[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2004 ТИШРЕЙ 5765 – 10 (150)

 

Благодарность разделЯющей завесе

Жюли Кин

Они были похожи на пару попугайчиков-неразлучников: стояли, обнявшись, на субботней молитве в синагоге посреди множества мужчин и женщин. Он придерживал ее за талию, и они раскачивались в такт словам молитвы. «Какое счастье, – подумала я, – постигать Тору вот так, вместе. Кто может сказать, что откроется им на этом пути? Главное – они были вместе в начале великого и прекрасного странствия».

Но затем духовное странствие началось и для меня. Оказалось, что я не могу стоять и молиться, когда меня обнимает рука мужа. Молитва – самое важное из человеческих деяний, фокусирующее все остальные наши поступки, и при этом молитва – тяжелый труд, требующий высочайшей концентрации. Мы должны освободить сознание от того, что над ним довлеет, очистить его от мирского шума и одновременно сосредоточиться на том, что мы есть, сфокусировав все свое внимание на этом переживании. «Точкой фокусировки» становится фрагмент текста, пришедший к нам из глубин времени.

Проблема в том, что любовь, особенно любовь к мужу или жене, – это очень сильное чувство, разрушающее концентрацию сознания и мешающее молитве. Если даже шум, суета вокруг могут помешать молитвенной сосредоточенности, что же говорить о любви!

Вот почему еврейская традиция настаивает, чтобы во время молитвы мужчины и женщины стояли отдельно. В традиционных синагогах молящихся мужчин и женщин разделяет барьер или завеса, которая называется мехица («разделение»). Мало какая из еврейских традиций подвергается сегодня такой же критике, – и это потому, что люди ее просто не понимают! Противники традиционного уклада заявляют, что это унижает женщин.

В основе традиции мехицы представление о том, что мужчинам не следует во время молитвы смотреть на женщин, иначе молитва не будет услышана. Что же тут унизительного для женщины? Ведь красота отвлекает от сосредоточенности, которой трудно достичь даже тогда, когда ты в одиночестве.

Попробуйте что-то вроде упражнения: представьте, что вам нужно поговорить с Б-гом. Представьте: вам отчаянно что-то нужно, и только Б-г, с Его всемогуществом, может вам это дать. Или представьте, что вы совершили плохой поступок и вам очень нужно получить прощение. Или – у вас родился первый ребенок и вы хотите благодарить за это Б-га.

Закройте глаза. Найдите слова, чтобы выразить это. А теперь сделайте все, чтобы ваши слова достигли небес!

Удастся ли это, если одновременно вы обнимаете жену или мужа? Можете ли вы добиться результата, провожая взглядом красавицу, опоздавшую к началу молитвы? Или глядя на парня, при виде которого вам хочется улыбнуться? Конечно, мы все очень разные, и вам, возможно, это удастся, но мне стоит огромных усилий сама сосредоточенность на чувстве, что Б-г слышит мою молитву.

Порой я представляю себе огромную древесную крону, простершуюся надо мной и вбирающую мои слова, или пытаюсь почувствовать себя комком глины, обращающимся к Тому, Кто его создал. Или с трепетом представляю священный Престол, окруженный потоками света, милосердно внемлющий моей слабой и далекой молитве. Но даже при этом мне трудно достичь состояния молитвенной сосредоточенности. Все, что может этому помочь, – очень кстати.

В синагоге есть завеса, которая помогает сосредоточиться, отделяя то место, где мы можем молиться. Мехица может быть очень разной: я видела и тонкие деревянные ширмы, и занавеси из ткани, и резные балкончики.

Как бы то ни было, она создает между нами границу, так что женские и мужские молитвы возносятся к небу отдельно. Возможно, Б-гу так лучше нас слышно. Иудаизм очень внимателен к определенности, он стремится к строгой и четкой классификации сущностей: ночь и день, мясо и молоко, Суббота – будни и праздники. Пол в этом ряду – не исключение.

Мужчинам отведено место спереди и в центре, потому что на них возложено больше заповедей, связанных с исполнением тех или иных ритуалов в синагоге. Женщина отвечает за внесение Торы в дом. И отведенное нам место – женская половина синагоги – подразумевает, что там мы можем быть рядом со своими сестрами: это особая благодать.

Конечно, вы можете возразить: мехица существует, чтобы удерживать женщин в стороне, различия между полами сформированы культурой, а на самом деле все мы сущностно одинаковы. Но для многих из нас мехица важна именно тем, что она позволяет интенсивнее и глубже почувствовать, кто мы есть в присутствии Б-га, и установить с Ним контакт. В молитве мы выходим за пределы наших мирских устремлений и ищем чего-то, не принадлежащего этому миру, способного облагородить нас и изменить к лучшему. В любви мы находим выражение происходящей в нас перемене: выражение причастности Б-жественности, добру, щедрости. Любовь более всего приближает нас к Б-гу, вносит присутствие Б-га в наше будничное существование. Так мы открываем дорогу к Б-гу своим близким. Ведь все взаимосвязано: через молитву я становлюсь лучшей женой, а любовь к мужу и узы супружества приближают меня к Б-гу. Разве мехица разделяет меня с мужем? Наоборот: она помогает мне перебросить мостик через все, что нас разделяет!

И я вновь задумалась о той любящей паре, похожей на неразлучников. Их любовь друг к другу стремилась подняться над повседневностью, они изучали Тору и пели псалмы, держась за руки, – вместе шли по тропе, ведущей к мудрости. Для молитвы есть множество путей, и никто из нас не может быть уверен, что именно его путь – истинный. Возможно, взаимная любовь этих двух возрастет настолько, что они уже не смогут сидеть в синагоге вместе. А может, они так сильно полюбят Б-га, что им это будет не нужно. Но есть и такая возможность: со временем между ними образуется барьер куда серьезнее, чем легкий занавес в синагоге, – и тогда именно мехица окажется тем, что способно вернуть их друг другу.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru