Продолжаем публикацию неизвестных материалов по истории советского еврейства, начатую в апрельском и майском номерах «Лехаима». Предлагаемые вниманию читателей письма представляют собой отклики на первую, или по меньшей мере одну из первых в советской центральной печати хрущевского десятилетия пропагандистскую кампанию по еврейскому вопросу.

 

ЗАБЫТЫЙ 1957-й

 

РАССКАЗЫВАЮТ ПИСЬМА

После смерти Сталина и реабилитации врачей в апреле 1953 года казалось, что старо-новое руководство как будто забыло о евреях. Еврейская тема, получившая в последние годы сталинизма столь зловещий характер, на какое-то время ушла со страниц советской печати. Но антисемитизм, ставший государственной политикой правящего режима после Великой Отечественной войны, ни на ХХ съезде КПСС, ни после него осужден не был.

Впрочем, еврейская тема  исчезла из прессы ненадолго. Такие ведущие газеты, как ориентирующаяся на читателя из молодежной и студенческой среды «Комсомольская правда» – орган ЦК ВЛКСМ;  рассчитанная на интеллектуальные круги «Литературная газета» – печатный орган Союза писателей, и массовая газета «Труд» – центральный орган профсоюзов, – в октябре 1957 года опубликовали статьи об эмиграции советских евреев в Израиль. Речь в них шла о сионистских «брехунах», заманивающих доверчивых советских евреев в Израиль, о трагедии тех, кто «поменял свою истинную родину на “рай” земли обетованной», и что на самом деле представляет собой израильская действительность.

Этот откровенно пропагандистский залп 1957 года фактически впервые открыто касался вопроса об эмиграции советских евреев в Израиль. И делал их объектом всеобщего внимания и жестокой критики. С этого времени и вплоть до начала перестройки – второй половины 1980-х – репатриация, эмиграция евреев и их тяжелое положение в новых странах проживания – излюбленная тема антисионистской пропаганды в Советском Союзе.

Подобные публикации, конечно, вряд ли могли быть случайностью. К середине 1950-х советская внешняя политика на Ближнем Востоке окончательно и бесповоротно стала проарабской. С подачи новых друзей СССР Израиль мог выглядеть не иначе как «агент американского империализма и оплот международного сионизма». В то же время в Советском Союзе налицо была некоторая либерализация режима, и потому возникли некие надежды на возможность развития еврейской национальной культуры: образование на родном языке, издание книг еврейских писателей и даже право открыто исповедовать иудаизм.

Однако большинству этих надежд не суждено было сбыться в те годы. Хотя на первых порах хрущевская «оттепель» все же дала плоды в области религиозной жизни. Так, например, при Хоральной синагоге в Москве было открыто религиозное учебное заведение – ешива «Кол Яаков», и тогда же был издан молитвенник, а также еврейский религиозный календарь. Но в том же году началась новая кампания борьбы с иудаизмом, подготовка к закрытию десятков синагог по всей стране. И все же, несмотря на начавшееся под мощным зарубежным давлением обсуждение в правящих сферах вопроса о судьбах репрессированной советской еврейской культуры после ее тотального запрета в конце 1940-х, официального раскаяния властей в содеянном общество так и не дождалось. Да и большинство евреев разуверились в том, что основные их национальные институты и право на культурную автономию когда-либо в СССР будут восстановлены «сверху».

Подобным пессимистическим настроениям немало способствовала тогдашняя реальная внутренняя политика  властей, целенаправленно и достаточно жестко проводимая в отношении представителей именно еврейского народа. В частности, в 1955 и 1956 годах в Москве, Киеве, Риге и других городах были арестованы десятки еврейских активистов по стандартному обвинению в «националистической и сионистской деятельности». Впрочем, можно также предположить, что публикация статей «Басни израильских брехунов» и «Трагедия обманутых» стала реакцией и на участие израильской делегации в Международном фестивале молодежи и студентов летом 1957 года. Действительно, тогда впервые после встреч Голды Меир с московскими евреями осенью 1948 года советские евреи смогли встретиться с израильской делегацией. К тому же 1957 год – это пора продолжающегося выезда в Израиль (через Польшу)  польских евреев, оказавшихся в годы войны в Советском Союзе.

Сводки публикуемых нами писем неоспоримо свидетельствуют о растущем в СССР еврейском национальном самосознании, равно как и о неизжитых антисемитских настроениях населения страны. Письма напоминают и о том, что даже под грифом «сов. секретно» редакторы газет не решались процитировать ни единой строчки ни из одного полученного их изданиями откровенно «антисоветского» письма.

На международном фестивале молодежи и студентов приветствуют израильскую делегацию. Москва, июль 1957 года.Из других публикуемых архивных документов можно понять, как готовились к печати статьи, в которых использовались тщательно скомпонованные цитаты из сообщений о тяжелой доле иммигрантов. Очевидно, практически все письма, направлявшиеся по частным адресам в Советский Союз, перлюстрировались цензурой. Письма переводились на русский, ибо были написаны на разных языках – идише, венгерском, румынском. А письма, которые представляли интерес для властей, фотокопировались.

С адресатами писем, содержавших информацию о тяжелом положении их авторов в Израиле и о желании последних вернуться в страну исхода, встречались сотрудники Комитета государственной безопасности, представляясь активистами «Советского общества дружбы с зарубежными странами». И они, «дабы предостеречь от возможного рокового шага других евреев», как правило, без труда получали согласие родственников репатриантов на публикацию отрывков из мрачных писем, обычно и вовсе без указания имен и фамилий...

Публикуемые документы печатаются впервые. Они хранятся в РГАHИ – Российском государственном архиве новейшей истории.

 

Секретно

Экз. №

 

ЦК КПСС

После того как 15 октября с.г. «Комсомольская правда» опубликовала статью Б. Гурнова «Басни израильских брехунов и их жертвы», редакция получила около пятидесяти писем с откликами на эту статью.

Авторы этих писем выражают свое возмущение поступком людей, бросивших родину и эмигрировавших в Израиль.

«...Всему миру известно, что Израиль – империалистическая страна, а все империалистические страны из кожи лезут вон, расхваливая свой образ жизни и «райское житье». – Пишет в своем письме рабочий Московского электролампового завода Евгений Иванов. – «Было время, когда из России эмигрировали за границу от нужды и гонений царского правительства. То было действительно тяжелое время, люди искали выхода, и те, наверное, не раз пожалели, что покинули родину. Теперь наша Родина всем, кто хочет честно трудиться, предоставляет неограниченные возможности выполнить свой гражданский и патриотический долг. Все, кто любит честно трудиться и жить, не поедут из России, только любители легкой, красивой жизни мечутся по странам, а потом пишут слезные письма, что их обманули и не так приняли. Пусть и пеняют на себя и живут в этом «раю», не засоряя своим присутствием нашу Великую Родину.

Не думайте, что я антисемит, нет. Я знаю много евреев, которые честно трудятся во всех отраслях народного хозяйства, а о тех, кто эмигрировал в Израиль, и писать не надо. Кроме гнева и возмущения такие статьи ничего не вызывают».

Большинство писем заканчиваются вопросом: когда и каким образом советские граждане эмигрировали в Израиль?

Некоторые письма свидетельствуют о том, что не все читатели правильно поняли статью о еврейских беженцах, подойдя к ней с диаметрально противоположных позиций. Одни из них приписывают автору статьи антисемитизм, которым, как им показалось, проникнута статья. Другие же, наоборот, критикуют его за то, что он, якобы, жалеет и берет под защиту изменников Родины, бежавших из Советского Союза.  

«...Это очень поучительная статья, – пишет военнослужащий Я. Зандман, – близкая мыслям и чувствам всей еврейской молодежи нашей страны. Но, прочитав статью Б. Гурнова, не все ее правильно поняли. Нашлись люди, которые прямо заявили, что евреи “предательская” нация?! Более того, эти люди, аргументируя свое утверждение, в доказательство приводят то, “что Гитлер (!) с особым рвением уничтожал евреев. К нашему стыду и ужасу, это воины Советской Армии, мои товарищи по оружию, многие из которых комсомольцы. Вместе с тем, эти товарищи - патриоты своей Родины”».

«Прочитав статью Б. Гурнова, я не испытал ни грамма жалости и сострадания к тем “несчастным”, о которых столь слезно пишет уважаемый автор...  ...Нет, не изобличать сионистских брехунов хотел в своей статье политически близорукий автор, а обелить и выгородить двуличных, нечестных, враждебных нам по духу людишек», – пишет читатель Р. Земляной из Киева.

Кроме того, было несколько писем еврейских граждан, проживающих в Советском Союзе, которые писали о том, что в связи с тяжелым материальным положением у них возникала мысль о поездке в Израиль, но прочитав вышеуказанную статью, они решили не делать этого.

Среди указанных писем редакцией получено так же одно откровенно антисоветское письмо.             

ЗАМ. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА (Б. Иванов)

Отп. 2 экз.

Экз. № 1 – адресату

Экз. № 2 – в дело

кл

Исп.

 

 

ЦК КПСС,

Отдел пропаганды и агитации

по союзным республикам

тов. Константинову Ф.В.

 

Направляю для сведения обзор писем читателей, полученных редакцией «Литературной газеты» в связи со статьей Л. Шейнина «Трагедия обманутых».

Заместитель главного редактора

«Литературной газеты»

(В. Косолапов)

«4» декабря 1957 г.

 

ОБЗОР ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПИСЕМ НА СТАТЬЮ Л. ШЕЙНИНА, ПОСТУПИВШИХ В «ЛИТЕРАТУРНУЮ ГАЗЕТУ»

После опубликования «Литературной газетой» 29-го октября статьи Л. Шейнина «Трагедия обманутых», в которой рассказывалось о тяжелой судьбе евреев, иммигрировавших в Израиль, редакция получила свыше двадцати читательских писем.

По своему отношению к поднимаемым в статье вопросам эти письма можно поделить примерно на следующие четыре группы:

1. Читатели Шадзунский (Курск, Пастуховская, 26, кв. 12), Любарский (Ленинград, центр Антоненко, 4, кв. 5), Лозинский (Москва, 1-й Дмитровский, 4, кв. 86) и Каплун (Челябинская обл. г. Куса, Школьная, 3/3) считают статью «нужной», «правдивой» и «своевременной».

 «Большое спасибо за статью “Трагедия обманутых”, – пишет О.Ш. Любарский, – ваша статья появилась тогда, когда она нужна как воздух. Сионисты всегда обманывали и сулили золотые горы еще тогда, когда они имели мандат на политику. Еврейская молодежь, трудящиеся и интеллигенция, воспитывавшиеся в марксистско-ленинском духе, всегда разоблачали перед еврейской массой гнусность и фальшь сионистских посулов. Сейчас, когда бенгурионы и им подобные определяют политику в Израиле, они не отстают от своих англо-американских хозяев. Сионисты клевещут на Советский Союз и своей фальшивой шовинистической пропагандой отравляют атмосферу. Наша пресса мало уделяет внимания на эту специфическую пропаганду. Отсутствие у нас газет на еврейском языке облегчает шовинистическим элементам из государства Израиль распространять всякие небылицы и отпор от трудящихся и  интеллигенции Советского Союза не получают. Ваша статья подтвердила многим тяжелую действительность трудящихся в Израиле. Необходимо, чтобы читающие и пишущие в Советском Союзе на еврейском языке (а таких много) могли на страницах газеты на своем родном языке ответить этим гнусным шарлатанам-сионистам всех оттенков. Этим мы поможем, чтобы не повторились подобные трагедии». 

2. Шесть читателей считают, что редакция и автор статьи «Трагедия обманутых» поступили неправильно, выступив в защиту евреев, переселившихся из Советского Союза в Израиль.

«Л. Шейнин пытается вызвать чувства сожаления, сострадания к евреям, уехавшим в Израиль... – пишет И. Морозов. – К кому же автор пытается вызвать эти чувства? На мой взгляд это обыкновенные изменники, предатели Родины (даже, если они получили официальное разрешение на выезд). Причем изменники и предатели наиболее отвратительного сорта. Вставшие на этот путь не вынуждено, а по собственной воле. В чем же трагедия этих людей? Видите ли, обещали златые горы, а на деле их не оказалось. А значит, если бы обещанные горы оказались, тогда с полным основанием можно наплевать на Родину. Весь сыр-бор горит именно из-за того, что надежды оказались обманутыми. Нельзя, видимо, паразитировать как, скажем, это возможно в Советском Союзе».

В. Яшков спрашивает: «Если пропагандировать возвращение в Москву, Львов, Ташкент тех, кто бежал от труда для общества, на благо тружеников и устраивает только личное хозяйство, то неясно кто же будет строить коммунизм?»

«Наше государство не проходной двор, – указывает В. Малолетнева, – и граждане не временные жильцы, готовые в любую минуту покинуть его стены, если с них стала осыпаться штукатурка. Эти люди не имеют ни совести, ни чести, ни самолюбия».

«Если мусор вымели или ветром его унесло – такая ему и дорога», – заключает Н. Ганин.

В ряде писем этой группы чувствуется резкая антисемитская направленность.

Среди авторов писем:

И. Морозов – Москва, Лиственная аллея, 12, корп. 1, кв. 71

В. Яшков – Москва, Е-116, Авиамоторная, 4 , корп. 4, кв. 264

В. Малолетнева – Пермь, Луневского, 14-1

Н. Ганин – Мытищи, Рупасовское шоссе, 12, кв. 29

Два письма анонимных.

3. Читатели третьей группы писем считают опубликованную в «Литературной газете» статью правильной в той части, где говорится о вреде сионизма и о тяжелом положении трудящихся в Израиле. Одновременно в этих письмах поднимается вопрос о якобы неравноправном положении евреев в СССР. Приводим пространную выдержку из письма И. Берман. Утверждения И. Берман повторяются и другими авторами этой группы писем:

«Безусловно верна оценка, данная Шейниным сионизму и сионистам... Между тем, невольно возникает другой вопрос: Почему в Советском Союзе оказалась возможной миграция евреев в государство Израиль? Пусть количественно эта миграция не велика, ничтожна. Но уж сам факт ее существования, возможность ее возникновения наводит на весьма печальные размышления...

Будем откровенны: ...Вот уже десяток лет, как все еврейские культурные институты разгромлены, запрещены и исчезли с лица советской земли. Еврейская книга в Советском Союзе такая же библиографическая редкость, как санскритская рукопись. Еврейская культурная жизнь – безмолвное кладбище, где не рождается ни одного звука жизни... Самое страшное здесь то, что советская общественность широкая, чуткая советская общественность не реагировала и сейчас не реагирует на это позорное дело... Простой еврейский человек начал чувствовать себя в своей родной стране не полноценным, а второстепенным, третьестепенным человеком... Ибо, как можно было иначе понять, расценить факт запрещения литературы народа, как не знак того, что этот народ лишился доверия государства, партии и поэтому не может больше рассчитывать на пользование тем элементарным, без чего немыслима жизнь самого захудалого народа, то чем еврейский народ пользовался даже в самые мрачные, худшие времена царизма.

На местах проявляется определенная тенденция – по возможности, без шума стараться избавиться от лишних евреев. Есть целый ряд учреждений, вузов, куда доступ евреям весьма затруднен. Возможно, что тут больше местного творчества, чем указаний свыше, но от этого ведь факты не перестают быть фактами, больно уж они упрямы.

...Страшно подумать, с чем приходит еврейский народ к сорокалетию Октября. Национально приниженный, культурно ограбленный, морально уничтоженный. Я говорю, конечно, не об отдельных евреях, а о еврейском народе в целом, который есть, который живет и хочет жить полной национального достоинства жизнью. Конечно, и еврейские люди вместе со всей страной празднуют сорокалетие Октября. Ибо Октябрьская революция, социализм и советская власть выстраданы еврейским народом, политы и его кровью, его жертвами, его муками и слезами. И поэтому, несмотря на все перипетии судьбы, еврейский народ отдает себе ясный отчет в том, что его родиной может быть только Страна Социализма, страна будущего и прогресса. И верит, глубоко верит, что эти невзгоды носят только временный характер и будут обязательно изжиты.

Знаю, мне скажут: это результат культа личности. Верно. Но ведь времени с его разоблачения прошло уже немало и за это время многое уже переделано, исправлено, введено в законные нормы советской жизни. Так почему же в отношении еврейского народа все осталось нетронутым, почему этого не коснулись рука, ум и совесть советской общественности?

И тут хочется поставить этот вопрос перед Союзом советских писателей. Не пора ли покончить о этим позорным явлением, не настало ли время восстановить, возродить в Советском Союзе еврейскую литературу? Я знаю, что собирание сил еврейской литературы – дело весьма нелегкое... Мне кажется, что почин в этом деле, инициативу должен проявить Союз Писателей...»

А. Гельман, проживший по собственным словам 10 лет в Палестине, сражавшийся с фашизмом в Испании, сидевший в концлагерях Франции и Северной Африки, обращается к Л. Шейнину с просьбой помочь ему разобраться в некоторых вопросах. В ответ на замечание Шейнина о том, что Израиль ныне является капиталистическим и агрессивным государством Гельман приводит следующую цитату из выступления т. Громыко в ООН при обсуждении политического вопроса в 1947: «Тот факт, что ни одно государство не сумело защитить своих еврейских граждан от поголовного истребления – дает право еврейскому народу иметь свое независимое государство, и Советский Союз сочувствует чаянию еврейского народа в этом вопросе». Упомянув затем о «самоотверженном героизме, с которым Израиль отстоял свою независимость» в борьбе о арабским легионом, А. Гельман восклицает: «Да! Сегодня Израиль является капиталистическим, но ведь это внутреннее дело Израиля, как является внутренним делом арабских стран быть монархическими!» Что касается внешней политики Израиля, то Гельман ссылается на П. Ненни, который высказал якобы мнение, что главное напряжение на Ближнем Востоке вызывается непризнанием со стороны арабских стран прочных и неприкосновенных границ

Израиля.

В этом и других письмах утверждается, что в Советском Союзе существует антисемитизм, евреи, мол, лишены своей литературы, театра, газет и школ. Г. Гнесин задает вопрос: «Как должен себя чувствовать интеллигентный человек, который не являясь космополитом, по аналогии с великороссом (по признанию Ленина), хочет иметь и свою национальную гордость, свою литературу, историю, поэзию, а у него отняли книги, театр, библиотеки и печатное слово?..

Как должен себя чувствовать человек, который, прочтя ст. 127 Конституции РСФСР, возомнил, что еврей не хуже русского, татарина или марийца, и что он имеет право научить своего ребенка родному языку, но который почти тридцать лет не может, и в дальнейшем не сможет достать азбуки, так как только на днях министр просвещения Афанасенко ответил, что еврейскую азбуку он издавать не намерен?»

«Надо прямо сказать, – пишет автор анонимного письма, – пятая графа в анкете продолжает маячить, как путеводный маяк, в национальном вопросе и то только для лиц еврейского происхождения».

В числе лиц, для которых характерны приведенные выше высказывания:

И. Берман – Ленинград, Толмачева, 7/5, кв. 7

А. Романовский – Ленинград, Сталинградский проспект, 120, кв. 3

А. Гельман – Сталиногорск, Тульская обл., Садовая, 10, кв. 5

П. Гарин – Свердловск, 9, Комсомольская, 67-а, кв. 7

Г. Гнесин – Москва, Софийская набережная, 22, кв. 5

Одно письмо анонимное.

4. Авторы последней группы писем (вое пять анонимные) являются откровенными еврейскими националистами. Наиболее показательны следующие высказывания: «В Советском Союзе все евреи бесправны», «Нассер – второй Гитлер, Синайский полуостров это земля Израиля», «Я все бросил бы и поехал бы в Израиль и не только я, но вся еврейская молодежь уехала бы, но не выпускает наше правительство», «Евреи всего мира и Советского Союза молятся на государство Израиля. Шейнин – подлец, продажная душа, предатель. Он не мог не знать, как встречали делегацию Израиля московские евреи. Он бы лучше написал, почему у нас нет еврейских газет, школ, театра. Куда девались Бергельсон, Фефер, Маркиш и другие?..»

Читательские отклики на статью Л. Шейнина «Трагедия обманутых» продолжают поступать в редакцию.

 

 

17 декабря 1957 года г. Москва

ЦК КПСС

тов. СТРОГАНОВУ А.Е.

 

По Вашей просьбе направляем Вам копию письма Н.З. Фридмана, присланного как отклик на статью А. Димина «Пропагандистские сирены и израильская действительность», опубликованную в «Труде» 20 октября с.г.

Кроме этого письма, было получено еще два письма, в которых речь шла о допущенной в статье опечатке в еврейском имени Шлемы.

Редактор «Труда» по иностранному отделу

Л.Бакашова

 

Уважаемый редактор газеты «Труд»

Я прощу поместить мою статью в Вашу газету. Дело в следующем: в газете «Труд» от 20 октября с.г. мною была прочитана статья тов. Димина под заглавием «Пропагандистские сирены и израильская действительность». Читая эту статью меня поразило то, что гр-н Фиртмежель с женой Ривкой Шлемовной прожили уже не один десяток лет и хорошо помнят царский режим и следовательно помнят все прелести царского гнета и бесправия евреев при царском правительстве и погромы, устраиваемые черной сотней, подстрекаемые царским самодержавием и живя теперь при советской власти можно кажется сравнить эти два периода жизни. Все это делалось для того, чтобы отвлечь трудящихся от настоящих виновников тяжелой жизни евреев трудящихся. Потому что во главе руководства стоял капитал, который преследовал только одну цель – обеспечить свои прибыли и ему меньше всего было дело до трудящихся. Ведь в государстве Израиль во власти те же самые капиталисты, что и в России, т.е. манера у них одна – побольше себе в карман положить, а для этого нужно эксплуатировать больше трудовой народ. Ведь власть у них не народная, т.е. такая, которая бы беспокоилась бы за трудящихся, какая имеется в Советской России, ведь здесь в основу всей жизни положено улучшить быт и жизнь трудового народа, все что строится, что делается, все это для того, чтобы легче и лучше была бы жизнь. Но ведь там же этого нет и следовательно должно быть понятно, что за рабочий класс меньше всего будет беспокоиться любой купец или капиталист, ему нужно побольше прибыли любыми путями. Потому там все построено на деньги, на выжимании соков ради денег.

Разве они создадут бесплатное учение, лечение в больницах, как это сделано у нас здесь, в Советском Союзе.

Вот у меня трое детей – старший сын кончил средн. техническую школу, работает по специальности, материально хорошо обеспечен, дочь старшая получила 10-летнее образование, работает сейчас, готовится в высшее учебное заведение, младшая дочь в муз. училище.

Таким образом, каждый ребенок у меня выбрал специальность, которая ему нравится. А вот если бы я жил в государстве Израиль сколько мне нужно было бы денег, чтобы их так вывести на дорогу. Да я думаю, что не пришлось бы мне с детьми и гадать об этом, ибо там бы они впряглись, как животные и тянули бы лямку. А я и жена, нам уже по 50 лет и мы работаем, а дальше нам помощь детская не нужна, мы обеспечиваемся на старости пенсией государством. Это потому, что власть у нас народная и что я не один беспокоюсь за свою жизнь и за жизнь детей, а государство нам обеспечивает не только завтрашний день, а даже и старость так здесь построены. И правильно пишет автор этой статьи «Семь раз отмерь и один раз отрежь». Молодняку это простительно, ибо они не знают прошлой жизни и им нечем сравнить, но нам, пожилого возраста и таким, как Фирштейфельдам и др. гр-нам, которые думают попасть на удочку этой пропаганде, непростительно. Я пишу это потому, что еще не один будет попадаться на эту пропаганду, я сам по национальности еврей, но знаю, что раз там система волчья, т.е. капиталистическая, то обо мне никакой заботы не будет, ибо какое ему дело до меня и моей семьи.

Я призываю всех евреев не попадаться на удочку этой израильской пропаганде. Надо сказать прямо, что нам евреям здесь не плохо.

В старое царское время богатые, т.е. капиталисты евреи в России тоже хорошо жили, они и тогда ничего плохого не переживали, они и погромов не знали, плохой жизни и такие там в госуд. Израиль капиталы делают, все что им надо.

Поэтому туда трудящимся ехать жить там понятно, что будет плохо, как об этом раньше не думали те, которые вздумали ехать.

Все что мною здесь написано все проверено жизнью и сомнений в этом не может быть никаких. И это вполне нормально, что там в советском посольстве очереди в получении обратного выезда из-за тяжелых условий жизни.

Фридман.

 

Тов. редактор может быть я не все написал, но мне кажется основную мысль свою я высказал и прошу напечатать мою статью. Может быть подумают некоторые евреи и одумаются ехать за «небесной манной», которая потом стоит много здоровья и крови и лишения.

Мой адрес: Клинцы, Брянской обл.

Богунская, 7, кв. 5

Фридман Н.З.

Убедительно прошу поместить.

 

 

СССР     Совершенно секретно

Комитет

Государственной безопасности

при Совете Министров СССР

4-е Управление

4 октября 1957 г.

№ 4/С-1671

г. Москва

29012

ЦК КПСС

Товарищу Старцеву А.А.

 

Согласно договоренности с Вами, представляем дополнительно 5 писем советских граждан, выехавших на постоянное жительство в Израиль и имеющих намерение из-за тяжелых условий жизни возвратиться в Советский Союз.

 

НАЧАЛЬНИК 4 УПРАВЛЕНИЯ КОМИТЕТА

ГОСБЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

(ПИТОВРАНОВ)

 

Справка

Названные письма использованы в статьях «Литерат[урной] газеты», «Комс[омольской] правды» и «Труда» в октябре с.г.

 

14.XII. 57               Подпись

 

 

 

Вступительная статья и публикация

кандидата исторических наук Александра Локшина