КНИГА НА ВСЕ ВРЕМЕНА

 

В России все больше еврейских домов, где на полках есть Тора – на иврите, русском, английском, даже на идише. И стоит себе Книга Книг, подчас ее годами никто не тревожит. Но ведь Тора – книга, где есть всё, ее бы изучать постоянно, а не только в субботу. Но – увы!

 

Различия между еврейским домом и любым иным должны быть заметны. В еврейском доме своя аура, и когда ты туда вошел, это должно ощущаться с порога. Это связано со многим, что должно быть в еврейском доме. В первую очередь, нужно, чтобы под нашим кровом люди чувствовали себя как дома, уютно. Нуждающийся человек должен знать: двери в наш дом открыты. В каждом еврейском доме следует иметь копилку, и день за днем класть в нее хотя бы пару рублей, приучая к тому же детей. Ведь мы живем в мире, когда нет прямой связи между богатыми и бедными, а копилка дает нам возможность делать бедным подарки...

Очень важно, чтобы в еврейском доме непременно были книги. Если их нет – это плохой знак: жизнь здесь – лишь вокруг кухни да телевизора, и странно ожидать, что там дети обретут верный путь. Помню свои ощущения, когда впервые приехал в СССР и увидел: чуть не в каждом доме обязательно – шкаф, забитый книгами. В некоторых домах книги были истрепаны, со сломанными корешками – очевидно, их часто читали! В других – книги ровненькие, чистые и красивые, но потому-то и ощущалось: им придают мало значения... А наша традиция диктует: книги в доме – не для украшения шкафов! Они должны быть всегда под рукой, ими следует пользоваться ежечасно. Предназначение книги – исключительно в том, чтобы ее читали.

В Торе одна из первейших заповедей определяет связь между родителями и детьми: «И повторяй это, когда встаешь поутру, и говори детям своим, когда находишься дома, и когда ты в дороге...» Так в Торе заповедано: всё в Книге Книг надо неоднократно повторять. Прочесть и произнести что-либо лишь один раз – не даст должного результата. Единственный путь для обучения и наставления детей – повторение. Мудрецы говорят: кто учит, не повторяя, подобен тому, кто сеет, не вспахивая.

Тора – самая важная, бесценная книга, и нет иной, которую бы перевели на столько языков и столько перепечатывали. Тора – урок на всю жизнь. Неисчислимое множество книг написано, прочитано, но они уже потеряли смысл, ибо изменялась жизнь, изменялся мир. Лишь Тора – книга на все времена, ее уроки, заповеди и изречения действительны и по сей день, и так будет впредь – во веки веков. Само слово «Тора» – от «хораа»: «урок, показывающий правильный путь»...

– Что ты учил? – спросил Ребе одного человека.

Тот ответил:

– Трактат из Талмуда, первую книгу, главу...

Тут Ребе перебил его и снова спросил:

– Что ты учил?

И тот опять твердит про то же, дескать – такой-то трактат, глава...

Ребе вновь перебил отвечающего и объяснил свой вопрос. А именно: «Чему тебя научила Тора? Как Тора изменила твой жизненный путь?»

...Прочтя Тору только один раз, мало чему научишься, и вряд ли удастся тебе встать на путь истины. Уроки Торы нужно повторять, и это должно стать частью жизни. Настоящая учеба – когда человек меняет подход к жизни, взгляд на суть вещей: то, что он учит, способно изменить к лучшему его качества, развить интеллект, утвердиться в верных мнениях. Тора – не та книга, что может годами лежать в шкафу. Для нас Тора – книга путеводная, изменяющая нас и нашу жизнь.

Нередко люди выдают изречения из Талмуда и других книг за собственные. Но мы видим: это сказано задолго до них. Тора должна присутствовать в каждом: если по-настоящему правильно учить Тору, то она становится частью изучающего ее, частью его жизни. Он же, в свою очередь, становится восприемником Торы, ощущает ее воздействие на собственную личность. Когда человек повторяет слова, написанные в Торе, как свои собственные, – значит, они стали его сущностью. Мы изучаем Тору не для получения дополнительной информации, а чтобы найти правильный путь в жизни.

Кто может утверждать: в Торе я всё учил, знаю ее всю и могу ответить на любой вопрос? Еврейская традиция говорит – нет такого человека! Любому из нас не хватит того, что он учит: он волен «найти свою долю» в Торе. Мы должны каждый день молиться, просить Б-га дать нам возможность добавить в Тору, внести в нее новое! Чтобы мы могли не только объяснить, а что-то привнести в понимание Торы. Несмотря на то что Тора – книга, данная Б-гом, Он также дал нам возможность добавить наш собственный комментарий и трактование любого места Торы. И если это не отрицает основы еврейской традиции, то все сказанное новое о содержании Торы явится частью ее.

Талмуд изрекает: стесняющийся задавать вопросы никогда не станет ученым. Нужно быть готовым аргументировано ставить под сомнение все, что написано. И если что-то недопонимаешь, возможно, это – твоя вина, и ты должен задать вопросы. Они – часть учебы, неотделимая от познания Торы. Бывают и преподаватели, и даже родители, не позволяющие детям задавать вопросы. Это самая большая ошибка! Дети должны знать, что могут задать любой вопрос на любую тему. Если у отца ответа нет, он должен прямо сказать об этом сыну, и это только прибавит ему уважения: отец учит, старается, но есть вещи, которых он пока не знает. Следовательно – надо больше учиться, познавать Тору. И, может быть, наступит день, когда сын глубже изучит Тору, поймет прежде непонятое и тогда объяснит своему отцу...

 

Главный раввин России Берл Лазар