[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2004 ТЕВЕС 5764 – 1 (141)

 

БИБЛЕЙСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Владимир Бурсановский

 

Михаил Вольпе.

Евреи. от патриархов до римлЯн.

М. : Зебра Е., ЭКСМО, 2002. — 367 с.

 

С трепетом беру в руки Книгу. На гладкой, как зеркало, обложке – юноша, вдохновенно трубящий в шофар. Голова покрыта талесом, тонкие музыкальные пальцы едва прикасаются к бараньему рогу. Почти явственно слышу могучий прерывистый звук… Одну за другой перелистываю страницы. Текст занимает половину каждой из них по вертикали. Вторая половина отдана авторским ремаркам и шедеврам изобразительного искусства. Фотографии золотых украшений, статуэток из Ура Халдейского,  оттисков старинных печатей, барельефов египетских фараонов. Снимки творений титанов Ренессанса – итальянских скульпторов Филиппо Брунеллески и Микеланджело Буонаротти… Если такова форма, то можно себе представить, каким должно быть содержание?!

Нелегко найти в четырехтысячелетней еврейской истории период, который можно было бы считать спокойным и безоблачным. Но первые 2000 лет, которым посвятил свою книгу Михаил Вольпе, ознаменовались эпохами и событиями, ставшими для нашего народа в полном смысле этого слова судьбоносными. Озарение Авраама и постижение им непреложной истины: у мироздания есть Творец, и Он Един, формирование первой монотеистической религии – иудаизма, становление и развитие еврейской нации, египетское рабство и Исход, дарование евреям Всевышним Святой земли, жесточайшая борьба за право жить на этой Земле, возведение царем Шломо первого Иерусалимского Храма, трагический раскол некогда единой страны на два царства – Иудейское и Израильское, кровавая междоусобица, разрушение первого Храма Навуходоносором, вавилонское пленение, возвращение из неволи в Эрец Исроэл,  сооружение второго Храма, подвиг Эстер и Мордехая как пример спасения евреев диаспоры от полного уничтожения, войны Иудеи с чужеземными захватчиками, восстание Маккаби, гибель второго Храма от рук легионеров римского полководца Тита Флавия Веспасиана, изгнание евреев из Святой земли, рассеяние –  вот основные вехи пути,  пройденного евреями за эти 2000 лет.

Масштаб тем требует от автора не только отличного знания истории, но и ощущения  неразрывной связи иудеев с Всевышним, связи, утеряв которую, наш народ уже давным-давно прекратил бы свое существование...

«Евреев называют семитами, так как по Библии Авраам – потомок Сима (Шема) в девятом поколении.  “Семит”, “семитский” – определения из области  лингвистики… Так нужно лингвистам, чтобы изучать языковые закономерности», – пишет г-н Вольпе.  Книга  «Евреи. От патриархов до римлян»,  увы, изобилует подобными замечаниями, произносимыми уверенно и глубокомысленно.

О том, как «потомок Сима» пришел к монотеизму, М. Вольпе, ссылаясь на Мидраш,  пишет доступно, незатейливо. Наблюдая в одну из ночей за небесными светилами, Аврам  «размышлял о том, что звезды являются божествами». Однако утром взошло солнце, «от звезд не осталось и следа… Вот бог, которому надо поклоняться, подумал Аврам». Но вечером солнце скрылось за горизонтом. «Взошла луна, осветив все вокруг серебристым светом. Может быть, это божество? Прошло короткое время, и Аврама осенило: есть кто-то, кто создал и звезды, и солнце, и луну – верховный всемогущий Б-г».

Уделив рассказу о рождении первой из мировых религий аж полторы страницы, автор книги «Евреи. От патриархов до римлян» приступает к описанию странствий Аврама и его жены Сарай по земле Ханаанской, откуда свирепствовавший в тех краях голод заставил супружескую чету «спуститься в Египет». Пребывание в стране фараонов «непоседливый месопотамец», как характеризует его М. Вольпе, «начал с обмана». Опасаясь, что, увидев красавицу-жену, египтяне овладеют ею, а его самого убьют, Аврам условился с Сарай называть друг друга братом и сестрой. Египтяне восхитились красотой Сарай, и «взята она была в дом фараона». «Что это значит, пусть каждый догадается сам», – лукаво подмигивает М. Вольпе.

«Спустя несколько лет Аврам и Сара провернули тот же трюк с Авимелехом, царем Герарским. Видно, Сарай обладала потрясающей красотой и шармом, что на нее, старуху, “западали” фараоны и цари», – рассуждает г-н Вольпе.

Применяя лексические формы, культивируемые определенными группами населения, он бросает вызов набившим оскомину стереотипам, по непонятным причинам не допускающим использования в научно-популярных изданиях, к каковым, безусловно, относит свой труд М. Вольпе, сленговых оборотов. …Двинемся, однако, дальше. Автор предстает перед читателем не только как историк, но и как реформатор русского языка.

 Знаком Союза между Творцом и еврейским народом стал обряд брис-мила (обрезание). «Обрезан да будет у вас всякий мужчина. Восьми дней от роду да будет обрезан у вас каждый мужчина во всех поколениях ваших» (Брейшис, 17: 10, 12). М. Вольпе приводит подробную справку об истории этого обычая, демонстрируя глубокие познания и в других областях. Он предостерегает от злоупотребления указанной процедурой, утверждая, со ссылкой на современных докторов, что «обрезание может привести к нежелательным медицинским последствиям». Одним словом, минздрав предупреждает: обрезание опасно для вашего здоровья. Эх, если бы такое фундаментальное открытие было сделано чуть-чуть, хотя бы на 1000 лет, раньше! Сколько несчастных удалось бы спасти! Ведь многие, дожив до 120 лет, так и не узнали, какой непоправимый вред причинили они своему здоровью.

Осваивая Землю Обетованную, Авраам приобрел в Хевроне пещеру Махпелу, ставшую впоследствии родовой усыпальницей праотцев еврейского народа и их жен. Рассказывая об этом, М. Вольпе проявляет способности к ассоциативному мышлению. «25 февраля 1994 года. Хеврон, западный берег Иордана. Через несколько лет это будет территория Палестинской автономии. Пока же – оккупированная Израилем земля. Теплый солнечный денек, начало весны». Так, используя скупые изобразительные средства, приступает к описанию разыгравшейся здесь трагедии автор обсуждаемой книги. В этот день доктор Барух Гольдштейн, американский еврей, сторонник «экстремистского раввина Меира Кахане», возглавлявшего запрещенное в Израиле движение «Ках» и убитого арабскими террористами в Нью-Йорке в начале 90-х годов, о чем М. Вольпе предпочел умолчать, войдя в мечеть во время общественной молитвы, уничтожил несколько десятков молившихся мусульман. «В тот день сумасшедший потомок Авраама на святом месте убил 29 других потомков Авраама», – подводит мрачный итог М. Вольпе.

Да, это – ужасное преступление. Но было бы любопытно спросить  г-на Вольпе: приведенный пример – единственный случай экстремизма на Ближнем Востоке, который ему известен? Знает ли он, что Хеврон – один из главных рассадников палестинского террора, что несколько сотен жителей еврейского квартала этого города, расположенного южнее Иерусалима, подвергаются постоянным провокациям и диверсиям со стороны  арабских соседей, что, наконец, именно отсюда ушло на свое черное дело под зеленым знаменем ислама немало обвязанных «поясами шахидов» «других потомков Авраама»? Жертвами террористов из одного лишь Хеврона стали не десятки, а сотни израильтян. Однако об этом М.Вольпе не обмолвился ни словом.

Создается впечатление, что уважаемый автор книги о глубокой древности, попав в новейшую историю, стал жертвой весьма опасной болезни под названием «политкорректность». Но медицина здесь, увы, бессильна. 

Эпохальным событием, более 3300 лет назад определившим всю дальнейшую историю нашего народа, стал Исход евреев из Египта. Лапидарным стилем автор книги  описывает перипетии обострившегося накануне Исхода противостояния Моше (Моисея) и фараона, который, в ответ на требование еврейского лидера «Отпусти народ мой!», по меткому, но слегка неграмотному выражению М. Вольпе, «усилил гнет на рабов». Только после того как Египет подвергся десяти казням, называемым г-ном Вольпе «десятью ударами», фараон разрешил евреям покинуть страну. М. Вольпе справедливо замечает, что  «после избавления от египетского рабства евреи осознали себя народом». Вместе с тем,  само «избавление от рабства» занимает  автора книги значительно меньше, чем выяснение вопроса об этническом происхождении Моше. «Но все-таки, кем был Моисей на самом деле? Не превратился ли он в еврея усилиями библейских писателей, в своих целях подправивших древнюю легенду?» (курсив мой. – В.Б.). В стремлении докопаться до истины М. Вольпе не ограничивается персоной Моше. Он формулирует проблему со всей определенностью: «Уместно ставить вопрос не только о том, был ли Моисей евреем, но и о том, евреев ли он выводил из Египта». Следующий в этой логической цепочке вопрос: «А был ли Исход вообще?»

Вольный пересказ почти всего «Хумаша» («Пятикнижия Моисеева») занял у М. Вольпе чуть более 60 страниц. Вот уж воистину: «краткость – сестра таланта».

«Разобравшись» с Торой, М. Вольпе, не теряя времени, переходит к другим, более поздним периодам еврейской истории.

Эпоха следует за эпохой. Едва поспевая за ними, М.Вольпе подробно, в деталях, приводя географические карты, родословные сильных мира сего, царей и правителей, рассказывает о войнах, восстаниях,  заговорах, кровавых междоусобицах, жестокости, предательстве… (между прочим, именно эти слова являются ключевыми в той интерпретации еврейской истории, которую предлагает г-н Вольпе).

Правда, в стройное повествование продолжают  вкрадываться огрехи. Например, в одной из глав М. Вольпе пишет: «Весной… по правилам отметили праздник Кущей (Суккос. – В.Б.)», хотя общеизвестно, что это – один из главных осенних праздников… Пустяк, может быть, но все-таки отчего-то неприятно.

Свои воззрения в связи с животрепещущей проблемой взаимоотношений власти и общества автор книги излагает в главе о царе Ироде Великом, правившем Иудеей с 37-го по 4-й годы до н.э. «Простолюдины любят строгих правителей. А жестоких обожают», констатирует М. Вольпе. «Он (жестокий правитель. – В.Б.) мучит подданных, а те наслаждаются этим мучительством, испытывая мазохистское удовлетворение. Чем больше казней, тем меньше томительной неопределенности...Срабатывает психология жертвы, влюбленной в своего палача», – резюмирует новоявленный психоаналитик.

«Все это так, – возражает самому себе г-н Вольпе. – Только люди готовы терпеть жестокости правителя, если считают  его родным по крови… Ирода же не принимали за своего. Против него возмущались (курсив мой. – В.Б.)».

…В 66-м году н.э. в Иудее, самой мятежной провинции великой империи, где  Рим правил уже более 100 лет, вспыхнуло восстание, с точки зрения так называемого здравого смысла, безнадежное и бесперспективное. Плохо вооруженные, не имевшие единого командования, раздираемые внутренними противоречиями, еврейские отряды противостояли армии сверхдержавы I века н.э. В ходе продолжавшейся несколько лет «Иудейской войны» отчаянно дравшиеся евреи потерпели сокрушительное поражение. В 70-м году н.э. после длительной осады Иерусалима легионы будущего императора Тита Флавия Веспасиана взяли город штурмом. Большинство защитников града Давидова пали в бою. Другие были взяты в плен и казнены. Немногих, преимущественно  молодых и сильных, доставили в Рим для участия в схватках гладиаторов на потребу столичной публике. Женщин и детей обратили в рабство. Второй Храм, сердце Иерусалима, разрушили и сожгли (уцелела лишь его внешняя, Западная стена, или Стена плача, являющаяся поныне главной иудейской святыней). Еврейский народ почти на 2000 лет лишился своего государства.

М. Вольпе искренне недоумевает: «Почему они не проявили благоразумия, чтобы избежать катастрофы?  Ведь и тогда было понятно, что римлян не одолеть. Так, может быть, стоило проявить гибкость, набраться терпения, найти компромисс?» И далее: «…Поведение людской популяции, называемой народом, редко бывает рациональным». Сходные мысли автор высказывал и в главе о падении в 586 году до н.э. первого Иерусалимского Храма.

И в самом деле, так ли уж необходимо, не имея ни единого шанса одержать победу, сражаться за свою свободу, свободу родных и близких, за свою землю, за право жить на этой земле, исповедовать свою веру? Не лучше ли сдаться на милость победителей,  раствориться в других народах и со временем исчезнуть, как  растворились и исчезли древние египтяне и финикийцы, этруски и галлы?.. Вот вопросы, для одних представителей «людской популяции» риторические, для других, например для М. Вольпе, вполне закономерные. Его явно раздражает извечное еврейское упрямство.

Вообще, надо отдать ему должное, М. Вольпе проявляет своеобразное отношение к народу, к которому сам принадлежит. «Женщина в еврейской истории чаще всего совратительница. От женщин все беды». Это одна из любимых его идей.

Многих правителей древнего Израиля автор книги представляет «галереей ветхозаветных персонажей с психопатической симптоматикой…» Соглашения, заключенные между Римом и Иудеей в середине I века до н. э., он воспринимает не иначе, как договоры великана с пигмеями.

М. Вольпе дает иудеям и другие «лестные» характеристики, называя их «свирепым еврейским племенем», утверждая, что «особенной шкодливостью отличалось колено Даново».

Предположительно где-то в районе Яффо, «лежа на газоне под финиковой пальмой» (идиллическая картинка, созданная самим г-ном Вольпе),  предаваясь  размышлениям «о быстротечности времени и вечной людской суете» и обозревая пройденный еврейским народом путь, беспристрастный историк приходит к неутешительному выводу: «Самоизоляция – не лучший путь к выживанию, но дорога к дикому фанатизму. Она формирует менталитет изгоя. Восприятие мира становится фрагментарным, узко националистическим. Гетто, местечко – то, что спустя века стало проклятьем евреев, – порождение такого менталитета».

Нормальный юдофобский бред: во всех своих бедах виноваты сами евреи. «Изюминка» здесь лишь в том, что этот «поток сознания» изливается сыном «племени Авраамова».

Логическим завершением, апофеозом исканий М. Вольпе служит следующее изречение: «Весь современный иудаизм – результат вольной интерпретации библейских текстов». Великолепно! Но причем здесь юноша с шофаром на обложке? Что это, мистификация или «добросовестное» невежество?

Акцентируя внимание, главным образом, на жестокости и коварстве, царивших в древние времена,  М. Вольпе демонстрирует нарочитое непонимание сути иудейского гуманистического мировоззрения, в основе которого – человек. Венец Творения, созданный Всевышним. Недаром первейшая из заповедей, с которой начинается ежедневная утренняя молитва: «Люби ближнего своего, как самого себя». Этические принципы, провозглашенные в десяти заповедях, стали идеологической основой современной западной, или, как ее нередко называют, иудео-христианской цивилизации. Ярчайший пример тому, помимо Израиля, – Соединенные Штаты. Но обо всем этом в книге нет ни слова.

Если, как принято считать, Ветхий завет представляет собой вульгарное изложение Святого Писания, то книга М. Вольпе – его прямая профанация.

«Винегрет» из фактов и домыслов, Ветхого и Нового заветов, небрежность изложения и, мягко говоря, не слишком убедительные выводы автора – это и есть труд М. Вольпе «Евреи. От патриархов до римлян». 

Сказанное, однако, не означает, что книга лишена достоинств. К числу таковых, как уже не раз отмечалось, относится первоклассное ее оформление, к сожалению, диссонирующее с содержанием. Кроме того, безусловно, заслуживают внимания рекомендуемый Михаилом Вольпе и насчитывающий более 20 наименований перечень книг по еврейской истории на русском и английском языках, а также хронологический справочник событий, относящихся к описываемым эпохам. 

Все остальное – от «Как бы вступления» до «Некоего послесловия» вызывает, в основном, уныние.  И ничего с этим не поделаешь.

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru