[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2005 ШВАТ 5765 – 2 (154)     

 

такие разные лица Чужих

 

Фильм Бориса Мафцира. «Чужая среди нас»

Израиль: Israel film service, – 2004.

 

– Я хочу развернуть вашу дискуссию на сто восемьдесят градусов, – сказал на семинаре «Ковчега» генеральный директор Еврейского агентства в СНГ, Белоруссии и странах Балтии режиссер Борис Мафцир и показал снятый им документальный фильм «Чужая среди нас».

Закон о возвращении справедлив: нельзя разбивать семью. Если еврей диаспоры живет в браке с нееврейкой, да еще завет Всевышнего выполняет – плодится и размножается, то милости просим в Израиль всей семьей. Но что будет дальше? Ведь государство Израиль создано для евреев, ради евреев и во имя евреев.

Фильм «Чужая среди нас» рассказывает о судьбе трех женщин. Они нееврейки. В Израиль приехали по закону о возвращении вместе со своими мужьями и детьми. Три разные женщины, три характера, три судьбы.

– Это фильм о том, как государство мешает людям жить, – сказала одна из зрительниц. – Женщина едет в чужую страну за своим мужчиной и хочет только одного – семейного счастья для него, себя и детей. А государство мешает этому, создает препоны.

Так ли это? Кто все-таки мешает человеку жить в Израиле – государство или сам человек?

 

 

Вариант первый.

Будь сама собой

 

Нет, она не еврейка. Хотя при желании, изменив цвет волос, может выглядеть как сабра. Иврит у нее замечательный – практически без акцента, звучный и богатый. «Виновата» в этом не столько интеграция, сколько образование и опыт актрисы: абсолютный музыкальный слух практически свел на нет акцент, а техника сценической речи убрала оставшиеся шероховатости.

В России Ирина Селезнева состоялась как актриса. Вместе с мужем Максимом Леонидовым приехала в другую страну. В Израиле, конечно, «на четверть наш народ»; а чтобы играть не только для этой четверти, но и для трех других, пришлось выучить язык на литературном уровне. Ирина освоила его лучше многих старожилов и снова состоялась как актриса.

Да, она не еврейка. При этом выходит на сцену одного из ведущих театров, говорит и поет на иврите.

Она не еврейка. Но это абсолютно не мешает ей жить и быть счастливой в Израиле.

 

Вариант второй.

Как рыба об лед

 

Приехала девушка из Голландии в Израиль собирать апельсины и познакомилась тут с молодым и красивым сыном Сиона. Как поется в песне, «так соединились юные сердца, так узнала мама моего отца». Сейчас молодая голландская художница и ее израильский муж живут в кибуце, работают – и страшно переживают, что семья у них «неполноценная». Пытаются исправить ситуацию: сидят рядышком на зеленой траве перед камерой и рассказывают, как они хотят и как стараются, а ей не дают пройти гиюр.

В середине фильма появляется кибуцный раввин и высказывает свою точку зрения по этому поводу. Выясняется, что ситуация банальная: хотеть они хотят, а вот напрягаться – нет.

Слова раввина можно рассматривать с двух точек зрения. Один вариант: «Во как наворотили с этим гиюром, кто ж его пройти сможет!» И другой: «Не знать таких элементарных вещей – это же себя не уважать».

Муж, который жалуется, что «мешают и препятствуют», по словам раввина, ничего не сделал, чтобы помочь жене пройти гиюр. А она во время религиозных праздников уехала в другую страну, на выставку...

Рассказ заканчивается. Несостоявшаяся иудейка уходит из кадра, движется вдоль зеленой изгороди. На ней – короткие обтягивающие шортики. На религиозную женщину она, конечно, не похожа, зато при виде ее стройных загорелых ног царица Савская должна была бы позеленеть от зависти…

 

Вариант третий.

Чужая

 

Эта семья приехала из Литвы «ради детей»: дескать, в Израиле у них будет совсем иное будущее… Семья опять-таки смешанная, мать – нееврейка; следовательно, по Алохе дети не считаются евреями.

Сыновьям страна понравилась. Можно даже сказать, они ее полюбили и пошли защищать с оружием в руках.

Израиль постоянно атакуют. «Мирный процесс» оборачивается кровью и смертью. И один из тех, ради кого семья покинула родину, погиб.

Опытный человек при взгляде на это захоронение сразу уловит нюанс: могила погибшего солдата чуть в стороне, между нею и другими могилами – кладбищенская дорожка… То есть похоронен нееврей. Мать эти нюансы знает, и ее это задевает.

Она так и не прижилась в Израиле. Эта страна и эти люди для нее – чужие, мало того, они отняли у нее сына и похоронили его немножко «не там, где надо». Хотя и под роскошной белой плитой.

Но уехать она не может, потому что здесь ее сыновья: один в земле, другой – на земле.

Фильм «Чужая среди нас» сделан очень просто. Лицо в кадре. Разговоры. Иногда – общие планы. Просто три интервью с тремя женщинами. Однако фильм производит впечатление, запоминается и заставляет задуматься.

В самом деле, кто мешает нееврею жить в Израиле? Здесь нет гетто, нет сегрегации. Так кто же мешает? Израиль? Или сам человек?

Яна Маевская

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru