[ << Содержание ] [ Архив ]       ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2003 КИСЛЕВ 5764 – 12(140)

 

 

 

СПОСОБНОСТИ, «ПРОСТЫЕ» И «ОСОБЫЕ»

Среди людей, что приходят со мной пообщаться, слишком многие недовольны жизнью. Спросишь у них порой: «Как дела?» А они в ответ принимаются вздыхать и плакаться: жить тяжело, забот и хлопот выше головы. И прочее в том же роде. Видно, это какое-то общее человеческое свойство – жаловаться. Послушав, я задаю еще один вопрос: «А хотели бы вы поменяться судьбой с таким-то (называю общего знакомого)?» Иногда ответ звучит незамедлительно: «Да ни в коем случае!» Иногда, после размышления: «Знаете, пожалуй, что нет». Выходит, человек хоть и клянет собственное существование, но на месте другого оказаться не согласен: у другого-то и напастей и бед еще поболее будет. А коли так – думать о жизни надо иначе. Еврейская нравственная традиция требует от каждого, чтобы, вспомнив о ближнем, мы прежде всего спросили себя самого: «Чем я могу ему помочь?» Потому что горестям и бедам на земле несть числа.

Особенно важно не забывать об этой традиции, когда речь заходит об инвалидах; уж у этих-то людей положение воистину тяжелое, и оно на виду. В давние времена, в эпоху примитивной медицины, средства возвращения искалеченного человека к жизни среди людей сводились к костылю и деревянной ноге. Больше ничего в руках у эскулапов и не было.  Многие инвалиды вынуждены были сидеть по домам, и вопрос об их участии в жизни общества даже не возникал. Сейчас положение иное. На первый взгляд, в результате развития медицины инвалидам стало легче передвигаться, легче что-то делать, трудиться. Но, как сие ни парадоксально, проблем стало не меньше, а больше.

Я уж не толкую о таких элементарных вещах, как, например, пандусы для езды в инвалидной коляске или приспособления для подъема той же коляски в автобус или трамвай. Не стоит заводить разговор и о системе трудоустройства инвалидов: ведь не только работодатели, но и общество в целом отнюдь не готово сегодня в должной мере обеспечить больным людям равные возможности в трудовой сфере. Однако моральные тяготы, душевная боль – они-то для искалеченного, беспомощного человека, пожалуй, пострашнее материальной и бытовой неустроенности. Сплошь и рядом пережившие тяжелые телесные травмы люди живут с отчетливым ощущением, что физически здоровое большинство инстинктивно отторгает их от себя. И тут нет преувеличения. При этом многие сводят к минимуму контакты с инвалидами вовсе не от душевной черствости. Напротив, тут дело в деликатности – просто люди часто не знают, как себя вести, чтобы, не дай Б-г, не обидеть инвалида. Лучше уж просто держаться от него подальше.

Что же получается? Даже из лучших побуждений мы способны иной раз дать калеке, изувеченному существу повод ощутить свою оторванность от мира, свою неполноценность.

В этой связи вспомнилось мне кое-что, услышанное в уже довольно давние времена. Два человека, два инвалида войны Судного дня, поведали о своей встрече с Любавичским Ребе. Дело происходило лет примерно 30 назад. Осенью 1973 года арабские армии напали на Израиль. Напали в святой для евреев день, в Йом Кипур. В первые же сутки войны израильтяне понесли большие потери, а сотни молодых людей были тяжело ранены. Они навсегда остались калеками – без рук, без ног, ослепшие, глухие... После войны министерство обороны отправило группу инвалидов войны в США, чтобы те встретились с американскими евреями и рассказали о положении в Израиле.

Запланирована была и встреча с Ребе. Утром делегация отправилась в синагогу. Ребе приветствовал каждого гостя, для каждого нашел какие-то особые слова…  Один солдат, сидевший в инвалидном кресле, потом рассказывал: «Поразительной была улыбка, которой он меня приветствовал. Я такой никогда не видел. Улыбка сквозь слезы! Я впервые почувствовал, что человек, говорящий со мной, не просто сочувствует – нет, он разделяет мое горе». Другого солдата потрясло, что Ребе, пожав руку, пристально поглядел ему в глаза и произнес только одно слово: «Спасибо». «Тут я понял, что я не жалкий калека – я сражавшийся воин, я защитил свой народ, и потому достоин не только сострадания, но и благодарности»..

Потом Ребе обратился ко всем присутствующим. «“Инвалидность”, – сказал он, – слово неточное. Его первоначальное значение, чтоб вы знали, – “неспособность”, “несостоятельность”. А человек с телесными повреждениями  вовсе не лишен способностей! Сколько известно случаев, когда люди, обделенные в чем-то одном, добивались выдающихся результатов в другом! У каждого своя миссия в этом мире, и Г-сподь каждого наделяет всем, что тому потребно для выполнения именно этой миссии. Соответственно, физическое увечье компенсируется человеку духовной силой. У вас есть потенциал, которого лишены многие физически здоровые люди, – продолжил Ребе. – Вы не “лица с ограниченными способностями”, как подчас общество именует инвалидов, вы – “люди с особыми способностями”».

Разумеется, слова Ребе имеют отношение не только к инвалидам израильских войн, но и к тем, кто был тяжело ранен, защищая Россию. Да и ко всем другим инвалидам – детства, труда... Это не лишенные способностей! Это «особые» люди! Тот факт, что они продолжают жить, вернулись в общество, к труду, говорит о духовной мощи этих людей. Каждый ли из нас может похвастаться тем же самым?

Главная мудрость Ребе проявилась в том, что он говорил и вел себя с инвалидами так, чтобы они не стеснялись его, не робели из-за своей «инакости». Инвалид должен ощутить, что мы его ценим и уважаем уже хотя бы за то, что он живет, мужественно преодолевая гораздо большие трудности, нежели можно себе представить.

Ну и, разумеется, мы должны, насколько это в наших силах, облегчить инвалиду его беду. Хоть на миг. Кто-то уступит калеке место в троллейбусе, кто-то поможет въехать по крутым ступенькам. Кто-то предложит интересную работу… И каждый окажет моральную поддержку, чтобы этот человек чувствовал себя необходимым и в общине, и в обществе.

Дружба с инвалидом – серьезный урок и для каждого из нас. Урок, радость и испытание. Б-г дал нам возможность выполнить важную мицву – стать полезными другому человеку, помочь ему в очень нелегкой ситуации. И – может быть, самое главное! – дать ему почувствовать, что его болезнь и увечье не отделяют его от окружающих, а, наоборот, делают ближе к людям, среди которых он так непросто живет.

Главный раввин России Берл Лазар

 

 

 

 

<< содержание

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

E-mail:   lechaim@lechaim.ru