[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2004 ТЕВЕС 5764 – 1 (141)

 

Еврейские святыни Семипалатинска

По ранее не известным источникам

Нина Крутова

Автор этой работы намерен вместе с читателем совершить «экскурсию» по местам, связанным с историей религиозной жизни семипалатинской еврейской общины. Таких мест немного, тем не менее, Семипалатинск – единственный город в Казахстане, где сохранилась еврейская синагога старинной постройки. Этого достаточно, чтобы сделать его достойным внимания и изучения. По ходу путешествия мы остановимся в трех пунктах. Каждый из них – отдельная страница истории казахстанского еврейства.

    

Рядом с еврейскими поселениями всегда находились кладбища, принадлежавшие общинам. В Казахстане таких погостов остались единицы. Кто знает, сколько их исчезло… Ведь процесс идет и сегодня, на наших глазах. Подтверждение тому – старое еврейское кладбище в Семипалатинске, что на окраине города, неподалеку от кинотеатра «Мир».

Местные исследователи «еврейской темы» часто задаются вопросом: с какого времени обосновались евреи на территории нынешнего Казахстана?

Пока бесспорен лишь тот факт, что в нашем степном крае они появились не позднее второй половины ХIХ века. Наличие еврейских кладбищ – одно из важных доказательств этого. Благодаря сохранившимся мацейвам – еврейским надгробьям, где на камне выбиты даты рождения и смерти, мы можем почти точно определить время проживания человека в городе. Большим подспорьем в сборе информации о еврейском кладбище Семипалатинска оказалась для нас старая кладбищенская книга, где сведения о первых захоронениях помечены 1892 годом. Сегодня это документальное свидетельство бережно хранится у жительницы Семипалатинска Анны Лазаревны Миндлиной. Досталась книга ей по наследству от деда, семипалатинского раввина Рувима Зосимовича Мостинского. Во время «экскурсии» мы еще не раз встретимся с этим человеком. 

Следуя по маршруту дальше, попадаем на улицу Бейсеитова, бывшую Белинского. До 1938 года она называлась Дальней. Нас интересует здание под номером 51. Именно здесь, в эпоху, когда улица еще именовалась Дальней, находился первый еврейский молитвенный дом. Этими сведениями поделились с нами члены семипалатинской еврейской общины. А названный выше Р.З. Мостинский, по воспоминаниям его внучки «…жил где-то рядом с синагогой». Примерно с 40-х годов ХХ века в этом доме располагался туберкулезный диспансер; сейчас – банк. Нынешние владельцы здания подтвердили, что некогда в нем был молитвенный дом. При реконструкции из уважения к культовой постройке они постарались почти полностью восстановить ее первоначальный вид. С их слов мы знаем, что в здании была ниша для Арон Койдеша и лестница, которая вела на балкон для молящихся женщин. Сегодня здание представляет собой кирпичную постройку в два этажа с полукруглым выступом апсиды. Единственное, что смущает – его голубой купол. Деталь для синагоги не типичная. Хотя примеры того, что синагоги бывали и с куполами, есть. («Новая Бродская синагога …По углам здания возвышаются над главным карнизом четыре каменных барабана с куполами»[1].) Возможно, на архитекторов повлияло, что Семипалатинская синагога строилась в тех местах, где преобладали мусульманские мечети.

 Еще одно косвенное подтверждение, что уже в конце ХIХ века в городе был еврейский молитвенный дом, содержится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (том 57). Там сказано, что в 1895 году в Семипалатинской области на учете было 343 еврея и 248 из них проживали в областном центре. Кроме того, в Семипалатинске работала еврейская школа, где обучались 7 мальчиков. Еврейские школы обычно находились при синагогах, и это лишнее свидетельство того, что наши семипалатинские информаторы, скорее всего, правы. К сожалению, в музеях и архиве города пока не удалось найти официального подтверждения этой версии. Говоря о факте существования еврейского молитвенного дома в Семипалатинске в конце ХIХ века, мы опираемся лишь на устные источники.

Остановимся теперь на углу улиц Ибраева и Казбагарова (последняя называлась Локтевской [1878-1924], а затем Октябрьской [до 1997 года]). Остановимся прямо перед зданием № 16. Именно здесь, судя по всему, находилась вторая семипалатинская синагога.

Перед нами двухъярусное здание красного кирпича с четырехскатной металлической кровлей. Все фасады украшены плоскими пилястрами, которые завершаются декоративными башенками разных размеров. Карниз декорирован кирпичным рисунком. Цоколь и ярусы отделены друг от друга тягами. С западной стороны расположен центральный вход. Входная дверь деревянная, двустворчатая, резная. Над дверями декоративные фигурные проемы. Окна в два яруса: нижние – более крупного размера с небольшой дугой в верхней части; верхние повторяют форму нижних, но они значительно меньше. С востока к зданию примыкает полукруглая апсида с арочными окнами.

В отличие от предыдущей синагоги, что на улице Бейсеитова 51, информация об этом молитвенном доме весьма обширна и подтверждена многочисленными документами. Основная работа при сборе их происходила в уникальном хранилище Восточно-Казахстанской области – Центре документации по новейшей истории (ЦДНИ) Семипалатинска.

В царской России нельзя было сооружать синагогу рядом с православным храмом. Поэтому место на Локтевской улице было выбрано не случайно. С давних пор в этом районе города, именовавшемся среди горожан «еврейским рядом», селилась основная масса еврейского населения.

В фондах историко-краеведческого музея Семипалатинска сохранились подшивки газеты «Семипалатинские областные ведомости»; на пожелтевшей странице одного номера напечатана телеграмма вице-губернатора, отправленная по случаю открытия синагоги самому императору.

Ливадия. Государю Императору

 

Семипалатинское еврейское общество, освятив вновь выстроенную синагогу… от лица общества всеподданнейше повергает к священным стопам обожаемого Монарха…чувства … любви, признательности и непоколебимой преданности.

 

Подпись: За Губернатора

Вице-губернатор Савримович.

 

И что немаловажно – в Семипалатинск пришел ответ, подтверждающий, что сообщение дошло до адресата.

ТЕЛЕГРАММА

 

Министра Императорского двора графа Фредерикса на имя за Семипалатинского Губернатора Вице-губернатора Савримовича, посланная 17 сентября 1913 года.

Государь Император… соизволил благодарить Семипалатинское еврейское Общество за вознесенные молитвы и выраженные в Вашей телеграмме чувства.

 

Министр Императорского двора  граф Фредерикс.

 

Итак, синагога построена, заветная мечта семипалатинских евреев осуществилась. Теперь было куда прийти на субботнюю молитву, где совершить над младенцем обряд «брис-мила» (обрезание), причем по всем законам, предписанным Торой, а позже, когда мальчик достигнет 13 лет, совершить обряд «бар-мицва» (совершеннолетие). Но самое главное – в трудную минуту тут можно было посоветоваться с раввином.

Известно, что в 1914 году раввином в синагоге служил Кива Ицкович Рабинович. Этот факт официально засвидетельствован в «Памятной книжке по Семипалатинской области» за 1914 год, где в главе «Ведомство Иностранных вероисповеданий» названый выше К.И. Рабинович значится раввином при еврейском молитвенном доме г. Семипалатинска. Сведения об этом человеке можно обнаружить в статье М.В. Жилкина и Т.В. Жилкиной, опубликованной в сборнике «Из истории евреев в Казахстане». Опираясь на данные Центрального государственного архива республики, авторы статьи сообщают ценную для нас информацию.

«Кива Ицкович Рабинович родился 11 сентября 1870 года. Иудейского вероисповедания. От Испытательного Комитета при Оренбургском учебном округе им получено свидетельство от 19 ноября 1888 года за № 44 на звание аптекарского ученика. С 1888 –1892 г.г. работал в Оренбургской вольной аптеке провизора Розенберга. Получил свидетельство от Императорского Казанского университета от 30 марта 1892 года за № 826 на звание аптекарского помощника. В 1893 году временно управлял сельской аптекой в Оренбургском уезде, а также работал в Томской аптеке Приказа общественного призрения. В 1894–1898 г.г. работал в Читинской вольной аптеке А.Н. Френкеля.

Указом Правительствующего Сената от 16 января 1897 года ему присвоено почетное гражданство, в чем выдано свидетельство от 4 февраля 1897 года за № 448.

В 1901–1914 г.г. работал в семипалатинской нормальной аптеке провизора Шапиро. С декабря 1914 года зачислен в штат Семипалатинской аптеки товарищества “Медицина” аптекарского помощника Блюма, где проработал до июня 1915 года».

Из сказанного, можно сделать вывод, что К.И. Рабинович выполнял не только обязанности раввина, но и медика-фармацевта. Сведения о нем заканчиваются 1915 годом. Как сложилась его дальнейшая судьба и до какого времени он был раввином Семипалатинской синагоги, пока неизвестно.

История второй семипалатинской синагоги во времена советской власти типична практически для всех культовых построек, будь то православный храм, мусульманская мечеть или еврейская синагога. У всех была одна участь, один приговор – уничтожить! Но просто так, без объяснений, а главное – без принятия соответствующих постановлений, ликвидировать «оружие капитализма» пролетарское «справедливое» государство не могло. Уже через три месяца после свершения Великой Октябрьской социалистической революции, 23 января 1918 года, Совет народных комиссаров РСФСР принимает Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. В декабре 1921 года издается Постановление ВЦИК «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях». В сентябре 1923 года – Постановление СНК «О порядке реализации церковных имуществ обиходного характера».

В начале 20-х годов началась перерегистрация приходов всех конфессий. Процесс регламентировался рядом административных декретов, указов, положений, некоторые из которых перечислены выше.

Еврейская община Семипалатинска первый раз прошла эту процедуру в 1921 году. А в апреле 1922 года из синагоги были изъяты три серебряных кольца со священных свитков Торы общим весом в пять золотников. Очевидно, это была деталь «короны», которой украшаются свитки Торы. По традиции при изготовлении «короны» используются драгоценные металлы. Вынос ценностей из культовых учреждений стал лишь началом мощной антирелигиозной кампании, которую контролировал сам В.И. Ленин. Под лозунгом помощи голодающим Поволжья в 1921 году в стране Советов повсеместно была проведена одна из широкомасштабных акций большевиков по изъятию церковных ценностей. Изымали, однако, не только материальные ценности – «изымали» также представителей духовенства.

«…Провести секретное решение съезда о том, что изъятие ценностей… должно быть произведено с беспощадной решительностью… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше»[2].

После реквизиции церковного имущества наступило относительное спокойствие (до конца 20-х годов). Однако затишье было лишь внешним, по сути оно напоминало «холодную войну». Городские власти не прекращали попыток найти любую причину для закрытия религиозного объекта. Это с одной стороны. Небольшая группа верующих, с другой, сопротивлялась как могла, но понимала, что придется идти на любые условия. Противостояние не прекращалось, но даже в этот период силовая ликвидация действовавших культовых учреждений все-таки была недопустима. Процесс ликвидации проходил строго по закону; основополагающим документом считалось Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», подписанное председателем ВЦИК М.И. Калининым. Оно стало своеобразным практическим руководством к действию в деле уничтожения культовых учреждений. Суть документа читатель может представить себе по некоторым выдержкам.

…3. Религиозное общество есть местное объединение верующих граждан…в количестве не менее 20 лиц…

12. Общие собрания… верующих происходят с разрешения…в городских поселениях – административного отдела.

40. При ликвидации молитвенного здания культовое имущество распределяется следующим образом:

а) все предметы из платины, золота, серебра и парчи, а также драгоценные камни подлежат зачислению в государственный фонд,

б) все предметы исторической ценности передаются органам народного комиссариата просвещения…

д) переходное имущество (масло, вино, дрова, уголь…) в случае сохранения общества после ликвидации молитвенного здания изъятию не подлежат.

 

К руководству Семипалатинска это Постановление пришло в положенный срок, и машина разрушения заработала. Претворение в жизнь Постановления ВЦИК началось с очередной перерегистрации. В июле 1930 года еврейская община Семипалатинска прошла положенную процедуру и предоставила городским властям необходимые документы. Центр документации сохранил материалы, содержащие переписку еврейской религиозной общины Семипалатинска и исполкома городского Совета депутатов трудящихся за 1930–1932 гг. Благодаря скрупулезной точности советских чиновников мы можем сегодня представить, как все это происходило.

Форма № 1

Заявление о регистрации религиозного

общества или группы верующих

 

Зарегистрировано в Адм. отделе 11/VI-1930 г.

под № 46 зав. ИНО: подпись…

 

В Сем окр. адм. отдел

 

Заявление

Для совместного удовлетворения религиозных потребностей мы, граждане, в числе 60 человек, принадлежащие к еврейской общине, решили образовать в г. Семипалатинске еврейскую верующую общину.

Район деятельности объединения будет распространяться на г. Семипалатинск.

В соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» и инструкцией НКВД от 1 октября 1929 года за № 328 «О правах и обязанностях религиозных объединений» просим зарегистрировать Семипалатинскую еврейскую верующую общину под названием «Еврейская община».

 

Приложение: список учредителей по установленной форме.

Подписи всех учредителей.

5 июня 1930 года

Староста общины К. Колесников.

 

Итак, перелистаем архивные страницы более чем 70-летней давности.

Приложение сохранилось; в нем перечислены 60 членов еврейской общины и указаны подробные сведения о них.

Список граждан

Семипалатинской Еврейской общины

 

1.         Фабрикант Исак Давидович, 65 лет, Солдатская, 100

2.         Вакс Исай Вольфович, 48 лет, извозчик, Дальняя, 19

3.         Глуховский З.С., 74 года, инвалид, Больничная, 101

4.         Зеленер Р.С., 85 лет, дом/хоз., Больничная, 101

5.         М.Д. Либерман, 70 лет, служащий, Госпитальная, 15

6.         Лотош З.Я. , 29 лет, торговля, Почтамская, 41

            (……………………...всего 60 фамилий).

 

Благодаря этому уникальному документу мы получили ценную информацию о евреях Семипалатинска. Узнали фамилии, имена, отчества, места службы, занимаемые должности или род деятельности; выяснили, выполнялись ли культовые обязанности по найму или по назначению; установили размер получаемого вознаграждения; наличие (или отсутствие) судимости; районы деятельности; подробные адреса… Сегодня мы знаем, что община Семипалатинска состояла в основном из рабочих, кустарей-одиночек, извозчиков, домашних хозяек, сапожников, плотников и служащих. Был в общине свой молодой фотограф (Д.И. Солодухо) и мастер шляпных дел, или «шапочник», как он сам себя называл, Моисей Шлосберг. Возраст членов общины колебался от 22 до 85 лет. Самой старшей была 85-летняя Раиса Савельевна Зеленер.

Заявление о регистрации еврейской общины подписано старостой – Кушелем Колесниковым, который в приведенном списке значится последним, под № 60. О нем сведений очень мало, известно лишь, что занимался торговлей. Очевидно, давление властей сыграло свою роль, возможно, какие-либо другие причины заставили К. Колесникова через год после регистрации общины добровольно отказаться от должности старосты. Это подтверждает его личное заявление в административный отдел Семипалатинска.

Семипалатинский Адм. отдел

Принять к сведению

 

 

Колесникова Кушеля, проживающего по Дальней ул. д. № 25

 

Заявление

Я в Семипалатинской Еврейской Религиозной Общине, в Синагоге, что по Локтевской ул., состою выборным старостой. Ныне от обязанностей этих я отказываюсь и прошу Адмотдел меня из списков исключить.

27 июля 1931 г.

Колесников, а за меня по личной просьбе расписался (подпись).

 

Не так просто верующему человеку, а тем более иудею, жилось в советском атеистическом государстве. Можно было принять очередное «постановление», закрыть храм, синагогу, мечеть; сжечь книги и иконы, а священника расстрелять. Все это, к сожалению и великому нашему стыду, имело место. Но что было поделать с человеческим сознанием, душой, которые невозможно «отменить» и сжечь?.. Человек, веривший в помощь и силу Всевышнего в течение всей своей жизни, не мог в одночасье отказаться от веры и страдал безмерно.

В апреле 1932 года общине Семипалатинска вновь было предложено пройти, уже в третий раз, перерегистрацию и указать все происшедшие там изменения.

Приходскому совету

Семипалатинской

еврейской общины верующих:

 

Вследствие происходящих изменений… с момента последней регистрации (июнь 1930 г.) предлагается в 3-х дневный срок…предоставить список всех служителей культа, а также убывших… с указанием, куда выбыли.

Вам предлагается немедленно заключить договор на пользование молитвенным зданием и культовым имуществом, в противном случае, по истечении семидневного срока Горсовет вынужден применить п.п. 33 и 34 указанного постановления ВЦИК и СНК РСФСР как за отказ от приема здания…

 

Ответ секретарь: /подпись/

Инструктор: /подпись/.

 

Очевидно, третья регистрация не состоялась. Это можно заключить по более поздним документам.

АКТ.

Июня, 28 дня, 1932 г.

 

Я, представитель Семгормилиции 1-го отд. 5-го участка в присутствии понятых и прихожан Совета еврейской общины синагоги составили настоящий акт в нижеследующем: …состава культа служителей не имеется, а также не избран приходской Совет и ревкомиссия, инвентарь описан и находится в порядке и цельности. Требуется незначительный ремонт. Посещается 8 раз в месяц в среднем по 15 человек, каждую субботу 2 раза. Договор имеется с 1921 года.

 

Предлоги для закрытия культовых зданий были самые разнообразные. Часто власти «при возникновении необходимости в закрытии церкви или мечети подготовительную работу вели так, что инициатива закрытия формально исходила не от председателя сельсовета… или иного представителя власти, а от самих граждан… путем ходатайства… групп бедноты, собраний избирателей, общих собраний граждан».

Убедительным подтверждением сказанного может служить, например, тот факт, что за день до составления «акта» в городском саду на собрании избирателей избирательного участка Семипалатинского гарнизона было выдвинуто предложение трудящихся о закрытии Никольского собора, синагоги и мечети по улице Советской.

«…Общее собрание в количестве 800 человек считают, что церкви, синагоги и мечети являются домами старой, гнилой религии, которые были оружием капитализма для обмана трудящихся и, принимая во внимание очень малую посещаемость, помещения пустуют. Общее собрание единогласно постановляет: поставить вопрос перед ВЦИК об их изъятии

Подпись: ».

Подобные же решения были приняты на общих собраниях Союза госторговли, Кустпромсоюза, жителей Казачьего района, Солдатской слободки. А собрание на станции Семипалатинск приняло решение изъять здание синагоги в пользу… Интернационала.

Из Постановления «О религиозных объединениях» от 8.04. 1929 года. П. 12 Общие собрания… верующих в городских поселениях происходят с разрешения… административного отдела». Очевидно, «просители-ходоки» следующего письма очень хорошо усвоили этот пункт, о чем свидетельствует следующий документ, датированный июлем 1932 года. (Орфография сохранена.)

Огор совет

 

заявленiе

Семипалатинская

Еврейская Община

Просит Вас дат разрешiне

На веденiе общей собранiя

В Еврейской Синагоги Семипалатинска Октябрьская 36

Который Состоится

6/VII в 6 чесов вечера.

Повестка дня

1. вибори Совета

2. вибори Рев Коми.

и текущiе дела.

 

Зам. Пред. А.з. Жезмер.

 

Поражает в этом документе то, что в «повестке дня» под п.2 записаны выборы Революционного Комитета. Исходя из условий типового договора 1921 г. между представителями власти и религиозной общиной можно предположить его функции:

«3…В принятых нами в заведование богослужебных помещениях мы обязуемся не допускать:

а) политических собраний враждебного Советской власти направления; б) раздачи или продажи книг, брошюр, листовок и посланий, направленных против Советской власти или ее представителей; в) произнесения проповедей и речей, враждебных Советской власти…»

Контроль за исполнением условий договора, скорее всего, и входил в обязанность Революционного Комитета.

На заявление «от июля 1932 года» с просьбой о разрешении провести собрание Горсовет г. Семипалатинска ответил следующим образом.

 

Разрешение от 4.VII/1932 г.

Настоящее выдано Семипалатинской Еврейской общине в том, что ей разрешается созыв общего собрания прихожан 6 июля с. г. в 6 часов вечера в помещении Еврейской синагоги по Октябрьской ул. д. № 36 с повесткой дня:

О выборе исполнительного комитета и революционной комиссии и текущие дела.

 

Ответсекретарь горсовета:/подпись/

ОРГО: /подпись/.

 

В августе 1932 года Горсовет ходатайствует перед президиумом Восточно-Казахстанского облисполкома о закрытии синагоги. Как ни странно, просьба Горсовета с первого раза не была удовлетворена. Председателю комиссии по религиозным делам было предложено заново проверить обоснованность материалов.

Через месяц, в сентябре 1932 года, Горсовет опять ходатайствует о закрытии синагоги и использовании ее для культурно-просветительных нужд, а именно «…считать целесообразным использовать здание синагоги под библиотеку».

2 октября 1932 года  подписывается очередной «акт», гласящий: «…На основании Постановления Президиума Семгорсовета опечатать молитвенный дом по ул. Октябрьской, 36…»

В октябре отмечается традиционный еврейский праздник Йом Кипур. Единственный раз в году евреи в этот день молятся пять раз. В Горсовет Семипалатинска от общины верующих поступило заявление – опять-таки «просительного» характера. (Орфография сохранена.)

 

Горсовет

Г. Семипалатинска

 

Заявление

Мы нижеподсавсiяя

Старики г. Семипалатинска

просим Горсовет разрешить

в настоящем сего 10-го октября

собратся в кыком нибуд

помещенiе в этом ден

помолится так как

в ныс это дин ден

в году болшой пост

в чем м. Посписива

 

Рувин зысков Мостинский Аврам залманов Жезмер

 

 

В ноябре 1932 года подписано еще два судьбоносных для семипалатинской синагоги документа. Первый, от 3 ноября 1932 г., гласит: «Учитывая, что помещение, арендуемое еврейской общиной в количестве 29 человек, является бесхозяйственным… и до сего времени не производился ремонт здания, что еврейская  синагога  в  силу  своей  малочисленности не может использовать огромных помещений… постановление Горсовета  в  части  изъятия  ценностей  утвердить».

Второй документ датирован 20 ноября 1932 года В нем говорится: «…Для ликвидации еврейской синагоги создать комиссию… Предложить комиссии немедленно приступить к распределению культового имущества и ценностей синагоги. Поручить комиссии… провести сдачу здания синагоги… городской центральной библиотеке».

Не прошло и десяти дней, как объединенная комиссия Горсовета, Горфо, милиции, Гороно и библиотеки описала все имущество синагоги. Благодаря этому очередному акту мы сегодня знаем, что на момент сдачи здания городским властям в нем находилось следующее имущество:

«1. Шкаф (ковчег), выкрашенный в белую краску, резной, имеющий в себе 16 электрических лампочек. 2. Семисвечник медный, большого размера. 3. Парчовый занавес желтый. 4. Две деревянные тумбы выкрашенные (коричневые). 5. Возвышения с чугунными решетками. 6. Шесть люстр медных, покрытых мельхиором. 7. Четыре подсвечника в 20 гнезд для свечей, бронзовые. 8. Два подсвечника бронзовые с шестью гнездами. 9. 14 скамеек деревянных с сиденьями на 88 мест. 10. Стол простой. 11. Аналой…

Всего 29 наименований. Сдал: представитель от верующих Мостинский Р.З.»

В последующие 1935–1936 годы Горсовет принимает ряд решений о предоставлении бывшего здания синагоги под дом физкультуры, городской клуб и прочие культурно-просветительные учреждения. В итоге у здания появляется пристройка, и на долгие годы в нем располагается детская спортивная школа. В конце 90-х годов прошлого столетия здесь обосновался спортивный комплекс «Батыр».

 

Синагога, г. Семипалатинск. Вид с восточной стороны.

 

Вид с позднейшей пристройкой спортивного комплекса (сер. ХХ в.)

 

Интерьер спортивного комплекса в здании синагоги.

 



[1]  И. Котлер. Очерки по истории евреев Одессы. Иерусалим, 1996 г., стр.50

 

[2] Евреи Крыма. Очерки истории. Изд. «Мосты». Симферополь – Иерусалим, 1997–5757 г. стр. 61.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru