[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2005 ТАМУЗ 5765 – 8 (160)

 

«ГЛАВНОЕ – НЕ НАДО БОЯТЬСЯ»

Вторая по величине еврейская община Пермской области – в Березняках. Совсем недавно раввином здесь стал Борух Кабановский, помощник и воспитанник р. Залмана Дайча. Пришло и официальное уведомление: еврейская община города Березняки получила права юридического лица – свидетельство о государственной регистрации.

Впрочем, Боруха Кабановского в Березняках знают давно и любят за доброту, ум, знания. «Березняки от Перми – часа два на машине или три с половиной на автобусе, – объясняет Борух. – Город маленький, всего 180 тысяч населения. По переписи здесь 120 евреев, но на самом деле больше».

В общине – около 100 человек, 10–15 человек стабильно приходят на молитву, на уроки Торы. Вблизи Березняков располагаются Соликамск, Усолье, Губаха, Кизел. Теперь тамошние евреи не одиноки – у них есть свой раввин.

Сам Борух родом из Перми, родился 34 года назад в обычной советской семье, отец был коммунистом и военным инженером. Его звали Пинхас, но в документах сына было записано: Борис Петрович… До восьмого класса он учился в обычной пермской школе, потом окончил строительный техникум, поступил в Пермский сельхозинститут на строительный факультет. «Никакой традиции в семье не было, – вспоминает он. – Кое-что помнила бабушка, но объяснить нам ничего не могла, а ведь ее отец был шойхетом, занимался кошерным забоем скота». Правда, как только удалось достать Тору, отец читал ее каждый день.

Борух Кабановский говорит о том, что сейчас многие, кто уехал и получил религиозное образование в Израиле, возвращаются в Россию. И хотя сам он учился в колеле в Марьиной роще, толчком к традиционной еврейской жизни стала для него поездка в Эрец Исроэл. «В 1996 году я впервые поехал в Израиль – на месяц к дяде. Был праздник Рош а-Шона. И всё, что я увидел там, произвело очень сильное впечатление». Тогда же появилось желание уехать. Но в 1997 году в Перми умер его отец, и Борух не смог оставить его могилу. В Израиле он пошел за помощью в синагогу, отцу купили место на кладбище в Израиле и похоронили там.

Однажды в Израиле Борух познакомился с выходцем из России, очень верующим. Тот рассказал, что жизнь после смерти есть, и если родственники умершего соблюдают заповеди, душа человека получает награду: «После этих слов я стал ходить в синагогу, начал молиться, целый месяц читал кадиш. Тогда же я начал соблюдать Шабос и кашрус. А когда вернулся в Пермь, стало ясно, что жизнь изменилась. Я увидел людей, которые учились, умели читать Тору, и пришел к этим людям. Я понял, что могу жить религиозной жизнью и здесь, в Перми». Тогда Борух стал регулярно ходить в синагогу, помогать общине, изучать еврейскую религиозную философию, здесь же он познакомился со своей будущей женой. Сейчас у них пятеро детей.

Летом 2001 года приехал р. Залман Дайч. До этого у Боруха был небольшой, но успешный бизнес, однако он решил его свернуть: «Я познакомился с Залманом, и началась настоящая работа. Мы поначалу сомневались в его планах, но Залман был настолько уверен в своей правоте, что мы стали работать вместе». В 2003 году в Москве открылся колель – учебное заведение для семейных евреев. К тому времени у Боруха уже было трое детей, но жена его отпустила. Два года он проучился в Марьиной роще.

«Когда я окончил учебу, рав Залман сказал, что у меня есть большой потенциал и я должен работать в полную силу. С Пейсаха 2004 года я стал ездить в Березняки, – рассказывает Борух Кабановский. – К тому времени там уже были зачатки общины, очень много делал ее председатель Залман Михайлович Мордкович. Ему 84 года, но он очень инициативный, потомок кантонистов. Он был бы представителем последнего поколения, которое проживало в Березняках: если бы царь-батюшка остался, то его выгнали бы обратно в Белоруссию».

Когда Борух приехал в Березняки, тамошние евреи боялись прийти и записаться в общину: «Вообще всего очень боялись, очень большой был страх, хотя РНЕ там нет. Одно время, правда, был человек, который хотел создать имидж таким путем». Тогда власти (с помощью евреев, конечно) поняли, что с ним надо бороться. Этому человеку предложили выбор: либо он будет более умеренным, либо сядет в тюрьму. И вдруг он из «коричневых» стал чуть ли не «зеленым»: «Почувствовал, что на этом тоже можно сделать бизнес, и все его ребята “рассосались” либо тоже стали “зелеными”: без денег всё это быстро закончилось, – объясняет Борух. – Так что у нас всё спокойно. А что касается бытового уровня, то неужели кто-то из евреев думает, что его соседи не знают, кто он такой? Абрам Исаакович или Сара Наумовна никак не сойдут за русских. Бытовой антисемитизм будет существовать независимо от того, борется с ним государство или нет».

К тому времени, когда Борух уже полгода ездил в Березняки, подошло время Хануки. И родилась идея поставить в городе ханукию: «Сначала местные евреи говорили нам, что ханукию всё равно сломают. А если мы ее поставим на центральной площади, то будет что-то ужасное – погромы начнутся и всё, что за этим следует. Я говорю: ничего не будет, главное – не надо бояться. Мы хотим ее поставить, и мы ее поставим. Наверное, просто Б-г нам помог. Залман Мордкович договорился на заводе, и мы за неделю поставили прекрасную пятиметровую ханукию – в России, наверное, это одна из лучших. Зажигали свечи, была заместитель мэра по культуре, и мэр тоже пришел к нам на праздник. Мы говорим ему, что хотим детский сад открыть, а он нам: “Да когда же вы, наконец, его откроете! Давайте быстро выбирайте помещение, и будем работать!” Потом сделали немножко лехаим, и мэр сидел с нами до конца праздника».

«Когда праздник подходил к концу, – продолжает Борух свой рассказ, – уже спели и станцевали у ханукии, приезжает березняковское телевидение. И говорят: “Вы, пожалуйста, еще станцуйте, а то мы не успели снять”. И тут эти люди, которые раньше говорили, что ни в коем случае не надо ставить ханукию, начинают плясать, радостные и веселые, перед камерой. Потом в течение двух дней это показывали по березняковскому телевидению. А они смотрели и удивлялись, что их показывают. Я им говорю: “И чего вы боялись?” А председатель сказал, что всё-таки кто-то один раз туда (в ханукию) лазил. Председатель пришел и увидел, что замочек был аккуратненько снят и висел... Он подумал, что там всё испортили, а оказалось, что кто-то просто залез и включил эти лампочки. Им было интересно, почему горят не все...»

С Борухом очень интересно беседовать. И говорить с ним можно бесконечно, на любые темы. Он любит порассуждать: «Почему “Джойнт” меняет свою политику в России? Потому что идея помогать одним старикам не срабатывает. Нет связи поколений! Да, старики ходят, о них заботятся, но связи с молодым поколением нет. Открыть школу в России очень тяжело. Я помню, когда Залман ее открывал, это был тихий ужас. Столько всяких препон, столько административных барьеров. Я сам удивился, сколько надо убеждать людей, что следует учиться в еврейской школе. Ведь они всё равно еще напуганы, хотя здесь, в Перми, ситуация более-менее... Но Залман приехал и открыл! И есть школа, она работает, есть ученики. Мне говорят: “В Хабаде всё так хорошо, потому что там есть деньги!” Но деньги у евреев всегда есть, просто их можно потратить по-разному. Можно ничего не делать, а можно сделать школу. Это большая головная боль, но есть результат».

Борух всегда очень спокоен, говорит тихо. Он прекрасный рассказчик, с отличной памятью и тонким юмором. «Недавно я был в Израиле. Иду на самолет, меня останавливает какой-то хасид. Спрашивает: “Ты откуда?” Я отвечаю: “Из России, лечу в Москву”. – “А там есть хоть немного евреев?” “Там евреев чуть-чуть меньше, чем в Иерусалиме”, – ответил я. “А они говорят, что они евреи?” – спросил он. “Не все американские евреи говорят, что они евреи, – говорю я. – Хотя в России евреем вроде даже стало престижно быть, особенно в бизнесе. Потому что про евреев много говорят, что они хитрые, но еще никто ни разу не сказал, что евреи дураки”».

Борух вздыхает. «Всё равно, чтобы работать в России, героизм всё-таки нужен. Но я думаю, что, если через два-три года вы приедете к нам в Березняки, у нас тоже будет и школа, и детский садик, как в Перми!»

И. Карпенко

 

Вот что написала о Борухе Кабановском одна из учениц школы «Ор Авнер – Хабад» Ора Зурабян:

«Добрые глаза, улыбка на лице, медленная, размеренная речь, бескорыстное желание немедленно прийти на помощь, мудрый совет, глубокие познания в Алохе и хасидизме, стремление приблизить каждого еврея к Торе – вот он, наш учитель, помощник раввина, отец пятерых детей, хасидише человек, а иногда и просто приятный собеседник, словом, реб Борух Кабановский… Но самая главная его заслуга состоит в том, что он подает очень хороший пример нашим мальчикам. Ведь он так же, как и они, родился и вырос в заснеженном уральском городе и был далек от заповедей. Но он смог. Значит, смогут и те, кто с Б-жьей помощью пойдут за ним. Борух – не книжный пример, а настоящий хасид, который живет рядом с нами».


[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru