[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2005 ТАМУЗ 5765 – 8 (160)

 

ЕВРЕЙСКИЕ ВОЛНЫ ПРИКАМЬЯ

(история пермского еврейства в лицах)

В городе-миллионере Перми, бывшем Молотове, публика в высшей степени интеллигентная. И, как все интеллигенты, склонная к дискуссиям. В ходе этих дискуссий спорили, в частности, о том, сколько волн еврейской миграции «захлестывало» в свое время Уральский регион. Насчитали пять…

 

В Перми, не в обиду будь сказано другим городам, действительно поражает общий высокий интеллектуальный уровень людей, с которыми мы общались. Статистика – вещь коварная, но как тут не вспомнить, что в 1869 году в Перми у евреев один учащийся приходился на 36 лиц обоего пола, у православных – на 162, а у магометан – на 267 человек.

Уровень образования среди еврейского населения был высоким не случайно. Хотя вначале основу пермской еврейской общины, как и везде на Урале, составляли солдаты-кантонисты (недаром первая синагога называлась «солдатской»), в дальнейшем, после реформ Александра II, община росла за счет лиц, имевших право жительства вне черты оседлости. А это были квалифицированные ремесленники (часовщики, кожевенники, работники маслобоен, мыловарен и типографий), фельдшеры, провизоры, дантисты, позже – купцы 1-й и 2-й гильдий и лица с высшим образованием. Евреи Перми составляли небольшую часть населения, и процентная норма (5% вне черты оседлости) не препятствовала еврейским детям поступать в реальное училище, государственные и частные гимназии.

Похоже, с тех пор в пропорциональном соотношении ситуация кардинально не изменилась – разве что в численном… Город этот не только высокоинтеллигентный, но и чрезвычайно национально- и веротерпимый. Что, вне всякого сомнения, находится в прямой зависимости. Раввин здесь, в отличие от некоторых других городов Урала, выходя на улицу, не надевает поверх кипы «лужковскую» кепку. Нет надобности. Впрочем, оказалось, что в Перми толерантность к представителям других конфессий и национальностей – это традиция.

Так, Пермь миновали антисемитские погромы – и в 90-х годах ХIХ века, и в 1905 году, после Манифеста 17 октября. Пермский губернатор запретил издание черносотенной газеты – сначала в Екатеринбурге, входившем в те годы в Пермскую губернию, а затем и в самой Перми – и решительно пресекал выходки черносотенцев. Другой пример – приказ по Пермскому гарнизону, изданный в 1919 году, когда город был под властью Колчака, опровергающий представление о махровом антисемитизме белого движения. Согласно этому приказу, солдаты-евреи освобождались от несения воинской службы в дни празднования Пейсаха и могли принять участие в праздничных молебнах и трапезах.

Одним из первых еврейских жи

телей Перми был ссыльный декабрист Григорий Перетц. Его отец, петербургский откупщик Абрам Перетц, был одним из первых маскилим в России, мать – дочерью богатого и ученого раввина Цетлина из Шклова, а учителем Григория (Гирша) был Мендель Сатановер, известный деятель Хаскалы. Сам он выступал за воссоздание еврейского государства на Ближнем Востоке, и именно по предложению Григория Перетца паролем декабристов стало еврейское слово «херут» («свобода»). Много без вины отправленных в ссылку евреев появилось здесь в 1823 году после очередного ритуального навета в белорусском городе Велиже (их реабилитировали в 1835-м).

В Прикамье были очень сильны революционные традиции, и пермские евреи-революционеры активно участвовали в подполье, а затем и во всех русских революциях. Не миновали еврейскую общественность Перми и идеи политического сионизма – здесь действовала сионистская организация в составе 87 человек. Примечательно, что здесь в 1840-х годах проживал дед Ленина – врач Александр (Израиль) Бланк.

В 1840-х годах появилось первое еврейское кладбище, сохранившееся до наших дней. В 1869 году в Перми был один бейс-мидраш (молельный дом) и хедер (начальная религиозная школа). Деревянную «солдатскую» синагогу, построенную в 1886 году, дополнила построенная в 1903 году каменная синагога на Екатерининской, ныне Большевистской улице. В 1910 году в Перми проживало 1600 евреев, что составляло 2,6% от населения города. В начале ХХ века их основным языком общения был идиш (88% евреев признавали его родным). До революции здесь находилось еврейское двухклассное училище, библиотека, детский «очаг», общество пособия бедным евреям, богадельня, погребальное братство. Каждый год выпускались календари-cправочники, где наряду с православным и мусульманским был иудейский календарь с указанием всех праздников. Только во втором молитвенном доме имелось 22 свитка Торы, в том числе 7 общественных.

В Перми начинали свою деятельность организатор первой израильской оперы Мордехай Голинкин, выдающийся дирижер и композитор Арий Пазовский, жили и многие годы работали еврейские прозаики Бронислава и Арон Бурштейн, еврейский поэт Пейсах Яновский.

После февраля 1917 года многие пермские евреи, в свое время крестившиеся, подавали прошения об исключении их из числа православных и возвращении в иудаизм (как правило, решения по ним принимались положительные). В 1920-х годах в Перми действовала еврейская начальная школа, работали библиотека, литературный кружок, еврейский народный театр. В конце 1930-х годов всему этому пришел конец: правление еврейской общины было распущено, театр разгромлен.

 

Создается впечатление, что сегодня все члены еврейской общины Перми – сплошь учителя, врачи, преподаватели вузов, научные сотрудники, деятели культуры… И, в отличие от других городов Урала, здесь насчитывают не три, а целых пять волн еврейской миграции. Но это действительно так: первая волна – XIX век, николаевские солдаты-кантонисты. Еще две – в начале первой мировой, когда много евреев попало сюда из приграничных районов Российской империи, а затем – в начале Великой Отечественной войны, когда на Урал эвакуировали заводы и учреждения из западных и центральных районов СССР. О тех «военных волнах» еще можно узнать от многих, встреченных нами в пермском общинном центре «Хабад-Любавич».

И. Литке.

 

Например, от Иосифа Литке – как свидетельствует фамилия, его предки родом из Литвы. Оттуда, из города Паневежис, попал на Урал его дед: «Началась первая мировая война, – рассказывает Иосиф Юлисович. – Считали, что, если придут немцы, евреи могут стать их пособниками, поэтому всех посадили в вагоны и отправили на Урал. Так в 1914 году они здесь и осели». А в 1941-м, в первых числах сентября, 15-летний Иосиф Литке со слепой бабушкой из города Пушкин пешком дошел до Ленинграда, а затем чудом спасся из окружения через станцию Луга. 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады…

Якову Озерсону – 83 года. Этот крепкий старик прошел всю войну: участвовал в боях под Москвой и на Курской дуге, освобождал Прагу и брал Берлин, награжден многими боевыми орденами и медалями. После ранения под Москвой окончил танковое училище, воевал в составе 10-го Уральского добровольческого танкового корпуса, после войны приехал на Урал к родителям, находившимся здесь в эвакуации, да здесь и остался. «Честно говоря, я не имел ни малейшего представления об Урале и о том, где он вообще находится, – говорит Яков Григорьевич. – Но куда ж еще ехать? Конечно, к папе с мамой. Так и приехал…» Часовым мастером он проработал 63 года.

Но, оказывается, были и другие миграционные потоки, ведущие в Пермь. Например, в начале 1930-х годов, когда евреи с Украины спасались на Урале от голода. Тогда, в голодомор 1932–1933 годов, из-за полной конфискации сталинскими властями урожая зерна на Украине умерли, по разным подсчетам, до 10 млн человек, в том числе 4 млн детей. Люди ели собак, крыс, нередки были случаи каннибализма…

В. Новоселицкий.

 

Еще одна волна миграции евреев на Урал – в 1950-х годах, в период разгула антисемитизма, когда путь еврею в высшие учебные заведения на той же Украине был практически заказан. Об этом нам рассказал Владимир Новоселицкий: «Когда в Киеве я попытался опротестовать результаты последнего из вступительных экзаменов, на котором меня сознательно завалили, председатель приемной комиссии сказал мне: “Вам надо не в вуз поступать, а газированную воду на углу продавать!”» На следующий год Владимир Маркович приехал поступать в Пермь, успешно сдал все экзамены и поступил в университет на геофизический факультет.

Владимир Новоселицкий – человек выдающийся. Главный научный сотрудник Горного института Уральского отделения РАН, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный деятель науки России, лауреат премии профессора Максимовича, автор более 200 работ, 20 изобретений и нескольких монографий. Награжден орденом «Знак Почета» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Серебряной медалью имени Капицы и медалью имени Гамбурцева, внесен в список почетных людей Института географии США… Но, оказывается, Владимир Маркович еще и стихи пишет. Один из разделов его поэтического сборника, вышедшего в 2002 году, называется «Иудейский дневник».

 

Последний вечер в Модиине,

Прохлада солнцу вопреки.

Не взорван я еврейской миной

И к вам приеду, пермяки.

Там, в сосняке, я вроде дома.

Пусть комары, а здесь их нет,

Зато весной раскаты грома,

Хамсина летом нет примет.

Чужбина здесь.

       Там не чужбина ль?

Но там я весь, рассвет там мой,

Березы, сосны и осины

Зовут, зовут к себе домой…

Я. Озерсон.

Часто в разговорах с пермяками на разные лады звучала фраза: «Все, кто хотел, отсюда уже уехали». Конечно, возможны и другие «волны», будут уезжать еще – уже дети и внуки тех, кто остался. И не в последнюю очередь потому, что получат здесь еврейское воспитание и образование, познакомятся с традициями своего народа. Но уезжают далеко не все. И остаются, и возвращаются – ведь это и называется жизнью. А нормальной еврейской жизнью это можно назвать в том случае, когда сохраняются память, и преемственность, и связь. В том числе с тем местом, где ты родился, теми городами и весями, где живут твои родственники.

И. Карпенко

 

МАЗЛ ТОВ!

Дорогую сестру Фрейдину Бэллу поздравляю с 75-летием! Желаю здоровья, радости, любви близких, жить до 120 лет и быть в 120 как в 20!

Фрейдина Елена

 

Наших дорогих и любимых Геннадия Абрамовича Луковского и Леонида Симховича Глуза поздравляем с днем рождения. Желаем здоровья, счастья, долгих лет жизни.

Евреи Курска

 

Друзья, коллеги и ученики поздравляют основателя и сопредседателя российского центра «Холокост» Илью Александровича Альтмана с 50-летием. Профессиональный историк-архивист Илья Альтман стал одним из первооткрывателей трагедии евреев в годы Великой Отечественной войны, автором множества научных публикаций, замечательным лектором и признанным международным авторитетом. Желаем юбиляру суперздоровья и много ярких творческих открытий!

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru