[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2005 ТАМУЗ 5765 – 8 (160)

 

Мы – часть Европы

В начале июня в швейцарском Базеле завершился Конгресс президентов и профессиональных руководителей еврейских общин Европы. О его работе рассказал глава совета председателей Федерации еврейских общин России, председатель еврейской общины Петербурга Марк Грубарг.

– Марк Давидович, какова была повестка дня встречи?

– Это уже третий подобный съезд, на нем присутствовали лидеры 25 общин стран Европы и руководство «Джойнта». На европейском континенте нарастают интеграционные процессы. Это реальность, на которую еврейские общины должны реагировать. Такая же реальность – приток мигрантов, меняющий демографию континента. В связи с перемещением больших масс мусульманского населения с Ближнего Востока и Африки растет уровень антисемитизма.

Вместе с тем в Европе заметно активизировалась еврейская жизнь – это непреложный факт. Стало больше раввинов, растет еврейское самосознание, с ростом эмиграции из России преобразилась еврейская община Германии. Все европейские общины – разные: либеральные, консервативные, ортодоксальные, принадлежащие к движению Хабад; между ними существуют разногласия, которые не лучшим образом влияют на еврейскую жизнь. Без сомнения, усиливается влияние Хабада. В России заметно возросла роль ФЕОР, которая фактически выстроила новую еврейскую общину. Вообще в Европе сложились устоявшиеся представления о том, какой должна быть еврейская жизнь. Но это не значит, что общины повсюду работают одинаково продуктивно. Многие представления прежних времен устарели. Изменилась ситуация на постсоветском пространстве: страны Балтии вошли в единую Европу, туда же стремится Украина. Все эти изменения следовало обсудить, чем мы три дня и занимались.

– Можно ли сказать, что у еврейской общины России особые проблемы, отличные от проблем евреев большей части Европы?

– Отличия, конечно, есть, но я бы их не преувеличивал. Без сомнения, русское еврейство в течение 70 лет ХХ века было оторвано от европейского. Была такая «уникальная общность» – советский народ, без национальных корней и религии. В то же время на еврейство России и Европы обрушилась общая страшная беда – Холокост. В беде мы были едины.

Однако в последние 15 лет развитие еврейской общины России оказалось таким мощным, что нынешнее ее состояние практически не отличается от того, что мы наблюдаем в Европе. У нас есть синагоги, еврейские детсады и школы, кошерное питание, ешивы... Единственное, чего нам пока не хватает, – финансовой самодостаточности: все институты общины должны содержаться самим еврейским населением. Забота о больных, престарелых, малоимущих, о детях с отклонениями в развитии, о еврейском образовании – дело членов общины. Но в течение первых десяти лет жизни постсоветской России, при невероятной бедности ее населения, все эти проблемы решали «Джойнт», Хабад, Леви Леваев, «Сохнут» и так далее. Впрочем, за последние 3–4 года и в этом произошли колоссальные перемены.

Скажем, в Петербурге часть бюджета общины, покрывающая нужды синагоги и религиозной жизни, на 30 процентов формируется местными спонсорами. Хотя с благодарностью отмечу: реставрация синагоги финансировалась американской семьей Сафра, а еврейские школы пока содержит Леваев. Важно, что наша община сумела привлечь инвестиции, а они – знак доверия; в новой России это пока еще «дефицитный товар». В Базеле я старался довести до сведения собеседников, что наша петербургская община, как и еврейская община России в целом, уже достаточно самостоятельна.

– Вы почувствовали, что еврейские лидеры из более благополучных стран уже не относятся к ней, как к бедному родственнику?

– Безусловно, европейские евреи понимают, что у нас еще очень много нуждающихся, но также они понимают, что в России появилось немало богатых людей разных национальностей, в том числе евреев. И эти состоятельные евреи способны поддерживать функционирование еврейской общины. Кстати, был повод обсудить, каким в новых условиях должен быть вклад иностранных еврейских организаций в еврейскую жизнь России. Речь шла и о том, что выходцы из бывшего СССР и современной России всё сильнее влияют на еврейскую жизнь в Европе. Например, в проведении недавних мероприятий в Кракове, посвященных 60-летию освобождения Освенцима, огромная заслуга еврея из России Моше Кантора. Хорошо известна в Европе гуманная миссия Леви Леваева. Присутствие российских евреев всё заметнее в международных еврейских структурах. Недаром председатель Еврейской ассоциации Петербурга Женя Львова и я состоим в правлении Конгресса, в котором всего 15 человек.

Показательно, что новый президент «Джойнта» Элен Хеллер, выступая на завтраке в рамках программы Конгресса, подробно говорила о еврейском Петербурге: о Большой хоральной синагоге, о школе на проспекте Добролюбова, о благотворительных программах Жени Львовой, о «Хеседе Авраам», об открывающемся Общинном доме и других центрах еврейской жизни. Дело в том, что перед съездом в Базеле представительная делегация «Джойнта» посетила наш город.

– В ходе пленарных заседаний, за круглыми столами наверняка высказывались разные мнения…

– Например, говорили, что Хабад повсюду очень усилился. В России он усилился, потому что работал в тех местах, куда никто не хотел ехать. Скажем, в сибирской глубинке, где 30 лет не было раввина. Хабад посылает туда своего раввина, и он работает в тяжелейших условиях. Я по мере сил старался объяснить важность этой гигантской работы…

Вообще, полемика на Конгрессе – это нормально. Но для того, чтобы еврейская Европа выработала единую позицию, надо прекратить «разброд и шатания» в руководстве еврейской жизнью; лидеры общин должны способствовать этому, наладив цивилизованный диалог с коллегами, активнее работать с правительствами своих стран, с представителями других вероисповеданий и общественных организаций.

Россия является частью Европы – это ни у кого не вызывает сомнения. Европейские евреи должны солидарно выступать с российскими по всем ключевым вопросам. Мы должны вечно помнить о Холокосте, но также смотреть вперед. Во время Холокоста погибли миллионы евреев. Но Б-г дал, что мы с вами живем, поэтому мы должны чувствовать ответственность за сохранение и развитие всего еврейского мира. И, конечно, помнить о государстве Израиль, объединяющем всех евреев планеты, и всемерно его поддерживать.

– Появились ли после Конгресса в Базеле новые проекты, протоколы о намерениях, новые виды на сотрудничество еврейских общин Европы?

– Безусловно. Все готовы с нами сотрудничать – в области культуры, образования, логистики, обмениваться детскими и молодежными группами. Говоря «с нами», я имею в виду и ФЕОР, и петербургскую общину. ФЕОР превратилась в мощную силу, совершив за 3–4 года прорыв в своей деятельности, – это тема отдельного разговора. Поэтому скажу сейчас лишь о Петербурге. Честно признаюсь, я вернулся вдохновленный тем, что мои собеседники, президенты еврейских общин Германии, Голландии, Финляндии, Швеции, Италии, знают и ценят наш город, его еврейскую общину, насчитывающую до 100 тысяч человек – в Европе таких немного! – его роль в еврейской жизни России и Европы. Признанием этой роли стало принятое в Базеле решение о том, что Конгресс президентов еврейских общин 2007 года соберется в Петербурге.

Беседу вел А. Елкин

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru