[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ АВГУСТ 2002 АВ 5763 — 8 (124)

 

СБЫВАЮТСЯ ПРЕДВИДЕНИЯ РЕБЕ

Недавно произошло большое событие – создан Всемирный конгресс русскоязычного еврейства. Этого ждали не только живущие в России и СНГ, но и те, кто уехал: ведь многие не забывают о том, что они российские евреи, гордятся этим. Первый, кто начал говорить о больших переменах, ожидающих российское еврейство, был Любавичский Ребе, его 100-летие мы отметили минувшей весной. Ребе, несомненно, центральная фигура не только мирового, но и советского еврейства: благодаря его усилиям полностью изменилась ситуация в русскоязычных еврейских общинах и в странах СССР, и во всем мире.

Часто спрашивают: как это Ребе предвидел? Спрашивают и о том, зачем вообще нужен Ребе: ведь у евреев прямая связь с Б-гом, им не нужен посредник, который бы за них молился и просил благословения.

В ответ приведу притчу жившего два века назад магида реб Исроэла из Кожниц. Богатейший могущественный человек владел обширными землями и отдавал их в аренду. Часто случалось, что пользовавшиеся землей не могли расплатиться с ним. Тогда богач построил большое подземелье, куда запирал должников. Возврата оттуда не было. И каждый полдень, в 12 часов открывалось маленькое окошко, и им передавали пищу, которой едва хватало, чтобы выжить. Узников в подземелье становилось все больше: их было уже столько, что там стала развиваться община. Шли годы, люди женились, обзаводились детьми, умирали, сменялись поколения, но каждый знал: ровно в 12 откроется окошко, и они получат пищу. Этот порядок соблюдали и внуки богача.

Как-то среди затворников возник спор. Одни говорили: есть другой мир, а они – часть его, там о них кто-то помнит и посылает пищу. Другие считали: они одни в мире, а откуда берется пища – не узнать, наверное, таков закон природы. Спор накалялся: считавшие себя частью большого мира верили, что есть наверху люди, и стали зваться верующими, другие – рационалистами. Однажды потомок богача решил посмотреть, что там, в подземелье. Когда он появился перед затворниками, те сперва были в шоке, а потом стали забрасывать его вопросами. И он подтвердил, что наверху действительно есть люди, которые помнят о них и готовят им пищу. Но хотя перед ними стоял человек из иного мира, были такие, кто не верил и живому свидетелю.

Магид из Кожниц реб Исроэл считал это примером прямо из нашей жизни, поясняющим: почему нашему народу в каждом поколении нужны такие лидеры, как Моше и другие – вплоть до лидера нашего поколения, Любавичского Ребе. Ведь придя в мир, все знали, что есть Б-г, и все в Него верили. Но прошли века и века, и немало людей стали на это смотреть по-другому. И в наше время ситуация такая: есть верящие в Б-га – они знают, кто создал мир. И есть другие, утверждающие: все сотворено само по себе по действующим законам природы, этим никто не руководил. Эти две группы людей и ведут постоянные споры о том, нужно верить в

Б-га или нет. Наука утверждает: мир создан «большим взрывом», и в том ничего сверхъестественного, поэтому и наши дела мы тоже решаем самостоятельно – нет никакой силы, что смотрит на нас, думает о нас.

Появление человека, который намного ближе к Б-гу, к духовности, чем мы, – это появление лидера евреев, Ребе. Это не просто еще одна фигура, которая становится неким посредником между евреем и Б-гом. Не в этом дело! Для Ребе понимание Б-га, понимание духовности – реальность. Его сила в том, что он беспредельно верит: духовность, Б-жественное начало мира – реальность. Это не просто вера: Ребе чувствует по-другому. Когда он говорит о Б-ге и объясняет это – люди ощущают, видят, убеждаются, что Ребе одарен иной, высшей степенью понимания Б-га.

Когда говорил Ребе, многие подтверждали, что слышали живое слово Б-га, передаваемое этим человеком. Притом это не было похоже на объяснения учителем какой-то идеи, дающей нам вдохновение, вселяющей чувство, как нужно делать правильно. Это сила, дающая нам видеть: у такого человека, как Ребе, вера в Б-га – действительно не такая, как у нас. Его вера – не что-то далекое, а очень близкое: Ребе чувствует всеприсутствие Б-га сильнее и явственнее, чем мы. И этим Ребе похож на потомка богача из притчи кожницкого магида – на того, пришедшего из «верхнего» мира к заточенным в подземелье, кто мог сам как свидетель рассказать о том, что по-настоящему творится на Земле. Ребе о многом поведал нам...

Сегодня мы видим результаты тех предвидений, которыми неустанно делился с людьми Ребе. Он убеждал, что в СССР грядут перемены не только потому, что отчетливо видел, – у коммунизма нет будущего (во всем мире это уяснили немало умных людей, оценивая навязчивую советскую пропаганду «большой лжи», под которой по сути ничего нет). Но никто не верил, что такая махина может столь быстро рухнуть, кончиться. Многие знали, что она нежизнеспособна, но все равно невозможно ни остановить, ни изменить ее. Ребе же предвидел изменения, но не глазами человека, занятого политикой или исследованием современности: он видел их взглядом Торы – так, как Тора смотрит на то, каким образом должен быть устроен мир. Ребе проницал сквозь призму духовности, своей приближенности к Б-гу. И это было важнейшим для Ребе. И тем самым – для каждого из нас...

Изменения, предвиденные Ребе, – не временные: в бывшем СССР полностью переменилось положение, и ясно, что надолго. И это дает нам понимание сказанного Ребе: изменения эти – подготовка периода прихода Мошиаха. Они – еще один явный знак: приближается день, когда придет Мошиах. Ребе старался вселить в нас чувство, что именно от нас зависит приближение этого дня. Верность наша Б-гу, его заповедям способствует тому, чтобы день этот наступил скорее. И рождение Всемирного конгресса русскоязычных евреев мы связываем с исполнившимися предвидениями Ребе – как еще одно подтверждение близящегося прихода Мошиаха.

Главный раввин России Берл Лазар

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru