сотрудничества между Донецкой областной еврейской общиной и администрацией Донецкой области стала встреча главного раввина Донбасса П. Вышецкого с губернатором В.Ф. Януковичем. В начале беседы раввин Вышецкий поздравил Виктора Федоровича со знаменательным «юбилеем»: пять лет на посту губернатора области – факт, который говорит сам за себя.

В ходе встречи главный раввин Донбасса рассказал губернатору о новостях еврейской жизни в области, в том числе о новой синагоге, которая с Б-жьей помощью в ближайшие месяцы открывается в Макеевке. Следует заметить, что все преобразования в еврейской жизни этого города совершаются при деятельной поддержке мэра Василия Георгиевича Джарты. Во время беседы речь зашла и о еврейской общине Мариуполя. Возрождение еврейской жизни в этом городе идет стремительно. В ближайшее время туда направляется на работу раввин Авраам Канельский. Виктор Янукович с интересом выслушал информацию раввина Вышецкого о том, что в Мариуполе планируется открыть национальную еврейскую школу.

И еще один важный вопрос был поднят в ходе встречи: отсутствие авиарейса Донецк – Тель-Авив. Стороны выразили мнение, что нет объективных причин задерживать открытие этого рейса. И губернатор как первое лицо области, как лидер, заботящийся об удобствах жителей региона и его имидже, должен и может решить этот вопрос. Губернатор согласился с главным раввином Донбасса, что прямое сообщение Донецка с Израилем – проблема не только еврейской общины. «Это вопрос всех конфессий, для которых Иерусалим – святой город, – сказал он. – Это вопрос всех бизнесменов, потому что бизнес национальности не имеет. Это вопрос всех людей, желающих найти в Израиле уютное место для отдыха, которое от Донецка меньше чем в трех часах полета. Открытие прямого сообщения укрепит культурные и спортивные связи между Донбассом и Израилем. И, напротив, отсутствие этого рейса до сих пор этому сильно препятствует». В.Ф. Янукович отметил важность всех обсуждавшихся на встрече проблем и обещал взять их решение под свой губернаторский контроль.

Л. Я.

 

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО:

АНТИСЕМИТИЗМ ПРОТИВ ОБЩЕСТВА

Всякий раз с наступлением весны и лета мы с болью и тревогой наблюдаем активизацию разного рода экстремистских, нацистских и профашистских группировок, выливающуюся в многочисленные акции вандализма и хулиганства по отношению к евреям и другим народам, отличающимся от так называемого «коренного населения» цветом кожи, разрезом глаз или просто необычным видом. Апогеем бесчинств хулиганствующих ксенофобов стали погромы в Москве в июне нынешнего года, повлекшие за собой многочисленные разрушения в центре столицы и жертвы среди ни в чем не повинных людей.

Сработавшее взрывное устройство под антисемитским плакатом неподалеку от правительственной трассы на Рублевском шоссе под Москвой и мужественный поступок Татьяны Сапуновой должны были, кажется, даже самого твердолобого и слепого из наших сограждан убедить в необходимости принятия срочных и жестких мер к окончательно распоясовшимся антисемитам.

 

Однако до сих пор унылые заклинания политиков и тщетные потуги правоохранительных органов призвать к порядку неонацистских вандалов ни к каким действенным результатам не привели. Впрочем, закон о противодействии экстремизму, несколько лет «гулявший» по думским кабинетам, наконец-то, благодаря усилиям центральной власти, все-таки близок к окончательному принятию. Это обнадеживает. Ведь, как мы много раз слышали, нашим судебным и исполнительным инстанциям «не хватает законодательной базы». Но мы знаем и другое: от принятия закона до его практического применения – дистанция огромного размера.

А пока преступники все еще безнаказанно громят кладбища и синагоги, устанавливают взрывные устройства, избивают и калечат людей. Вот лишь некоторые факты, о которых стало известно нашей редакции.

В апреле в Перми была осквернена синагога: на ее стене была начертана огромная свастика и надпись «Смерть евреям». Правоохранительные органы проявили удивительную нерасторопность при расследовании данного факта. По словам руководителей синагоги, они сразу же сообщили о появлении надписей и рисунков антисемитского характера по телефону «02», но, там отказались принять заявление, попросив обратиться в отдел милиции Ленинского района. Представители ФСБ посетили синагогу только через день после происшествия, а сотрудники МВД заявили, что никаких правонарушений в это время зафиксировано не было.

Осквернение синагоги и памятника «Скорбящая мать» погибшим в Великой Отечественной войне воинам – дело одних рук, считают в областном центре охраны памятников. Основную причину актов вандализма, произошедших в последнее время в Перми, общественность города видит в недостаточном внимании к этой проблеме правоохранительных органов.

В Йошкар-Оле не установленные милицией лица нанесли на фасадную стену еврейского центра антисемитские надписи и фашистскую свастику. Лидеры общины обратились с заявлениями в местные органы внутренних дел, управление ФСБ и прокуратуру.

На дверях синагоги Оренбурга появилась оскорбительная антисемитская надпись. С соответствующим заявлением руководство общины обратилось в Оренбургское УВД. 

В Астрахани почти открыто действуют профашистские формирования. Два-три года назад они учинили несколько актов вандализма на еврейском кладбище, причем время погромов всегда совпадало с еврейскими праздниками. Обращение к властям и правоохранительным органам не дало никакого результата. Год назад на проезжей магистрали города краской были сделаны антисемитские надписи. На страницах местной нацистской газеты «Держава» на еврейский народ регулярно обрушивается грязный поток ненависти.

На фоне этой безрадостной картины нельзя не отметить и уверенных действий оперативников управления ФСБ по Воронежской области, которые предотвратили попытку скинхедов организовать преступные акции весной нынешнего года. Возле общежитий, где проживают иностранные студенты (только в Воронежском госуниверситете обучается 700 молодых людей из 61 государства), были разбросаны листовки расистского содержания, в которых содержались призывы выдворить из России граждан арабского, африканского и еврейского происхождения. Задержан автор и распространитель листовок, студент одного из вузов. Против него возбуждено уголовное дело. Выявлена группа старшеклассников, симпатизирующая скинхедам. При испытании самодельных взрывных устройств в пригородном лесу они были взяты с поличным.

 

В НАШЕМ ГОРОДЕ ДЕЙСТВУЕТ АНТИСЕМИТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Заявление главного раввина Калининграда и Калининградской области Довида Шведика от имени еврейской общины

События последних лет, происходящие в России и странах СНГ, невольно наталкивают на зловещие параллели с событиями 30-х годов в Веймарской республике накануне прихода нацистов к власти. Те же экономические трудности: инфляция, постоянный рост цен, неспособность правительства обуздать ультрарадикальные националистические группировки, чувство национального унижения и лихорадочные поиски виновных. Все это на фоне истеричной юдофобской прессы, которая ежедневно пичкает сознание рядового обывателя хорошо известными образами – «международное еврейство», «еврейские заговоры», «еврей-банкир», обогащающийся при всеобщей нищете. Как это похоже на нынешнюю ситуацию в России! Особенно тягостное чувство возникает при сознании, что это происходит в стране, победившей фашизм. Внуки и правнуки советских солдат, павших на полях Великой Отечественной войны, сегодня маршируют под фашистскими знаменами и портретами Гитлера.

Давайте посмотрим на наш Калининград. Книжные киоски Калининграда бойко торгуют антисемитской литературой, которая очень просто и доходчиво объясняет, кто виноват в развале Советского Союза, в разбазаривании государственных ресурсов, в подрыве экономики и бегстве капитала за границу – конечно же, евреи. Теории разного рода международных заговоров притягательны тем, что освобождают от необходимости думать, анализировать сложные процессы в политике, экономике, сфере международных отношений. Поиск виноватых всегда проще, но это еще никогда и никого не приводило к решению проблем. Печально, что жертвой этой пропаганды становится, прежде всего, молодежь, пополняющая ряды фашистских организаций.

Правоохранительные органы объясняют свое бездействие отсутствием у них законов, содержащих четкие юридические определения «фашистских» организаций. Депутаты Государственной Думы, от которых зависит принятие этих законов, годами спорят о юридических категориях, определяющих термины «фашизм», «нацизм», «разжигание межнациональной розни». Этим людям неплохо было бы съездить на экскурсию в один из лагерей смерти, например, «Освенцим», и своими глазами увидеть крематории, где были сожжены миллионы людей, газовые камеры, абажуры из человеческой кожи, горы детских ботиночек, снятых с детей перед смертью. Возможно, такая поездка стимулировала бы законодательный процесс

А тем временем, пользуясь правовой неразберихой и коллективной безответственностью, члены радикальных движений и группировок все больше наглеют. Во многих городах России они открыто патрулируют улицы, наводя свой «порядок».

Почти ежедневные сводки о разгромленных синагогах, оскверненных еврейских кладбищах, избиениях еврейских детей уже мало кого трогают. Похоже, все к этому привыкли. Только у нас в Калининграде в последнее время было несколько антисемитских провокаций. Это и осквернение могил на еврейском кладбище, антисемитские надписи и свастики на стенах домов, уничтожение ханукального светильника перед Домом Советов. Причем, одна из таких провокаций, когда на стенах сотни домов во всех районах города появились надписи «Ханука», свидетельствует не о спонтанной вспышке юдофобии, а о хорошо продуманной, спланированной акции.

Итак, в городе действует антисемитская организация, в этом уже сомнений, я думаю, ни у кого нет. Какова же реакция городских властей, правоохранительных органов? Приходится, к сожалению, констатировать, что никакой. Никто не найден и не привлечен к ответственности.

Недавно многие калининградцы, открыв почтовые ящики, обнаружили среди газет известный антисемитский пасквиль под названием «Кодекс еврея СССР», который по содержанию является сжатой и слегка осовремененной версией другого, не менее известного опуса под названием «Протоколы сионских мудрецов». В нем в качестве вступления приведен список чиновников областной администрации, думы, известных людей еврейской национальности. Подзаголовок – «Еврейское правительство Калининграда». Текст «документа», растиражированный при помощи копировальной техники, проникнут юдофобией и желанием доказать наличие еврейского заговора против людей других национальностей. Убожество мысли и лапидарный стиль этого «произведения» свидетельствуют, что анонимный автор, кем бы он ни был, является малообразованным человеком с не слишком широким кругозором.

Но дело не в этом. В еврейской общине Калининграда немало пожилых людей, которые пережили ужас гетто и концлагерей. Эти люди напуганы. Они прекрасно помнят, что тогда, в 30-е годы все начиналось так-же со свастик, намалеванных на стенах, с антисемитских листовок в почтовых ящиках, с бойкота еврейских магазинов и так далее по нарастающей, пока не запылали печи Освенцима и Бухенвальда.

В борьбе с политическим экстремизмом нельзя уповать только на правоохранительные и судебные органы. Должны поднять свой голос представители общественных организаций, деятели искусства, культуры, представители религиозных конфессий. Экстремизм должен быть отвергнут всем обществом.

Кем мы будем в ХХI веке? Достойной частью европейского сообщества или своеобразным гетто, огражденным от цивилизованного мира пограничными кордонами и визовым режимом, во многом зависит от нас самих, от наших нравственных от нетерпимого отношения к экстремизму и национализму.

Я призываю все конструктивные силы, тех, кого трогает судьба региона, объединиться против фашистских и националистических организаций и группировок, существующих в нашей области.

 

ЕВРЕИ ОПЯТЬ ВИНОВАТЫ

В Костроме прошла конференция национал-державной партии.

За несколько дней до этого «события» территория, прилегающая к местному колхозному рынку, была густо обклеена листовками, приглашающими на конференцию «истинных патриотов, славян, формальные и неформальные молодежные группировки». Сборище проходило в здании бывшей администрации Ленинского района практически с ведома чиновников городской администрации.

Лидеры национально-державной партии России Борис Миронов и Станислав Терехов, прибывшие в Кострому с целью создания здесь регионального отделения своей партии, во всех бедах, постигших Россию, обвинили евреев.

В течение двух часов гости рассказывали собравшимся в зале бывшим членам местного отделения РНЕ и скинхедам о бедственном положении России и российской армии и предлагали в срочном порядке вступать в ряды спасителей Отечества. В качестве главного врага визитерами был назван мировой сионизм. По мнению ораторов, именно он поработил все народы и захватил основные мировые природные ресурсы, именно он руководит такими международными организациями, как НАТО, Интерпол и другие. По утверждению г-на Миронова (в прошлом, помнится, министра печати), президент России В. Путин и премьер-министр М. Касьянов также являются ставленниками сионизма. Вообще все без исключения события, происходящие в мировой истории, Борис Миронов рассматривал преимущественно в зеркале еврейского вопроса и давал им свою весьма вольную и достаточно примитивную интерпретацию. Чего, к примеру, стоит одно только объяснение г-ном Мироновым своей нелюбви к евреям: они-де распяли Христа.

Агитируя собравшихся вступать в новую партию националистической идеологии, С. Терехов и Б. Миронов заговорили о необходимости пополнять партийную кассу не только партийными взносами, но и пожертвованиями благотворителей. Найти меценатов, по мнению партийных лидеров, довольно просто. Для этого надо «небольшими группами, в 50-60 человек» навещать руководителей местных предприятий и просить их «добровольно» пожертвовать примерно 10 процентов от прибыли. Кроме того, предприимчивые гости, у которых с историей явные нелады, предложили возродить церковную десятину, но собранные средства отдавать не храмам, а национально-державной партии России. Кстати, по словам Б. Миронова, региональные отделения новой партии есть уже в 30 регионах России. На мероприятии присутствовало около тридцати человек.

Андрей Ошеров

 

Шалом, дорогие друзья!

Наш директор общинных программ, заместитель председателя общины Ульяновска Александр Голынский возвращаясь домой вечером 18 апреля, был встречен неизвестными около дома и жестоко избит. У него многочисленные ранения, сильное сотрясение мозга. В очень тяжелом состоянии он был доставлен в больницу, где находится под строжайшим наблюдением врачей. Он не может рассказать о происшедшем: у него частичные провалы памяти. В первые дни после травмы он не узнавал даже своих родителей, не мог вспомнить собственного имени. Не секрет, что последствия таких серьезных повреждений могут проявляться всю оставшуюся жизнь. А Саше всего 17 лет. В этом году он собрался поступать в вуз... Сложно назвать людьми этих нелюдей, которые совершают такое!

Мы очень надеемся на скорейшее выздоровление нашего товарища и незаменимого организатора работы Ульяновского общинного центра.

Но на этом дело не кончилось. Скинхеды осквернили центральный офис Ульяновской общины мерзкими надписями: «Не топчите нашу землю!», «Жиды, вон из России!», «Минздрав предупреждает: общение с жидами вредит вашему здоровью», были также нарисованы звезда Давида в петле, свастики... По этому случаю возбуждено уголовное дело. Но кто возместит ущерб людям преклонного возраста, которых немало в нашем городе? Со страхом и горечью они вспоминают, что такие «лозунги» были лишь во времена второй мировой войны. Каково им, испытавшим весь ужас нацизма и концлагерей? Увидев подобное в начале нового тысячелетия, вряд ли они смогут спать спокойно, отправлять своих детей, внуков и правнуков в самостоятельную жизнь!

Руководством нашей организации принимаются все возможные меры для предотвращения подобных ситуаций.

С уважением, Игорь Дабакаров.

 

НИКОГДА БОЛЬШЕ ?

На небольшой площадке полукольцом, лицами к покрытому белым полотнищем памятнику стоят люди – мужчины, женщины, дети. Застыли в карауле воины. Рядом государственный флаг Украины. Тихо шумит густой лиственный лес. Минута молчания...

Отбивает удары метроном. Его звуки, кажется, совпадают с ударами сердца. Прикрываю глаза... Слышу выстрелы... выстрелы... выстрелы... 61 год назад здесь, в лесу на окраине Житомира расстреливали мирных людей – женщин, стариков, детей. Они были евреями...

Глухое урчание грузовиков. К месту казни подвозят очередные группы несчастных, другие под ударами прикладов, палок, плеток солдат и полицаев тянутся к месту казни пешком. Резкие команды – раздеться! По 7 – 8 человек загоняют в ров и заставляют ложиться... Убийцы хладнокровно, держа в одной руке сигарету или бутерброд, из автоматов и пистолетов расстреливают свои жертвы... Плач, крик. Стоны слышны далеко вокруг...

Метроном продолжает отмерять секунды... В голове проносятся картины казни. Оживают свидетельства чудом оставшихся в живых обреченных на смерть... Вспоминаю многократно опубликованные документы, факты, цифры. Сколько их, таких мест казни?!. Много тысяч по всей Украине. Миру широко известен Бабий Яр в Киеве. Не перечесть таких Бабьих Яров на Житомирщине, Хмельниччине, Львовщине, Винниччине, Тернопольщине, Днепропетровщине, Херсонщине... В десятках и сотнях сел и местечек, где евреи испокон веков зарабатывали свой нелегкий хлеб. Земледельцы, шорники, портные, жестянщики, часовых дел мастера, столяры-краснодеревщики, сапожники. Трудолюбивые, мирные люди жили, трудились, воспитывали детей.

Житомирщина была оккупирована немецкими войсками в начале июля 1941-го. До конца года, за 193 дня, были расстреляны более 45 тысяч евреев. За этот же срок по всей Украине было загублено 450 тысяч! Затем были 42-й, 43-й, 44-й годы. С 1941 по 1944 год в Украине было уничтожено около полутора миллионов евреев! Страшная статистика!..

Метроном умолкает, заканчивается минута молчания. К памятнику подходят заместитель главы Житомирской областной администрации Игорь Рафальский, мэр города Житомира Георгий Буравков, глава районной администрации Валерий Довбыш, представитель комиссии Конгресса США по сохранению американского наследия за рубежом Эсфирь Кагановская. Два ветерана войны сдергивают покрывало. Взору присутствующих предстает огромная глыба красного гранита, установленная на бетонном основании в виде шестиугольной звезды. На полированной поверхности монолита под изображением миноры выбиты слова на украинском языке, на идише и на иврите – призыв помнить вечно...

Корзины с живыми цветами возлагают представители администраций области, города, района; венки – от объединенной еврейской общины, от ветеранов войны. Множество цветов возлагают к основанию памятника дети и местные жители. 

На торжественном митинге в честь открытия памятника выступающие выражали свою признательность тем, чьими усилиями стало возможно это знаменательное событие: г-же Лине Торпусман (Израиль), руководителю поисковой группы Павлу Шмулевскому и всем участникам группы, инженерам Владимиру Кириенко и Руслану Маркееву, а также гражданам Израиля и США, внесшим свой посильный вклад в это святое дело. Церемония завершилась молитвой и зажиганием свечей у основания памятника.

Еще долго не расходились люди. Стояли, разговаривали, делились впечатлениями. Небольшого роста пожилой еврей в кипе, опираясь одной рукой на палочку, второй раздвигая цветы у основания гранита, говорит, повернув голову к стоящим рядом: «Вы знаете, что здесь написано на древнееврейском? – Никогда больше!». Выпрямившись, он совсем тихо, уже ни к кому не обращаясь, стоя лицом к памятнику, повторил: «Никогда больше!».

...Прошло два дня. Гулявшие по лесу дети подошли к памятнику и увидели страшную картину: цветы и корзины поломаны и разбросаны, ленты порваны. А лицевая полированная часть памятника залита толстым слоем густой темно-красной краски, потеки которой тянулись вниз, перечеркивая надпись – «Никогда больше!»...

Хочется кричать от боли, от обиды, от стыда...

 

Арон УРИХ, полковник в отставке, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер орденов Ленина, Красного знамени (трижды), Отечественной войны I-й и

II-й степеней, Красной Звезды; председатель наблюдательного совета благотворительного центра «Хэсэд Шломо» Житомира.

 

НАШ РЕБЕ ВСЕГДА С НАМИ

Гимел Тамуз (3-е Тамуза) – День Ребе – совершенно особая дата в еврейской жизни. Уход Ребе, праведника, из материального мира не означает, что его связь с евреями утрачена или ослабела. Наоборот, мы чувствуем, что Ребе стал нам еще ближе. Жизнь праведника устремлена к духовности: вере в

Б-га, страху перед Ним и любви к Нему. Материальное при этом не имеет большого значения. Освободившись от телесных ограничений, душа Ребе наполняет собой весь мир. Когда мы направляем к Ребе наши души, в ответ на нас изливаются его благословения и помощь. Ибо душа Ребе находится у престола Всевышнего и просит Его за еврейский народ.

В день 3 Тамуза после вечерней молитвы маарив студенты ешивы «Томхей-Тмимим» – Любавич, ешив «Алеф» и «Бет», Института Торы, а также члены донецкой еврейской общины собрались на урок, который проводил главный раввин Донбасса Пинхас Вышецкий. Учили маамар Ребе – трактат по хасидизму. Изучение маамара было продолжено на следующий день перед утренней молитвой шахарис. После молитвы все желающие, а их было очень много – и мужчин, и женщин, – писали Ребе письмо. Этот обычай установлен более 100 лет назад. Письмо начинается словами: «Прошу пробудить Б-жественное милосердие к...» И дальше указываются члены семьи, родные и близкие, и излагаются просьбы к Б-гу. Мы знаем, что благодаря заслугам праведника наши просьбы будут скорее услышаны Всевышним.

Этот день ознаменовался важным событием в жизни Донецкой областной еврейской общины. Во время утренней молитвы к чтению Торы впервые вызвали четырех учеников еврейской школы «Ор-Менахем», достигших возраста бар-мицвы – совершеннолетия. Теперь они стали полноправными, взрослыми членами общины. Их приветствовали пожеланиями «Мазл тов» и дождем из конфет.

Потом в помещении столовой «Бейт-Шмуэль» начался фарбренген – хасидское собрание вокруг стола. Одновременно в здании еврейского общинного центра проходил фарбренген, на который собрались девушки-студентки дневного и вечернего махонов. Мужской фарбренген начался с просмотра фильма о Любавичском Ребе. Мы увидели, как Ребе произносит маамар перед тысячами хасидов, как относит мешки писем на могилу своего тестя, шестого Любавичского Ребе и читает там каждое письмо, как принимает людей со всего мира и дает им доллар на благотворительность, совет и благословение.

В своей речи на фарбренгене главный раввин Донбасса Пинхас Вышецкий сказал, что этот святой день одновременно и очень грустный, и очень радостный. Грустный потому, что уже восемь лет, как святая душа Ребе покинула его тело. Да, мы может отправиться в Нью-Йорк и прийти на могилу Ребе, мы можем увидеть его кабинет и место в синагоге, где он молился, но самого Ребе мы там уже не увидим. Но в этот день душа Ребе с радостью вернулась к Создателю. И при этом Ребе не оставил нас. Выполняя заповеди Торы, мы укрепляем связь с Ребе. Вот почему это день радости, день гилулы – прославления Ребе. И мы собрались здесь, в синагоге, носящей его имя. И мы живем в общине, которая живет благодаря его благословению.

Присутствующие рассказывали о многочисленных чудесах, связанных с Ребе, о его помощи людям, предвидении важных событий и заботе о каждом еврее, где бы он ни находился, о каждой общине. Закончился фарбренген исполнением хасидских песен и нигунов (мелодий) под аккомпанемент ученика ешивы Хаима Приступы.

Мы чувствовали, что Ребе с нами в этом зале. И знали, что этот день дает духовные силы на весь год, что трудности будут преодолены. Потому что, если Б-г ставит пред нами задачи, то Он же и дает нам силы и возможности их решить. Раввин Пинхас Вышецкий в заключение сказал, что если мы будем жить так, как положено еврею, – заботиться друг о друге, помогать ближним, учить Тору, жертвовать на благотворительность, молиться, привлекать к еврейской жизни других людей, – то этим доставим Ребе самое большое удовольствие. И дай Б-г, чтобы поскорее пришел Мошиах, и мы смогли увидеться с Ребе, главой нашего поколения, в нашем материальном мире!

Леонид Яковлев

 

ВКУС УЧЕНЬЯ

«Воспитывай ребенка

в соответствии с его путем...»

(Мишлей,22:6)

«С тех пор как Шимон стал учиться в школе “Ешива ктана”, он преобразился. Здесь профессиональные внимательные педагоги, которые, занимаясь с ним индивидуально, сумели привить ему вкус к учению. Дети находятся в школе весь день, но, поверьте, у них нет ни минуты для “безделья”, столь опасного в подростковом возрасте. В школу приходит преподаватель ручного труда, который учит ребят выпиливать и выжигать по дереву. Здесь никто ни на кого не давит: школьное учение и воспитание учитывают природные задатки ребят, все происходит очень естественно.

Еще отмечу, что после того как сын стал учиться в “Ешиве ктана”, между нами установились близкие, доверительные отношения, каких раньше не было», – рассказывает Эстер Варакина, мама одного из учеников «Ешивы  ктана», школы, недавно открытой в Петербурге.

В Петербурге много разных школ – общеобразовательных, специализированных, частных. В каждой из них свои учебные программы, каждой присущ свой педагогический идеал. Основным преимуществом еврейской элитной школы «Ешива ктана» является индивидуальная работа с каждым ребенком. Учеба в малочисленных классах, по 2 – 3 человека, позволяет раскрыть способности каждого ребенка. За один урок индивидуальных занятий ученик постигает вдвое больше, чем на уроке в обычной школе.

В школе «Ешива ктана» уникальным образом сочетаются светское и религиозное образование. Углубленное изучение математики и физики соседствует с изучением еврейских классических текстов. И то, и другое влияет на интеллектуальное развитие ребенка. К тому же еврейская традиция, всегда подразумевающая продолжение образования, создает ощущение его незавершенности. Это вызывает у ребенка потребность узнавать ежедневно что-то новое.

Согласно общеобразовательной программе здесь изучаются предметы, необходимые для сдачи выпускных экзаменов на аттестат зрелости. Акцент делается на иностранные языки, иврит и английский, а также компьютерные дисциплины, компьютерную графику и web-дизайн.

По окончании учебы, получив аттестат зрелости государственного образца, выпускник «Ешивы ктана» может продолжить свое образование в ешиве или в любом другом высшем учебном заведении. Однако, уже имея традиционную еврейскую специальность (машгиах, сойфер, менеджер еврейских программ), выпускник школы может начать самостоятельную работу сразу по ее окончании. Школа предоставляет пансион: четырехразовое кошерное питание и комфортабельное общежитие. Обучение и проживание – бесплатные.

В школу «Ешива ктана» приглашаются мальчики

6-го, 7-го, 8-го и 9-го классов.

Справки по телефонам:

(812) 110-84-96,

(812) 110-84-97.

Адрес: 190121, С.-Петербург, ул. Союза Печатников, д.24.

 

Александр Невский

 

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В «МЕСИВТУ»!

Прошло три года с тех пор, как по инициативе главного раввина России Берла Лазара в Москве началась реализация проекта еврейской школы для мальчиков. Школа призвана совместить погружение детей в мир подлинно еврейской жизни с высоким уровнем образования.

В этом году в школе шесть выпускников. Если вы бывали в Московском еврейском общинном центре, вы наверняка замечали совсем еще юных, но уже таких серьезных мальчиков, к которым можно обратиться с самыми сложными вопросами еврейской традиции. Это ученики «Месивты». В сентябре выпускники станут студентами Гуманитарного педагогического университета и Института журналистики. А кто во время праздников так мастерски танцует, заражая всех окружающих весельем? Это ученики «Месивты». Вы слышите музыку в современных ритмах? Это ученики «Месивты». Зайдите на наш сайт. Его создали ученики «Месивты». Но вот из окон комнаты для игр раздается знакомый всем школьный визг, значит, ребята устроили шутливую рукопашную схватку! Ну что ж, и это – ученики «Месивты».

По данным социально-психологических исследований, которые велись в трех школах – московском элитном лицее, школе в «рабочем» районе и школе «Месивта», результаты оказались следующими.

Как видно из таблицы, ученики «Месивты» оказываются в более комфортных условиях, чем ребята обычной школы и даже элитного лицея. Да, не будем отрицать, успеваемость в лицее несколько выше средней по «Месивте», но подумайте, чем она оплачена? Стрессом, депрессией, страхом оказаться хуже товарища, атмосферой враждебности, жесткой конкуренцией и недоверием. От всего этого наша маленькая, почти «семейная» школа ограждает своих воспитанников.

Сейчас очень много говорят о гуманитаризации образования. К сожалению, многие учебные заведения понимают это как введение огромного количества дополнительных предметов гуманитарного профиля. На самом же деле гуманитаризация – это, прежде всего, развитие свободной личности, умеющей делать самостоятельный жизненный выбор. Посмотрите на наших учеников. Они совершенно свободно общаются с людьми любого возраста и положения. Они спокойно, по-взрослому, могут обсудить любую проблему. Но в них нет и подростковой развязности, граничащей с хамством. Это нормальное поведение свободных, отвечающих за свои поступки людей. Среди наших ребят не в ходу популярное у молодежи понятие «оторваться». Им незачем «отрываться», потому что никто никуда их не привязывал. Они духовно свободны. На них никто не давит, свою свободу, там, где это необходимо для дела, они ограничивают осознанно, а не из-под палки. Как часто мы видим вокруг себя подростков с мрачным взглядом, не верящих в доброту и искренность, ничего хорошего не ожидающих от будущего. Среди наших учеников таких нет. Посмотрите, какой радостью светятся их лица!

Это – главное достижение «Месивты».

В школе создана необыкновенно теплая, домашняя атмосфера. Прекрасный коллектив единомышленников, людей неравнодушных, которые любят своих воспитанников. Вкусная еда, еврейские праздники, интересные уроки, экскурсии, поездки на пикники, боулинг, бассейн, музыка, рисование, английский язык, иврит и компьютеры – все это ваши дети найдут в «Месивте». Сегодня мы ждем новых учеников. Добро пожаловать в «Месивту»!

 

Справки по телефонам:-37,

(095) 782-29-37, (095) 281-41-29

Адрес: 103055, Москва,

ул. Образцова, д.19 А

Наталья Рабчук

 

Новости Федерации

еврейских общин

по материалам

информационно-аналитического

департамента ФЕОР

и собственных корреспондентов

подготовила Ирина Резвова

 

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru