[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ АВГУСТ 2002 АВ 5763 — 8 (124)

 

Расширяя пространство свободы

 

Адин Штейнзальц. Взгляд.

Перев. с иврита и английского

А. Ротман, У. Гершович и др.

М.: Институт изучения иудаизма в СНГ, 2001.

 

 

 

 

Петр Крапошин

Иудаизм – единственная культура, которая основана на книге, построенной на вопросах. В Талмуде используется более двадцати слов для обозначения понятия вопроса. Это не синонимы, а слова, относящиеся к вопросам о разных оттенках и разнице в смыслах. В своих многочисленных выступлениях и интервью известный раввин, ученый, комментатор и переводчик Талмуда, автор трудов по исследованию кабалы Адин Штейнзальц не раз вспоминал, что когда он возвращался из школы, родители спрашивали его не о том, хорошие ли оценки он получил, а о том, хорошие ли вопросы он задавал.

Новая книга Адина Штейнзальца «Взгляд», презентация которой состоялась в Москве в носящем его имя Институте изучения иудаизма в СНГ, по своей сути представляет ответ на самые животрепещущие вопросы бытия. Эта книга – премьера «русского Штейнзальца», и на другие языки она пока не переведена.

Доказательства общности целей науки и религии являются отличительной особенностью книги. По содержанию она представляет собой сборник лекций на различные темы, прочитанных в разное время и в разных местах (к слову – и для ученых в Академгородке в Новосибирске).

С одной стороны, автор рассматривает современность как событие, синхронное обсуждаемому. С другой – как явление, повторяющееся в разные периоды времени. Люди за две-три тысячи лет существенно не меняются. Многие вещи, представляющиеся несовременными, таковыми кажутся из-за изменения языка.

После представления книги Штейнзальц подробно остановился на понятиях современности и модерна. Последнему понятию он дал также и свое собственное определение. По мнению религиозного мыслителя и ученого, в основе модерна лежит вера в необходимость человеческой свободы, которая всегда ведет к лучшему. Сама идея, что человек может развиваться бесконечно, если его не ограничивать, была подвергнута сильнейшему испытанию со стороны современной генетики. Недаром Сталин боролся с наукой о наследственности, предпочитая теории Мичурина и Лысенко.

Для модерна характерна вера в прогресс. Древний мир нес в себе идею «золотого века», за которым следовал «серебряный». Однако эту концепцию модерн перевернул. Понятие «модерн» неустойчиво и меняется со временем. Люди думают, что «старое – доброе, а молодое – всегда угрожающее». Временные рамки модерна – начало Французской революции – середина ХХ века, примерно с середины которого начинается постмодернизм. К характерным представителям модерна относятся Чарльз Дарвин, Карл Маркс, возможно – Зигмунд Фрейд. С одной стороны, модерн ломает старые рамки представления о мире, с другой – он создает предпосылки для новой «религиозной веры», так как пытается ответить на выводящий за пределы конкретного бытия вопрос: «зачем?». Яркий пример тому – коммунистическая религия.

Для евреев характерна абсолютная вера в абсолютную свободу выбора, в свободу менять себя и мир. Именно поэтому евреи всегда были втянуты в революции и не только в России.

Эпоха модерна была чрезвычайно плодотворной и интересной. Но не менее характерный продукт модерна – создание тоталитарных режимов. Два условия обеспечивают существование тоталитаризма: вера в околонаучную теорию и механизм ее осуществления.

... Эпоха модерна – кризисное и травматическое для евреев время, но этот кризис не идеологический. Ведь активность евреев в эпоху модерна во многом объясняется самой философией иудаизма. Открывается книга рассуждением Штейнзальца о назначении человека. Каково же оно? Усовершенствовать то, что создано

Б-гом. Такая же мысль прослеживается в приведенном в этой же главе споре рабби Акивы с римским наместником. Предмет спора – что же лучше: деяния Б-га или человека? Пример рабби Акивы в пользу последнего (пшеница и хлеб) – достаточно убедителен. Другой пример – относительно неспособности человека летать. Человек не может летать не потому, что это неугодно Б-гу, а потому, что Б-г создал человека несовершенным. Таким образом, возникновение воздухоплавания и авиации рассматривается как часть пути к совершенству.

В этой книге сказалось присущее знаменитому раввину умение увлечь читателя логикой своих философских построений, придать сложнейшим отвлеченным понятиям ясную и доступную форму. При этом экскурсы в историю и практику современной политической жизни сочетаются в его повествовании примерами из повседневности.

Так, рассматривая общество как группу людей, объединенных общим знаменателем (общими целями и задачами, привычками, внешними признаками), в подтверждение своей мысли он приводит два контрастных примера: счастливую супружескую чету, где и муж, и жена поначалу говорили на непонятном друг другу языке, и пошлые шуточки, отпускаемые в армии самыми разными по своему характеру и роду занятий людьми...

Как всегда, поражает разносторонность интересов, глубокая осведомленность ученого в самых различных областях. Именно поэтому соотнесение трансцендентального характера естественнонаучного исследования с Б-жественным откровением кажется не менее убедительным, чем рассказ о религиозных истоках (имеющих место в Танахе) учения Фрейда. Как и подтверждаемый ссылками на различные источники рассказ раввина об истории возникновения христианства представляется не менее увлекательным, чем его статья о современной научной фантастике.

«Взгляд» – это не просто популярное изложение соотнесенных с современностью основных положений иудаизма. Это философская книга, способная дать ответ на животрепещущие вопросы бытия, служить руководством к действию в повседневной жизни.

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru