[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2005 АДАР-2 5765 – 4 (156)     

 

Тевье-молоЧник  из Олимпийской деревни.

Наш ответ американскому мюзиклу

 

Мюзикл в постановке Владимира Назарова и Николая Попкова

«Поминальная молитва, или Скрипач на крыше»

Москва, 2004.

Американская телеверсия знаменитого мюзикла Джерри Бока «Скрипач на крыше», в отрывках показанная по российскому телевидению, начиналась с того, что актеры, выполняя энергичные движения, означавшие деревенскую работу, хором повторяли слово «традишен». Дескать, посмотрите, как евреи любят свои традиции: в украинской деревне по-английски поют это слово. На взгляд российского еврея, выглядит всё это диковато, а вот в Нью-Йорке имело успех. Мюзикл, впервые поставленный в 1964 году, шел непрерывно более трех тысяч двухсот сорока раз, что является абсолютным рекордом существования бродвейского мюзикла.

В музыкальном спектакле Государственного музыкального театра национального искусства «Поминальная молитва, или Скрипач на крыше» в постановке Владимира Назарова артисты, стоя на вращающемся помосте, скандируют слово «обычай». Тоже три слога, на музыку ложится хорошо… Таким образом, преемственность налицо.

«В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище… Таков обычай! Здороваясь, русские снимали шапки. Евреи шапок не снимали никогда!.. Обычай!» – открывает действие Тевье, обращаясь к залу.

Спектакль представляет собой соединение наиболее ярких моментов американского мюзикла и пьесы Григория Горина «Поминальная молитва», написанной по повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». Причем музыкальные моменты сценически повторяют мюзикл, а драматические отрывки отсылают к постановке Марка Захарова по горинской пьесе. В оформлении занавеса и декораций использованы образы из полотен Шагала, в хореографическом решении – традиционные еврейские танцы. Весь этот набор узнаваемых элементов еврейской культуры обеспечивает достаточную яркость спектаклю, жанр которого я определить затрудняюсь. Спектакль не столько о бывших российских евреях из черты оседлости, сколько о том, как, в соответствии со сложившимися стереотипами, видят их доброжелательно настроенные представители других национальностей.

«Поминальная молитва, или Скрипач на крыше» поставлен режиссерами Владимиром Назаровым и Николаем Попковым минувшей осенью, и первый год идет как премьерный. Он выдвинут на театральную премию «Золотая Маска» по трем номинациям: лучший спектакль, лучшая женская и лучшая мужская роль. На лучшую женскую роль номинирована Людмила Гордиенко, сыгравшая Голду, жену Тевье. Для нее это не первое обращение к образу Шолом-Алейхема. Людмила Гордиенко играла ее в спектакле «Тевье из Анатовки», поставленном в свое время Юрием Шерлингом в Камерном еврейском музыкальном театре. Актер Игорь Томилов, играющий Тевье, претендует на лучшую мужскую роль. Нельзя не отметить яркую игру заслуженного артиста России Александра Резалина в роли свата Менахема-Мендла (театралы запомнили этого актера по театру-кабаре Григория Гурвича «Летучая мышь»).

В концертном комплексе Олимпийской деревни, где базируется Государственный музыкальный театр национального искусства под управлением Владимира Назарова, полуторатысячный зал заполнен на три четверти, в основном неевреями. Публика заинтересованно следит за действием, где надо – смеется, где надо – сострадает. Это означает, что еврейская тема перестала быть запретной, неуместной или экзотической, как было при советской власти, она не вызывает у зрителя отторжения. Можно сказать, что спектакль, построенный на еврейском материале и посвященный общечеловеческим проблемам, сегодня становится естественной частью российского театрального процесса.

Александр Рапопорт

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru