Они спасли славян

Обращаюсь к родным и близким еврейской семьи Красницких Александра Ионовича и Клары Борисовны с просьбой сообщить мне о судьбе этих людей и прислать их фотографии.

Еще в 70-х годах они жили в Москве на ул. Зорге, д. 135, корп. 6, кв. 17, телефоны:

195-93-67 и 370-36-14.

Дело в том, что эта неординарная семья оказалась, наверное, в числе первых в СССР «Праведников народов мира». Эти москвичи, рискуя жизнью, спасли от неминуемой смерти вырвавшегося в 1937 году из кровавых лап НКВД моего односельчанина Михаила Ивановича Кудренко. Спасли славянина эти евреи еще задолго до второй мировой войны, потому и утверждаю: Красницкие безусловно – истинные Праведники мира, хотя таким званием удостаивают обычно людей, спасавших евреев во время той войны...

Наша многодетная крестьянская семья также праведна перед евреями. В одной из своих книг, романе «А жизнь одна», я отразил подлинные обстоятельства спасения славянами ни в чем неповинных евреев, попавших в безвыходное положение. Поэтому и считаю долгом рассказать о спасении православного евреями. Такой поступок разве не убеждает, что милосердие не имеет национальности?

 

Г. Зинченко,

Чернигов

 

 

 

Правда – лучше лжи

В конце февраля этого года в Киеве состоялся расширенный пленум Еврейского совета Украины. Особенно много внимания уделили борьбе с поднимающими головы неофашизмом и антисемитизмом.

И вот, прочитав статью Аарона (Аркадия) Шмиста «Чом Україnа, чому Iзраїль», опубликованную в декабре минувшего года в газете «Шабат Шалом», я долго не мог успокоиться.

Во имя полезной цели – показать, что в украинско-еврейских отношениях с древнейших времен до наших дней все было только хорошо, автор допускает необъективность, антинаучный подход к проблеме. А ведь мы с ним были участниками экскурсии в нацистские лагеря смерти – Освенцим, Майданек, Треблинку, оба работали на I и II Международных научных конференциях «Проблемы Холокоста в Украине». Как же можно умалчивать обо всеъх известных мрачных и позорных событиях в истории этих отношений?!

О них ярко и аргументированно написал в августе 2002 года в вестнике «Ткума» главный ученый секретарь Академии истории и культуры евреев Украины им. Ш. Дубнова Александр Найман в своей статье «Социально-психологические предпосылки антиеврейской коллаборации». Найман пишет, что во многих публикациях «фактически предана забвению память жертв хмельнитчины, гайдаматчины и трех волн погромов в Украине». Если первая волна погромов 1880-х годов охватила свыше 150 городов, вторая в 1905 – 1907 годы – 640 городов и местечек, то третья волна в 1917 – 1920 годы прокатилась по 584 населенным пунктам двумя тысячами погромов. Только при последнем в нашем Екатеринославе погромщики оставили около 500 убитых, изнасиловали более 100 женщин. Погромы отличались чрезвычайной жестокостью: выколотые глаза, сожжение живых, массовые изнасилования, зверские убийства и лозунги «Бей жидов, спасай Россию (Украину)».

С детства знавшие о погромах 1880-х годов, видевшие погромы 1905 – 1907 годов и прямо или косвенно участвовавшие в погромах гражданской войны, многие были морально готовы к антиеврейским актам фашистов. Они-то и стали активными соучастниками нацистских зверств. Так, в концлагере Треблинка (Польша) на 24 эсэсовца приходилось свыше 100 украинцев, служивших «верой и правдой» фашистам. А местные полицаи в украинских городах и селах активно выявляли и карали подпольщиков, евреев и коммунистов. Полицаев было, по некоторым данным, четверть миллиона. На их совести и белорусская Хатынь. В документах Стокгольмской конференции четко сказано: основными пособниками нацистов в геноциде евреев были прибалты, поляки и украинцы.

В Литве летом 2001 года мне довелось увидеть на фасадах зданий национальные флаги с черной лентой. Оказалось, отмечался день покаяния литовского народа за участие многих его сынов в массовых расстрелах евреев. Почему, спросил я себя, такого нет в нашей Украине? ...Наверное, многие соучастники нацистских зверств постарались (и сумели) избежать ответственности.

Обо всем этом умолчал А. Шмист, а ведь умолчание – это та же ложь и зло, порождающие новое зло. Не так ли?

И в результате: черносотенно-нацистские идеи и настроения, как это отмечали участники нашей II Международной конференции, перекочевывают в третье тысячелетие. Сегодня мы в Украине имеем, к сожалению, солидный список антиеврейских акций: от поджога квартиры поэта Абрама Кацнельсона в Киеве в 1993 году – до погрома Центральной синагоги Бродского, разрушения еврейских памятников на кладбищах. И выступления погромного характера в львовской газетенке «Идеалист» и «солидном научном» киевском журнале «Персонал».

А что сделано для пресечения подобных преступлений против человечности, против принципов, провозглашенных в Конституции Украины? Как сообщили в печати, возбуждено уголовное дело, а в минувшем мае вынесен, наконец, приговор организатору погрома синагоги Бродского...

Конечно, в Украине нынче многое делается для возрождения и развития культуры, религии и традиций малых народов, в том числе и еврейского, изданы отличные законы о нацменьшинствах. Президент Кучма присутствовал при открытии днепропет-ровской синагоги «Золотая роза», ее посетил председатель Верховной рады Литвин, были они и на открытии мемориалов «Бабий Яр» в Киеве и «Дробицкий Яр» в Харькове. В дни еврейских праздников, как и в дни скорби, посвященные массовому расстрелу евреев в Ботаническом саду, всегда присутствуют руководители нашего столичного города и обладминистрации.

А еврейская община Киева оказывает постоянную материальную помощь сотням вдов нееврейкам: они на учете в благотворительном фонде «Хесед Менахем». Еврейские благотворительные организации и спонсоры оказывают помощь медоборудованием, лекарствами многим больницам города. Наш строящийся поликлинический комплекс будет обслуживать всех жителей областного центра независимо от их национальности. Эти и другие акции способствуют укреплению дружбы и взаимопонимания между всеми гражданами Украины. И наша организация евреев-инвалидов и ветеранов боевых действий, насчитывающая более 100 неевреев, в основном вдов, – коллективный член городского Совета ветеранов войны и труда.

Понятно, что возвеличивание истории, традиций и религии одного народа и умалчивание о том же применительно к другим народам – это унижение. Чем отличается лозунг «Украина для украинцев!» от «Германия для немцев!»? Хорошо ли, когда говорят вместо «граждане Украины», как записано в Конституции страны, – «украинцы»? Ведь каждому понятно: это – не одно и то же!

И в заключение. Надо бы г-ну А. Шмисту в своей статье объективно и недвусмысленно написать, что в многовековой истории украинско-еврейских межнациональных отношений всякое было, в том числе и периоды вспышек дикого антисемитизма. Болезнь эта – многовекового характера, причем, как на государственном, так и на бытовом уровне.

Не случайно лозунг «Никогда больше!», высеченный на памятнике в лагере уничтожения Треблинка, воплощен в рекомендациях Стокгольмской конференции. В частности – о необходимости преподавания уроков Холокоста в школах и вузах в рамках курса истории... Ответственность за свою страну, за свой народ лежит не только на руководителях, но и на всех ее гражданах, желающих, чтобы было меньше преступлений, больше человечности, чтобы действовала Декларация ООН «О правах человека».

 

По поручению Совета евреев-инвалидов

Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий,

инвалид войны, доцент, полковник в отставке

С. Басс,

Днепропетровск