[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2005 АДАР-2 5765 – 4 (156)     

 

УЧЕНИЕ РЕБЕ ОБ УЧЕНИИ

Арье Саломон

 

Преображение мироздания

 

Свидетельства Торы

Тора говорит, что разведчики, посланные Моше высмотреть землю Кнаанскую, вернулись в растерянности и объявили: «Не можем мы идти на народ тот, ибо он сильнее нас» (Бемидбар, 13:31). Ребе указывал: в этих словах заключается ложная предпосылка, будто преображение нашего дольнего бытия – невозможно. По Ребе, разведчики исходили из представления о том, что тварный мир природы является реальностью в себе самом, а не подчиняется духовному царству. Восприятие реальности, нашедшее выражение в словах разведчиков, предполагает существование абсолютной границы между духовным и материальным, между мирами Б-га и миром человека. Б-г всемогущ, силы человека – ограничены, и, значит, сотворенное Б-гом человек изменить не может. Именно поэтому разведчики выступили против завоевания Кнаана и предпочли продолжить служение Б-гу в пустыне. По Ребе, жизнь в пустыне, земли которой непригодны для обработки, – это жизнь, свободная от земных помыслов и всецело сосредоточенная на духовном. Мы видим, что разведчики были весьма последовательны в своем заблуждении.

Важно помнить: разведчики выбирались среди лучших и были людьми высочайшей нравственности. Раши специально подчеркивает в своем комментарии, что о посланных высмотреть Кнаан в Торе сказано «все эти мужи», а «везде в Писании “мужи” означает “почтенные, достойные”» (Раши на Бемидбар, 13:3). Поэтому проблема, с которой мы сталкиваемся, размышляя над этим эпизодом Торы, весьма сложна и неоднозначна.

Один из аспектов проблемы связан с тем, что слова разведчиков «народ тот сильнее нас» могут быть прочитаны по-разному. В оригинале для передачи значения «сильнее» в Торе употребляется слово «мимену», которое может быть понято и как «сильнее, чем мы», и как «сильнее, чем Он». В комментарии Раши, со ссылкой на комментарий Сота, подчеркивается: «сильнее Он нас (или: Его). Будто такое возможно, сказали так по отношению ко Всевышнему (то есть они святотатствовали)» (Сота, 35 а; Арахин, 15 а).

По сути разведчики объявили не только то, что преображение земли Кнаанской не под силу пришедшим из пустыни евреям, но что эта задача неразрешима для Б-га.

Ребе показывает нам внутреннюю противоречивость и несостоятельность такой позиции. Разведчики – люди Б-гобоязненные, и они признают, что мир является Б-жиим творением. А из этого следует, что мир принадлежит Б-гу. И при этом, если исходить из представлений, косвенно выраженных в словах разведчиков, Б-г, которому принадлежит этот мир, не может распоряжаться Своей собственностью по Своему усмотрению. То есть разведчики отрицают всемогущество Б-га! Причина этого – в исходных ошибках представлений, которых они придерживались. «Теология разведчиков» объявляет завоевание материального царства во имя духовных ценностей невозможным, она не подразумевает преображения мира. Тора учит: «Берегите же очень души ваши, так как никакого образа не видели вы в тот день, когда говорил с вами Б-г у Хорева из огня» (Дворим, 4:15). Это научение разведчики усвоили, но их ошибкой была вера в то, что Создатель мира и физических тел, заповедавший блюсти души, создал физическое не ради того, чтобы оно прошло преображение и вместило в себя духовное. Им казалось, что подобное преображение противоречит законам природы – законам, установленным Самим Творцом. Именно о неправильности предпосылок такой теологии говорит эпизод с разведчиками.

О повиновении законам природы сказано и в Талмуде (Псохим, 67б), и кабалистами (Зогар, II, 111а, 112б): подобная мысль звучит с акцентом на том, что не следует полагаться на чудо. Но и Талмуд, и кабалисты признают телесное и физическое инструментами Б-жественной воли.

Рамбам также отмечает, что телесное здоровье – предпосылка духовной активности (Законы знаний, 4:1). А первые хасидские наставники, в частности Баал-Шем-Тов, настойчиво напоминали ученикам, что не следует разграничивать телесное и духовное, наоборот, нужно стремиться, чтобы тело соучаствовало в нашей духовной жизни. Недаром Магид учил: даже незначительные телесные изъяны могут стать серьезным препятствием для наших духовных усилий.

 

Свидетельства мидрашей

В подтверждение того, что представления о преображении мироздания составляют самую сущность нашей веры, Ребе ссылается на мидраши, в частности на то, как использовал их Раши в комментарии к Торе.

Комментируя первый стих книги Брейшис, «В начале сотворения Б-гом неба и земли», Раши приводит и слова псалма: «Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен» (Теилим, 111:6). Сама эта ссылка подтверждает права народа Израиля на Кнаанскую землю. Земля Израиля – олицетворение царства святости, что подтверждается и Торой, которая говорит о Земле обетованной, что это «страна, о которой Б-г, Всесильный твой, заботится всегда, глаза Б-га, Всесильного твоего, на ней от начала года и до конца года» (Дворим, 11:12). А поскольку сказано пророком Хабакуком о Всесильном: «Чисты глаза Твои, чтобы видеть зло, и смотреть на беззаконие не можешь Ты» (Хабакук, 1:13), то Израиль в таком контексте олицетворяет осознанную покорность Б-жественной воле (причем акцент делается на осознанности подобного поведения, ибо в противном случае был бы нарушен примат свободного выбора).

В Мидраше слово «эрец» («страна») толкуется как производное от глагола «рац» («вести дела»). Тем самым понятие «страна Израиля» подразумевает, что народ Израиля исполнен глубочайшего внутреннего стремления следовать воле Б-га. Кабалистическая литература указывает, что в иврите слово «Израиль» будет читаться как акростих из начальных букв фразы «в Торе 600 000 букв». А если говорить не о народе в целом, а о каждом человеке в отдельности, то Израиль выступает эквивалентом стремления к совершенству в Б-жественном служении, подразумевающим и подавление в себе отрицательных качеств, и исполнение всех заповедей «делай».

Для Ребе в истории Земли обетованной, – которая изначально была населена семитами, затем завоевана племенами Кнаана, а потом вновь отвоевана во имя того, чтобы стать Святой землей, – можно видеть аналогию тому, как мирское преображается в священное. Кроме духовного служения Б-гу, все наши земные усилия также должны быть направлены ко Всевышнему: «Во всех путях твоих познавай волю Его, и Он выпрямит стези твои» (Мишлей, 2:6). Завоевание Кнаана в том числе символизирует использование времени, формально отпущенного на помыслы о земном, во имя духовного.

Ребе подчеркивает: как завоевание Кнаана сделало эту страну сущностно иной, так и преображение материального мира направлено на его одухотворение. В свете подобных представлений понятно особое значение преображения народа, пребывающего в рассеянии, в народ Святой страны, ибо тем самым физическое преображается в духовное.

 

Алохические свидетельства

Претворение идеалов в жизнь должно опираться на алохический закон. Однако вспомним: проживание в среде, враждебной духовным ценностям, трактуется как крайне нежелательное. Рамбам, систематизируя алохические установления, указывал: следует всячески избегать жизни в окружении тех, чьи нравы несовместимы с законами Торы. Значит ли это, что материальное – то есть среда, в которой мы живем, – довлеет над нами? И можно ли говорить о преображении материального, ведь закон велит нам отступиться? Ребе обращает внимание на то, что правило, выведенное Рамбамом, следует читать в контексте вводных замечаний к тому разделу, в котором это правило сформулировано. А Рамбам говорит во введении, что люди инстинктивно склонны поддаваться давлению среды. Отсюда следствие: правило Рамбама распространяется на тех, кто недостаточно самостоятелен, и не касается тех людей, кто обладает сильной мотивацией, направленной на преображение косного окружения – и располагает необходимыми для этого силами. Правило, сформулированное Рамбамом, призвано оберегать от негативных последствий, а не блокировать активность, направленную во благо.

 

Свидетельства кабалы и хасидизма

Учение о преображении мироздания – один из краеугольных камней учения Хабад. Характерно, что и кабалистическая, и хасидская традиции постоянно возвращались к толкованию и комментированию вещего сна Йосефа, который он рассказывал братьям: «Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот поднялся мой сноп и стал, и вот кругом стали ваши снопы и поклонились моему снопу» (Брейшис, 37:7). Ребе тоже не раз возвращался к символике этого сна, но сейчас нас интересует прежде всего то, что связано с темой преображения мироздания. Перед нами стоит великая задача собирания рассеянных искр и восстановления мира в том облике, в котором он был замыслен Б-гом. Рабби Шнеур-Залман из Ляд писал, что мы должны вознести эти рассеянные искры Б-жественности из их состояния «отпадения от Б-га» к единению с Б-жественным. Символика сна Йосефа дает представление о сущности этого восстановления: отдельные колосья, разбросанные по полю, собираются и вяжутся в снопы.

Ребе подчеркивал, что для правильного понимания наших усилий в этом направлении мы должны вспомнить о том, что события, отраженные во сне Йосефа, развертываются в поле. Поле – это внешнее пространство, и чтобы очутиться там, мы должны покинуть жилище, иначе говоря, сделать осознанное усилие и выйти в мир, за пределы организованного нами и оберегающего нас пространства. Речь идет и о преодолении границ нашего «я»: только тогда возможно «собирание колосьев». Наш личный внутренний рост на путях постижения Торы и исполнения заповедей чрезвычайно важен, однако это еще не всё: наша функция в мироздании к этому не сводится, мы должны оставить «обитель учения» и действовать за пределами ее стен.

Поясняя этот образ, Ребе напоминал: в соответствии с учением школы Хабад, человек, вознамерившийся трансформировать к лучшему косную среду, окружающую его, получает поддержку от Б-га, которая прежде всего защищает его от негативного воздействия этой среды. Напоминая положение Талмуда о том, что всякий, возжелавший очиститься, получает в том Б-жественную поддержку, рабби Шнеур-Залман из Ляд утверждал, что всякий, возжелавший очистить своих близких, тем самым исполняет не только букву, но и дух Закона, расширяя зону активности, поддерживаемой свыше.

Важно замечание Ребе о том, что собирание искр подразумевает нашу особую активность на периферии зоны, возникающей вокруг некоего духовного центра. Этот центр является местом учения, периферия же – полем, где следует собирать колоски и вязать их в снопы. Ребе весьма радикален в своих формулировках. Так, он вспоминает высказывание рабби Шнеура-Залмана, проводившего параллель между возвращением через тшува к Б-гу отдельного человека и собиранием искр в масштабе всего мироздания.

Ребе подчеркивал: не случайно в круге годовых чтений Торы раздел, в котором повествуется о сне Йосефа про снопы, выпадает, как правило, на субботу между хасидским праздником 19 кислева (днем освобождения рабби Шнеура-Залмана из узилища) и праздником Ханука. В свое время рабби Ишайя Горовиц сформулировал правило, согласно которому чтение того или иного раздела Торы глубочайшим образом связано с тем периодом, когда это происходит. Следуя этому правилу, Ребе показывает: оба праздника, соотносимые с чтениями о сне Йосефа, в своей символике заключают идею преображения периферии. Праздник 19 кислева знаменует начало распространения учения хасидов среди широкого круга последователей. Так же в символике Хануки заключен акцент на расширении духовного влияния на мир, что находит выражение и в том, что праздничная менора обязательно располагается таким образом, чтобы свет ее был виден снаружи. Ханукальная менора освещает внешнюю тьму, несет свет вовне – тьма отпадения от Б-га преодолевается через совершение тшувы.

Следуя книге Зогар, Ребе поясняет глубинный смысл воздаяния в виде сорокалетнего скитания по пустыне, наложенного на народ Израиля за вину разведчиков, побоявшихся войти в землю Кнаанскую. Тора говорит: «По числу дней, в течение которых высматривали вы страну, сорок дней, по году за каждый день, понесете вы наказание за вину вашу, сорок лет, чтобы поняли вы, что отвратили вы сердца свои от Меня» (Бемидбар, 14:34). Ребе указывает: идея, которую должен был вынести из этих скитаний Израиль, состояла еще и в понимании того, что даже пустыня может преобразиться, если только это будет угодно людям. Пророк Ирмияу дает пустыне такое определение: «Земля степей и пропастей, земля иссохшая и земля могильной тьмы, где никто не проходил и не жил человек» (2:6). Акцент здесь сделан на том, что эта земля неплодоносная и необитаемая. Однако присутствие Израиля меняет пустыню. Она становится обитаемой, не иссохшей – ведь там, где находится стан евреев, бьет источник Мириам, а рядом с ним пробивается растительность…

В ответ на «теологию разведчиков» Израилю было явлено: мироздание может быть преображено, а материальное поддается духовному воздействию.

 

Примат действия

Сколь настойчиво Ребе напоминал, что задача человека – преображение мироздания и превращение его в истинную обитель Б-га, столь же постоянно он подчеркивал, что это преображение достигается прежде всего через действие. Но чтобы физическое действие могло преобразить мир, оно должно быть таким действием, толчком к которому служит верность духовному идеалу.

Ребе указывал: в кабале мир физических проявлений получил название Ойлом а-Асия («мир действия»), в иерархии миров он является самым нижним. В этом мире более всего проявляется отдаленность от Б-жественной реальности, но тем насущнее становится задача трансформации этого мира.

Через исполнение заповедей осуществляется единение человека, в его «физичности», и Б-га, в его духовности, и тем самым Б-г воздействует на физическое бытие и дает нам инструмент для его преображения.

 

Свидетельства Торы

Доказательство того, что духовное может и должно оказывать воздействие на физическое, Ребе видит в благословении, которое совершается при брис мила.

Рамбам обращает внимание на то, что соблюдение заповеди об обрезании в ее современном виде восходит не к Аврааму, совершившему обряд брис мила, но к заповеди, данной Б-гом Моше: «А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его» (Ваикро, 12:3). Однако Ребе напоминает, что в благословении присутствует особое упоминание Авраама.

Мидраш проводит разницу между заповедями, исполняемыми до Синая – и после. Пользуясь образным сравнением, Мидраш говорит: первые подобны ароматической отдушке, тогда как вторые – настоящим духам.

И всё же в благословении при брис мила говорится о «завете Авраама», а эта формула, несомненно, слабее, чем «завет с Б-гом».

Чтобы разрешить это противоречие, Ребе напоминает слова рабби Шнеура-Залмана из Ляд о том, что брис мила «отмечает вхождение души Б-жественной». Далее Ребе цитирует слова Талмуда, которые, казалось бы, противоположны словам рабби Шнеура-Залмана: согласно Талмуду, душа существует еще до рождения. И Талмуд говорит, что «ребенок во чреве матери научен внутренней Торе» (Нида, 30б). Более того, Талмуд указывает: существование души до рождения выше, чем после, ибо до рождения она не сталкивается с отвлекающим ее и мешающим ей воздействием животной души (Сангедрин, 91а). Но Ребе считает, что понятие «вхождение», использованное рабби Шнеуром-Залманом из Ляд, относится к воздействию Б-жественной души на тело, когда их совместное бытие превращает тело и душу в единую сущность. Бытие Б-жественной души до рождения – стадия, которая предшествует ее схождению в тело, на этой стадии даже животная душа младенца не является еще независимой сущностью, ибо ее бытие поддерживается питанием, поступающим от матери. И именно после рождения, во время брис мила, присутствие Б-жественной души проявляется во всей осязаемости, становясь знаком вечного завета на физическом теле: «Непременно будет обрезан тот, кто в доме твоем рожден, и тот, кто куплен за деньги твои, и будет союз Мой в вашей плоти запечатлен – вечный союз» (Брейшис, 17:13). В этом Ребе видит указание на примат действия.

На иврите сочетание «брис ойлом» может означать как «вечный завет», так и «завет для мира». Поэтому Ребе указывает, что заповедь о брис мила имеет особый статус, ибо она призвана сделать завет, заключенный с народом Израиля, явным для всего мира. Заповедь обрезания особенно важна для иудаизма, потому что она демонстрирует физическое воздействие идеалов, выраженных в Торе, на тело человека. Также и остальные заповеди являются средством для преображения и возвышения самых «физичных» сторон человеческого существования.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru