[ << Содержание ] [ Архив ]       ЛЕХАИМ МАРТ 2003 АДАР 5763 – 3(131)

 

ТАЙНА

Дов-Бер Хаскелевич

Мегилас Эстер («Свиток Эсфири»), который мы читаем в праздник Пурим, имеет довольно заГадочное отличие от других книг Священного Писания. Во всей истории чудесного спасения еврейства от чудовищного геноцида ни разу не упоминается имя Б-га. События происходят как будто «сами по себе», без какого-либо явного вмешательства «сверхъестественной» силы.

Этому «странному» отсутствию упоминания имени Б-га в книге Эсфири простое объяснение дал рабби Авраам Ибн-Эзра. Хотя он был мистик и кабалист, но в комментариях к Торе и Священному Писанию всегда давал наиболее рациональное толкование. В предисловии к комментарию к Книге Эсфири Ибн-Эзра говорит, что этот свиток написан придворным иудеем Мордехаем, одним из великих учителей нашего народа, и копии этого послания были разосланы по всей империи Ахашвероша. Мордехай понимал, что Книга Эсфири будет переведена на персидский язык и войдет в царскую летопись. Персы были идолопоклонниками, и, как опасался Мордехай — они безусловно заменят в переводе имя Всемогущего Б-га именами своих языческих богов. «Поэтому, — говорит Ибн-Эзра словами Притчей Соломоновых (25:2), — Слава Всемогущего — облекать тайною дело».

Это простое, рациональное объяснение Ибн-Эзры хорошо гармонирует и с самой сущностью Книги Эсфири, на которую намекает имя Эстер, что по-древнееврейски означает «тайна». По меткому выражению талмудического мидраша, события в Книге Эсфири намеком содержатся в Торе, во Второзаконии (31:18) в стихе: «Я скрою Лик Свой в тот день». Величайшее чудо пуримского спасения было облечено в естественный порядок вещей, в законы природы.

А «законы природы, — учил основоположник хасидизма рабби Исроэл Баал-Шем-Тов, — это также чудо, свидетельствующее о Создателе. Это — величайшее из чудес. Но из-за того, что это чудо постоянно повторяется, мы к нему привыкли и принимаем его как нечто само собой разумеющееся». «Б-жественный Лик» как бы скрыт. История Пурима напоминает нам, что все, происходящее в мире, — следствие Б-жественного Провидения, а не действие случая.

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru