[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2006 ТЕВЕС 5766 – 1 (165)     

 

12.I

100

Эммануэль Левинас. Человек Четырех культур

 

Его идеи оказали влияние на несколько поколений французских философов и завоевали огромную популярность в среде как иудаистских, так и христианских теологов. Эммануэль Левинас умер в Париже 25 декабря 1995 года.

Он родился 12 января 1906 года в Каунасе в еврейской семье, где дома говорили на идише едва ли не чаще, чем на русском языке. Отец Эммануэля владел небольшим книжным магазином. Когда началась первая мировая война, семья переехала на Украину, а затем, после Октябрьской революции, вернулась обратно в Каунас.

Когда Эммануэлю исполнилось 17 лет, он отправился во Францию, чтобы поступить на философский факультет Страсбургского университета. А в 1928 году уехал во Фрейбург изучать феноменологию у Эдмунда Гуссерля. Там же, во Фрейбурге, Эммануэль впервые столкнулся с немецким философом Мартином Хайдеггером, чья книга «Бытие и время» оказала на него большое влияние.

В течение следующих десяти лет молодой ученый проповедовал идеи обоих мыслителей во Франции, защитил докторскую диссертацию, много публиковался в специальных периодических изданиях. Однако собственная философия Левинаса начала складываться лишь после второй мировой войны.

Катастрофа не обошла стороной его семью: во время войны погибли родители Левинаса, сам он работал в лагере для военнопленных в Германии, а его жена и маленькая дочь укрывались в одном из французских монастырей. Все эти события не могли не отразиться на взглядах ученого. В первую очередь он очень сожалел теперь о своих восторгах по поводу идей Хайдеггера, который примирился с нацизмом. В комментариях к дискуссии о прощении в Талмуде он написал: «Можно простить многих немцев, но есть много немцев, которых трудно простить. Трудно простить Хайдеггера».

 

Вместо традиционных философских подходов Левинас предложил учение, согласно которому отправной точкой становится персональная этическая ответственность перед другими людьми. Он сформулировал в новом виде всеобщую нравственную максиму, обогатив ее новым смысловым содержанием, отвечающим требованиям современности. На протяжении полувека, критикуя неоплатоников и кантианство, полемизируя с Мерло-Понти, Сартром, Бубером и другими представителями новейших философских течений, Левинас детально разработал этическую концепцию аутентичных отношений между людьми и культурами и на основе ее нравственно-метафизических принципов подверг всестороннему анализу современное состояние западноевропейской культуры.

После защиты докторской диссертации Эммануэль Левинас преподавал в Париже в школе для еврейских студентов – Ecole Normale Israelite Orientale, – а после войны вернулся в нее уже в качестве директора. С 1961 года философ преподавал в разных престижных французских университетах, пока, наконец, в 1973 году не получил должность в Сорбонне.

Французская «Либерасьон» однажды назвала его «человеком четырех культур»: еврейской, русской, немецкой и французской. А Всемирный еврейский конгресс провозгласил его философом, который «никогда не прекращал своих поисков всемирной нравственности и морали после Холокоста».

Василий Максимов

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru