[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2004 ТАМУЗ 5764 – 7 (147)

 

СИНАГОГУ ЗАКРЫЛИ... ЕВРЕИ

Т акого не было со времен нацистов. Даже большевики не осмеливались на подобный шаг:

В начале июня вильнюсская синагога, которой недавно исполнилось 100 лет, была закрыта по решению Симонаса Альперавичюса, называющего себя «председателем общины». Причиной такого беспрецедентного шага стали разногласия по кандидатуре главного раввина Литвы, т.е. вопрос, казалось бы, сугубо внутреннего, внутриобщинного характера. Впрочем, г-н Альперавичюс даже не скрывает, что его задача состоит в том, чтобы «показать, кто в синагоге хозяин».

Так в чем же суть дела? Проблема не новая, периодически повторяющаяся в разных регионах бывшего СССР, – там, где еврейские функционеры не хотят смириться с потерей властных полномочий и привилегий. В Вильнюс на должность главного раввина из Израиля был приглашен Хаим Бурштейн. Этот шаг вызвал множество вопросов у литовских евреев. Ведь в Литве с 1994 года постоянно живет и работает раввин Шолом-Бер Крынский, посланник Любавичского движения. Именно он стал одним из инициаторов возрождения еврейской жизни в этой прибалтийской республике и создателем многочисленных общинных институтов в посткоммунистический период. Вероятно поэтому, раввин Крынский многими евреями естественным образом воспринимается как «главный раввин».

Поняв, что «власть и влияние» уплывают из рук, г-н Альперавичус предпринял решительные действия. Поводом для закрытия синагоги стал инцидент, произошедший во время празднования Швуэс, когда не в меру ретивых борцов за справедливость пришлось успокаивать полиции. В своем заявлении, опубликованном в местной еврейской газете, этот, мягко говоря, нестандартный поступок господин  Альперавичюс объясняет необходимостью защитить «физическую безопасность молящихся». Ну, эту аргументацию мы еще помним с советских времен: чтобы голову вылечить, надо ее сначала отсечь.

По мнению многих наблюдателей, борьба за пост главного раввина, разразившаяся в Литве, тесно связана с переговорами международных еврейских организаций с литовским правительством относительно реституции бывшей еврейской общинной собственности, которые идут вот уже три года; на карту поставлено не менее сотни единиц собственности. С. Альперавичюс и его сторонники делают все, чтобы вывести раввина Кринского из состава совета, участвующего в переговорах от имени литовского еврейства. В этом им, по некоторым данным, способствует Американский еврейский объединенный комитет по распределению («Джойнт»), который «подогревает скандал вокруг синагоги». «“Джойнт” раскалывает общину, – заявил раввин Крынский в одном из интервью. – Десять лет у нас царили мир и спокойствие, мы строили инфраструктуру еврейской жизни в Литве».

Пока синагога закрыта, евреи приходят на молитвы в вильнюсский любавичский центр, некоторые молятся прямо на улице перед запертой дверью синагоги.

И. Кушер

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru