[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2004 ИЯР 5764 – 5 (145)

 

«ВОТ СОЮЗ МОЙ, КОТОРЫЙ ВЫ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬ»

Эту историю раввин Исроэл Спира, рабби из Блужова, запомнил навеки. «Когда пришли немцы, – рассказывал он, – они согнали всех евреев в лагерь, заставили работать с утра до ночи, а еды почти не давали. Кто не выполнял норму, того расстреливали.

Как-то раз во время работы подходит ко мне женщина и просит нож. Я решил, что она собирается покончить с собой – многие не выдерживали в те дни, – и попытался отвратить ее от пагубных мыслей словами надежды и увещевания. Но тут нас заметил охранник и крикнул: «Что это вы болтаете?! Сейчас же за работу!» Тогда женщина обратилась к нему с той же просьбой. Охранник, как и я, решил, что она хочет вскрыть себе вены, вынул из ножен кинжал и протянул ей.

Наступил конец смены, нас построили и повели в бараки. И вот я вижу, как эта женщина бросается к тюку ветоши, лежащему на ее нарах, разворачивает его и вытаскивает… младенца. Прежде чем мы успели понять, что происходит, она обрезала ножом мальчику крайнюю плоть и произнесла положенное благословение. А потом сказала: «Восемь дней назад Он дал мне ребенка. Знаю, что у нас обоих мало шансов пережить концлагерь, но хочу, чтобы мой сын вернулся к Создателю настоящим евреем!»

Обрезание – одна из важнейших заповедей еврейского народа. Если не самая важная. Ведь она, по сути, утверждает принадлежность человека к народу, заключившему союз с Б-гом. На иврите «брис мила» означает именно «союз» («брис») через обрезание («мила»). Каждый может родиться евреем, но полноценным евреем становится лишь тот, кто обрезан. Поэтому даже в самые тяжелые времена, когда жестокая власть запрещала нам соблюдать заповеди, когда публичное признание своего еврейства было чревато большими бедами, многие, хоть и тайно, но обрезали новорожденных.

В Талмуде сказано, что эту заповедь «люди всегда соблюдают с радостью». В самом деле, когда младенцу делают обрезание, родители обычно приглашают гостей, накрывают праздничный стол, все поют и ликуют…

Но вот вопрос: какой смысл делать обрезание ребенку, которому всего неделя от роду? Ему даже нельзя дать обезболивающее. Правда, сейчас врачи говорят, что дитя, едва появившееся на свет, гораздо слабее чувствует боль, нежели потом, когда подрастет. Но ведь все равно чувствует! Так не лучше ли обрезать крайнюю плоть уже взрослому человеку? Мы же знаем, что это не запрещено: если по тем или иным причинам человеку не сделано обрезание во младенчестве, он имеет право пройти через него в любом возрасте. Тем более, взрослый, в отличие от младенца, уже понимает, что значит союз с Б-гом, и, стало быть, его решение совершить обряд будет сознательным.

На первый взгляд, такое рассуждение выглядит логичным. Так, большие и малые государства заключают союзы, подписывают договоры о мире и сотрудничестве, когда отношения между ними хорошие. Завтра отношения по какой-то причине испортились, но все-таки, вместо того чтобы идти воевать, правители могут вспомнить о договоре и о том, что давали слово друг другу не враждовать. Сознательные действия с благой целью – что может быть лучше?

Дело, однако, в том, что союз человека с Б-гом не схож с союзом двух государств. Если наши отношения с Г-сподом и позволительно сравнивать, то разве с отношениями детей и родителей. Б-г «породил» человека, как родители рождают своих чад. И отношения их существуют отнюдь не на рациональном уровне. Почему родители любят сына, даже если, на взгляд посторонних, сын – «тот еще подарочек»? Разум молчит. Почему ребенок, отданный в детдом, любит отца, хотя отец сидит в тюрьме, любит мать, лишенную родительских прав? Это весьма сложно объяснить, ибо родители и дети связаны некими особыми и к тому же неразрывными узами.

Неразрывна и глубинна связь че

ловека с Б-гом. Почему Б-г нас любит – даже если мы далеки от строгого исполнения Его заповедей? Почему мы любим Б-га – даже если на нас обрушивается несчастье за несчастьем? Природа этой любви близка к непостижимости. Обычной логикой ее не истолковать…

Вот почему, совершая обрезание, входя в союз с Б-гом, мы вовсе не должны стремиться к тому, чтобы это было обдуманным поступком. Как говорится, родителей не выбирают. Иначе получится, что в нашем союзе есть элемент выгоды: когда нам хорошо, мы за союз с Б-гом, когда нам плохо – мы против!

Кстати, тут и ответ для людей, полагающих, будто евреи делают обрезание из гигиенических соображений. Разумеется, медицина, развиваясь, давно уже дошла до мысли, что обрезание полезно для здоровья. Последнее подтверждение: совсем недавно медики сделали вывод, что люди, совершившие обрезание, меньше подвержены СПИДу! Но наши предки, как вы догадываетесь, получив от Г-спода заповедь, о которой речь, и понятия не имели о пользе обрезания, о том, что оно предохраняет от десятков болезней. Ни один врач на свете еще не знал о преимуществах обрезания, а мы уже делали его своим младенцам.

Поэтому неверно думать, что евреи совершают свой обряд, из-за его полезности. Они совершают его, ибо он необходим: именно его выбрал Б-г, желая закрепить наш союз с Ним.

Да, обрезание сопряжено с болью, как и всякое оперативное вмешательство. Но получаемое благодаря ему куда важнее преходящей боли! Нам даруется связь с Б-гом на иррациональном уровне. Эта связь сохраняется на всю жизнь, постоянно напоминая каждому еврею, что он часть Б-жьего народа и призван выполнять Его заповеди. И даже если в данный момент еврею плохо, память об обряде «брис-мила», некогда над ним совершенном, не позволит ему забыть, что он еврей и что Б-г о нем помнит.

Главный раввин России Берл Лазар.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru