[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2006 ТЕВЕС 5766 – 1 (165)     

 

«…И одиноЧество – наЧало всех наЧал»

 

Григорий Канович

Продавец снов

М.: ДААТ/Знание, 2005. – 354 c.

Было время, я долго не мог до конца понять смысл этой фразы. Кажется, теперь понял, но для этого потребовалось окунуться в то настроение, которое царит в повестях и рассказах, собранных в «Продавце снов» Григория Кановича. Настроение, в буквальном смысле, на грани жизни и смерти.

Книга читается на одном дыхании, и дело тут не в увлекательном сюжете, которого в ней нет. Дело в людях – живых, почти рембрандтовских фигурах героев, выписанных с величайшей тщательностью, в то время как фон размыт и оставлен на откуп тому, кто может и хочет дописать его самостоятельно, в своем воображении.

Есть в нашем мире одна вещь, понять которую почти невозможно, пока не сталкиваешься с ней лицом к лицу – старость. Говорят, старики живы, пока остается что-то, ради чего они живут. Однако повести, собранные в этой книге, демонстрируют обратное: страх и одиночество – вот те движущие силы, которые заставляют нас жить. Страх и одиночество подталкивают нас к попыткам от них избавиться и открывают новые источники энергии в дряхлеющем теле.

Персонажи Кановича – старые люди, до краев наполненные страхом и одиночеством. Они переезжают с места на место, пытаясь найти «своих» на другом конце земли, в другом измерении… Но лишь обнаруживают, что везде они чужие. Всё, что осталось у этих людей, – ворох старых воспоминаний о не всегда беззаботном прошлом, которое тем не менее для них гораздо ближе и роднее, чем одинокое и безрадостное «сегодня». Для того чтобы понять это, Вера Ильинична из одноименной повести едет с детьми из Литвы в Израиль. А Жак Меламед, герой другой повести, возвращается из Израиля на свою малую родину, в Литву – «на свидание с самим собой».

Годы и годы движутся эти люди по своим орбитам, тщетно пытаясь что-либо изменить. А потом в мире что-то происходит – сдвигаются стрелки невидимых часов, – и сто лет одиночества заканчиваются. А на смену им, совершенно по-маркесовски ожидаемо, приходит смерть.

Произведения, собранные в «Продавце снов», производят сильное впечатление. Правда, есть одна деталь, которая это впечатление портит: совершенно невнятная вступительная статья Юрия Каминского на шесть страниц. Тяжело, когда до смысла приходится докапываться, буквально продираясь сквозь сложность словоформ и грамматических конструкций. Тем более когда особой необходимости что-то объяснять нет. А творчество Кановича как раз отличается тем, что не нуждается в объяснении.

Василий Максимов

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru