[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2005 АДАР 5765 – 3 (155)     

 

Рабби Натан Шпиро, кpaковский кабалист XVII века

Самуил Городецкий

Окончание. Начало в № 2, 2005

 

3.

Рабби Натан Шпиро был типичным ариянцем; все элементы его мировоззрения заимствованы у Ари. Читая его книги, мы на каждом шагу наталкиваемся на взгляды Ари, хотя источник обычно не указан. Последнее обстоятельство свидетельствует, что новая система уже вошла в обиход кабалистов и источник ее был до того всем известен, что не было надобности его отмечать.

Подобно Ари, рабби Натан далек от умозрительного углубления в тайны мироздания, в разрешение вопросов о Б-ге, Вселенной и других абстракциях: для него сущность кабалы заключается в практической ее стороне, в учении об «Ойлом а-тикун», о спасении души, о «гилгуле» и «ибуре». Рабби Натан занимается тем, что «разоблачает» – в кого какая душа и для какой цели переселилась. Это для него главное. Если иногда он касается и других вопросов, то только мимоходом и только в связи с центральной и захватившей его идеей об «Ойлом а-тикун».

Рабби Натан не вносит в кабалу ничего нового; он и не стремится к этому. Пользуясь учением Ари о «гилгуле» и связанных с ним теориях, он со своей стороны только подкрепляет его доказательствами, черпаемыми в тексте Торы путем словосочетания (рошей тейвос, софей тейвос, гиматриойс, нотрикон и церуфей шмойс) – обычной аргументации кабалы вообще и ариянской в частности. В этой области рабби Натан отличается замечательным искусством; с помощью метода словосочетаний он делает самые смелые комбинации в области тех мистических истин, которые на веру были им восприняты от учителей. «Лико мидо делой ремизо бе-орайсо» («Нет ничего, о чем не было бы уже намека в Topе») – это талмудическое правило, служившее руководством для всех кабалистов, для рабби Натана имеет особенно существенное значение. «В ночь девятого ава, – рассказывается в одной агоде, – после разрушения Храма праотец Авраам подошел к месту, где стояла Святая святых, но был схвачен Г-сподом за руку и остановился. “Что привело Моего друга в дом Мой?” – спросил его Г-сподь. “Владыка Вселенной, где дети мои?” – воскликнул Авраам. “Они провинились передо мной, и я изгнал их”, – ответил Г-сподь». И вот рабби Натан предается по поводу этой агоды таким размышлениям: «С чего составитель Мидраша взял, что праотец Авраам входил в Храм? Где в Topе намекается на это?»

Ариянский «Ойлом а-тикун» является, как уже сказано, краеугольным камнем всей системы рабби Натана. Он, как и Ари, видит в прародителе Адаме, этом «создании рук Б-жиих», первопричину всех перемен, происшедших в мире; согрешив вкушением от Древа познания, Адам явился виновником воцарения в мире зла. Прародитель Адам, учит рабби Натан, до грехопадения наполнял собой всю Вселенную из конца в конец; в нем скрыты были все души: «из 60 мириад душ был он соткан». «Вкусив от Древа познания добра и зла, он распался на два начала: Каина и Авеля; Каин – царство зла, Авель – царство добра. От них и произошло в мире смешение душ, праведное смешалось с греховным, греховное – с праведным». Цель настоящей жизни – очистить праведное от неправедного, извлечь и вернуть к совершенству «падшие искры» Б-жества; и в этом назначение голуса: «высвободить заблудшие души».

Манускрипт из коллекции Дж. Рейландса.    Середина XIV в.

Рабби Натан вдумывается в судьбу Израиля, от начала его существования как народа, и видит призвание его в том, чтобы высвободить Б-жественные искры, погрязшие в нечистой силе. Святые праотцы первые приступили к выполнению этой задачи, и с этой целью Авраам переселился в Египет; ту же цель имело и переселение всего народа в Египет. Лишь после того, как евреями была выполнена эта задача извлечения искр Б-жества из царства дьявола, «они сподобились получить писанную Тору». То же повторилось и в вавилонском плену: только исполнив задачу очищения добра, «иудеи получили возможность завершить создание устной Торы». Был, правда, один момент, когда мир охвачен был благостью, когда всюду воцарилось добро, когда всё стало совершенством и вернулось к своему Первоисточнику, к состоянию, существовавшему до грехопадения Адама и Евы, – это был момент Синайского откровения. В тот момент, говорит старая еврейская мистика, «притупилось жало древнего Змия». Но вот евреи согрешили в деле «золотого тельца», и снова воцарился мир смешанных начал, снова рассеялись искры добра, поглощенные царством дьявола. И до той поры, пока отложение добра от зла не завершится, пока свет правды и мрак греховности слиты, – евреи останутся рассеянными в странах голуса, призванные извлечь из нечисти Б-жественные искры. В этом – разрешение загадки, почему «Израиль скитается среди народов. Ибо цель этих скитаний – возвеличить Имя Б-га». Такова теория, нашедшая позже, во второй половине XIX века, отклик у представителей «реформы» в Германии и известная под современным названием теории «еврейской миссии».

Но недостаточно одного этого – дифференциации добра и зла; нужно «самое зло исправить в корне», «извлечь искры из нечистого и поднять их в область святого», нужно добро привести к высшему совершенству. Для этой именно цели служат «гилгул» и «ибур». Четыре раза душа перевоплощается, пока не заслужит искупление за грехи прошлого. Тайной силой «ибура» в человека внедряются иногда три души, дабы помочь ему направиться на путь праведный. «Первая душа в этом случае является покровом и плотью для следующей», и все они друг другу помогают в деле искупления.

Рабби Натан вглядывается в движение истории и отыскивает там процесс переселения душ. В ком-то когда-то в древности жила душа, и она с той поры снова и снова возвращается на землю и еще не раз возвратится в будущем. Меняется лишь субъект, носитель души. Душа Адама переселилась в Авраама, затем в Ицхака и в Яакова; душа Евы – в Сару, затем в Ривку. Душа Авеля переходила последовательно в Шета и Моше; душа Арона – в Эзру; душа Пинхоса – в Илию-пророка и в рабби Акиву. Души участников «вавилонского столпотворения» переселились в содомских грешников, потом в соучастников Кораха, в сподвижников Санхерива, а в будущем им предстоит перевоплотиться в Гога и Магога.

Мир постоянно повторяется. Всё находится в непрерывном и вечном возвращении. В новом мире повторяется мир старый; в обновленной форме появляется то, что давно минуло. Нет ничего нового. «То, что было, – снова будет, что совершено – снова совершится».

 

4.

Pабби Натан созерцает Вселенную и восхищен мировой гармонией; его пленяет стройность мироздания: «Всё в творениях Б-га совершенно, ни прибавить нельзя, ни убавить!»

Обращая свой взор на народ израильский, он всюду встречает в нем двойственность. Древняя еврейская мистика заставляет Б-га говорить евреям: «Дети Мои, все творения Мои двойственны: небо и земля, солнце и луна, Адам и Ева, этот и тот свет». Рабби Натан развивает эту мысль: «Тора писанная получена нами из рук двух столпов – Моше и Арона; то же и в следующие эпохи: представители таннаев – Шемая и Авталион. Гилел и Шамай, Рабби и рабби Натан; представители амораев – рав Аши и Равина и т. д.»

То же явление дуализма он замечает и в задаче совершенствующегося человека: «Его отношения двояки – к Б-гу и к человеку, а последнее, в свою очередь, бывает двух родов – отношение человека к самому себе и его отношение к другому человеку».

Ту же черту двойственности рабби Натан видит и в буквах Торы. Они бывают двух разрядов: «Один разряд – это 22 буквы алфавита от “алеф” до “тов”, которым соответствуют 22 скрытых “канала” – проводники сил путем эманации (“циноройс”): каждой букве – ее невидимый канал, через который изливается на землю творческая сила... Второй разряд имеет 27 букв, включая буквы, коим соответствуют 27 каналов и 27 комбинаций имени Б-га, – 13 явных и 14 тайных».

Мир создан через буквы Торы, учит рабби Натан. «Тора является законом, пределом и мерой, установленными свыше; она исчерпывает собой всю сущность вещей». Тора и мир параллельны: «В Topе мириады букв, каждая из которых содержит в себе еще мириады; мир – таинственное хранилище “мириад каналов” и небесных окон, через которые изливается на землю творческая сила». «Душа каждого еврея имеет свою букву среди 60 мириад букв Торы; но в Торе имеется на 65 букв больше сверх этого количества, что следует отнести на счет Шхины…» Здесь корень таинственной связи, союза мистической троицы, выраженной в формуле: «Б-г, Тора и Израиль – одно единое».

Таким образом, «душа каждого еврея имеет своего двойника в какой-либо букве Торы. Дух – это начало мужское, буква Торы – начало женское, и подобно тому, как женское подчиняется мужскому, так Тора подчиняется воле души израильской. Заповеди Торы имеют целью жизнь, а не смерть человека; заповедь отступает перед ценностью еврейской жизни». В рабби Натане жили раввин-законовед и кабалист; здесь, в его взгляде на значение заповеди, мистик взял в нем верх над законоведом.

Отсюда уже ясно, что для рабби Натана евреи являются центром и целью мироздания. Только они сподобились быть созданными из букв Торы, только они находятся в тройственном союзе с Б-гом и Торой. «Каждый еврей воплощает в себе трех праотцев и весь огромный мир». «Все народы живут под общей опекой Провидения, евреи же живут под специальной опекой».

От культа нации в своей кабалистической системе р. Натан переходит к культу национальных героев. Величайшим из них является Моше, мистической оценке «души» которого он посвящает целую книгу.

«Душа Моше, – говорит рабби Натан, – соткана из 60 мириад букв Торы и из 613 заповедей и таким образом воплощает в себе душу всего израильского народа»; когда она сошла на землю, вместе с нею сошла и Шхина. В день рождения Моше, 7 адара, «в небе зажигаются все мириады букв Торы, из которых соткана его душа, все мириады таинственных каналов творчества в мире». Из века в век, в продолжение всех эпох эта великая душа «излучает сияние, насыщая и питая им всю Вселенную».

Душа Моше жила первоначально в Авеле и Шете, перевоплотившись в нем в третий раз… Троекратное перевоплощение его души соответствует числу трех патриархов – Авраама, Ицхака и Яакова, ибо «Моше сочетал в себе души этих святых праотцев». Уже в самом имени Моше рабби Натан находит Б-жественный и великий смысл. Путем кабалистических «гиматриойс» – различных хитроумных словосочетаний – рабби Натан выводит, что «в имени Моше содержится имя Б-га».

Моше, говорит дальше рабби Натан, был «свой человек» на Небе. От слова его всё там приходило в волнение, метались ангелы Г-сподни. «Когда Моше восклицал: “Слушай, Израиль, Г-сподь Б-г наш – Б-г один!” –  архангел Метатрон сплетал венцы его молитве, и ангелы в смятении вопрошали друг друга: “Кто он, всколыхнувший миры?” “Это Моше, гений Израиля!” – отвечал им Метатрон».

Манускрипт из коллекции Дж. Рейландса. Середина XIV в.

Личность Моше является воплощением добра и справедливости; в нем «соединились мир и правда, милость и истина». Отдавая всю жизнь на то, чтобы стать посредником между Б-гом и Израилем, он молился не только за свое поколение, но и за все поколения грядущие, ибо наперед знал всё, что ждет Израиль и его учение в будущем: «Г-сподь раскрыл перед Моше тайны всех поколений». Моше молился за поколение Иеремии и разрушения первого храма, за поколение «святого Рабби» и его век гонений и насильственных крещений.

В тот момент, когда дана была Тора, Моше достиг апогея своего величия. Когда он взошел на небо, чтобы взять Тору, – рассказывает древняя мистика – архангел Метатрон посвятил его в тайны Торы в семидесяти ее толкованиях и на семидесяти языках. На этом основании рабби Натан говорит, что Метатрон, руководитель всех ангелов, был учителем Моше – так же как и архангел Михаил… В этот момент обнародования Торы, учит рабби Натан, Моше поднялся... до степени ангелов, даже до степени самого Творца. Он свел Шхину с неба на землю, и вся она сделалась его достоянием.

И всё-таки Моше, изучив и познав столько, «сколько нельзя познать обыкновенным человеческим умом», в конце своей жизни считал, что он «едва только начал постигать смысл Б-жества, что, в сущности, он еще ничего не постиг в премудрости Торы». Всё, что он познал, было ничтожно перед той страстью к познанию, которая овладела им. И с этой целью он обратился к Б-гу с просьбой допустить его в Обетованную землю, ибо только там, в «стране жизни», он сумеет подняться до познания «трех высших сфир – Венца, Мудрости и Разума»; здесь же, в пустыне, за пределами Святой земли, он удостоился только познать низшие семь «сфир». Моше рвется в Обетованную землю не только ради достижения своего личного совершенства, но и для того, чтобы искупить мир Царством Б-жиим и изгнать из него греховность и язычество. Он стремится поставить «Б-га земного против врат небесных», ибо в Святой земле врата эти приходятся против небесной «Меркавы» – трона Б-жества. Рабби Натан здесь чрезвычайно распространяется: он излагает 252 мотива, объясняющих стремление Моше в Обетованную землю.

Еврейская мистика не может пройти мимо столпов и создателей «устной Торы», не связав их с Моше, творцом Торы писанной. Гилел является плотью от плоти Моше; продолжительность его жизни, 120 лет, равна продолжительности жизни Моше; число его учеников, восемьдесят, соответствует числу лет Моше в момент его прихода к фараону от имени Б-га. Рабби Натан, как всегда, умудряется путем гиматриойс находить этой своей мысли подтверждающие указания и намеки в Торе.

И само собой понятно, что тот, кто, по преданию, является творцом кабалы – рабби Шимон бен Йохай, был также воплощен в Моше; «он – отблеск души Моше». Подобно тому, как Моше составил пять книг Торы, так и рабби Шимон бен Йохай составил пять глав «Сафра де-цниюта». Намек на это содержится в словах псалма (68,19), из которых последнее содержит инициалы Шимона бен Йохая.

Из всего вышеизложенного видно, что рабби Натан Шпиро как посредством своих письменных трудов, так и устно, в синагогальных проповедях, старался распространить идеи ариянской кабалы среди польских евреев.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru