[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2005 ЭЛУЛ 5765 – 10 (162)

 

МЕРА ЗА МЕРУ

Рассказывают о раввине Леви-Ицхоке из Бердичева, великом заступнике за еврейский народ, что однажды в Йом Кипур, по пути в синагогу, он увидел на улице еврея, который шел и с аппетитом что-то ел. «Ты, часом, не заболел?» – обеспокоенно спросил раввин. «Слава Б-гу, здоров», – отвечает еврей. «Так, значит, ты забыл, что сегодня Йом Кипур?» – догадался раввин. «Да что вы, ребе, прекрасно помню», – говорит еврей. «Но неужели ты не знаешь, что в Йом Кипур положено поститься?!» – «Ну, как же, ребе, это и ребенок знает», – потупив глаза, отвечает обжора. Раввин Леви-Ицхок возвел очи горе и воскликнул: «Б-же, посмотри на Своих детей – даже в этом случае человек не соврал, а честно признался!»

Хорошо известно, что каждый человек легко находит оправдания собственным делам, но не всегда в такой же мере склонен видеть хорошее в других людях. «Любовь покроет любое прегрешение», – говорится в Торе: каждый из нас, естественно, любит себя и готов объяснить те или иные свои поступки, вызывающие осуждение окружающих, благими побуждениями. Часто приходится слышать от людей: «Ну как можно меня обвинять в жадности? Я не жадный, а экономный». Или: «Зря вы называете меня упрямым, просто я не могу поступиться принципами».

Вот если бы мы так же могли судить о других людях! Но – увы! – к окружающим мы сплошь и рядом куда менее снисходительны, чем к себе. Там, где «я» бережливый – другой непременно «жадина»; где «я» принципиальный – другой «упертый» и так далее.

А между тем Тора учит нас как раз обратному. «Не суди ближнего, пока не окажешься на его месте», – говорится в святых книгах, и в этом есть глубокая мудрость. Ты не знаешь, почему другой человек совершил тот или иной поступок. Допустим, поступок не слишком благовидный – но ведь вполне возможно, что у него не было другого выхода. Или он спасал другого человека… Да мало ли какие бывают причины! А когда мы смотрим на себя и находим оправдания собственным делам – всегда ли мы честны перед самими собой? Или подчас наши оправдания просто предлог, чтобы заглушить голос совести?

Есть поучительный комментарий основателя хасидизма Баал-Шем-Това, разъясняющий фразу из талмудического трактата «Пиркей Овойс»: «Перед кем себе суждено держать суд и отчет?» Почему сначала речь идет о «суде» и только потом об «отчете»? Ведь логично, если сначала человек рассказывает о своих делах, и только на основании этого рассказа Б-г его судит! Но вот как объясняет это Баал-Шем-Тов: когда по окончании жизни человек предстанет пред лицом Б-га, свершится суд. А как он произойдет? Человеку покажут сцены разных преступлений и прегрешений, а потом спросят: как судить содеявшего это? Человек скажет в соответствии со своим характером и темпераментом: так-то и так-то. И тут ему сообщат: всё, что мы тебе показали, ты сам сделал при жизни. Вот тебе отчет – а суд ты уже произнес!

Это урок всем нам, как жить сейчас, до того, как каждому из нас придется «держать суд и отчет». Не стоит торопиться высказывать мнение о других – сперва стоит подумать, не делал ли ты сам чего-либо подобного. И уж тем более не стоит осуждать другого человека, не вникнув глубоко в его ситуацию, – таким образом мы судим и осуждаем прежде всего самих себя! Много ли будет радости в нашей жизни, если постоянно видеть плохое в словах и поступках окружающих?

Хасидская притча рассказывает о бедняке, который пришел к раввину и жалуется: он, дескать, соблюдает все заповеди, ведет праведную жизнь, а Б-г ему так мало радостей в жизни дает! «Ты задал сложный вопрос, – говорит раввин, – лучше будет, если на него отвечу не я, а знаменитый праведник, который живет в соседнем городке». Приходит бедняк к тому праведнику, глядит – а у того дома вообще шаром покати! «Как же так?! – возмущается он. – Ты такой знаменитый праведник и так страдаешь?!» А тот улыбнулся кротко и говорит: «Во-первых, не такой уж я и праведник, а во-вторых, кто тебе сказал, что я страдаю?»

Эта притча дает нам сразу два важных урока. Во-первых, не стоит себя записывать в праведники, пусть о твоей праведности судит Создатель. А во-вторых – жизнь хороша или плоха не сама по себе, а в зависимости от того, как мы на нее смотрим. Праведник из притчи не страдал, несмотря на бедность, потому что всегда помнил, что Б-г дал ему гораздо более важные дары – здоровье, любящую жену, умных детей… в конце концов, саму жизнь! Это наш выбор – жить с радостью или «ныть с воодушевлением»…

Точно так же наш выбор – как смотреть на других людей. Можно искать в них добро, даже если они несовершенны. А можно осуждать и ругать. Современная психология говорит, что воспитание должно основываться на том, чтобы поощрять и развивать хорошие качества, которые есть у ребенка, не кричать, не осуждать, не давить и вообще ни в коем случае не делать упор на плохое. Но то, что наука открыла только сейчас, Тора провозгласила тысячи лет назад. Вспомните, как Б-г думал истребить еврейский народ за грехи, а Моше молился и уговорил-таки Всевышнего отменить приговор. А еще раньше, когда Б-г решил уничтожить погрязшие во грехе Содом и Гоморру, Авраам просил его пощадить эти города, если найдется в них хотя бы несколько праведников.

Сегодня, когда в мире часто происходят природные или техногенные катастрофы, многие заявляют, что это, дескать, нас Б-г наказывает. Но, во-первых, мы не знаем и никогда не узнаем, как судит Б-г, потому что только Он может знать и учитывать все обстоятельства. А во-вторых – нельзя объяснять действия Б-га нашей мерой. Создатель никогда не заповедовал нам искать объяснения Своим действиям – зато у нас есть заповедь молиться, чтобы Он явил нам доброту Его.

В этом и заключался жизненный принцип раввина Леви-Ицхока из Бердичева – везде и всюду искать добро. В подтверждение этому можно привести еще одну историю. Однажды Леви-Ицхок проходил с учениками по улице и увидел в окне какого-то домика еврея, который молился и одновременно чинил прохудившуюся одежду. Ученики возмутились: дескать, какое неуважение к Б-гу! «Как раз наоборот, – воскликнул раввин, – даже занимаясь необходимой починкой, этот человек не забывает о Б-ге! Вот пример для подражания».

Как мы судим других – такой мерой в свое время Б-г будет судить нас. Если мы возьмем пример с раввина Леви-Ицхока – уверен, что и в этом мире наша жизнь будет гораздо светлее, и в мире грядущем нас ожидает счастливая доля.

Главный раввин России Берл Лазар

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru