[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2006 ШВАТ 5766 – 2 (166)

 

Черно-белый Шагал

 

Фридрих Горенштейн

Летит себе аэроплан (Свободная фантазия по мотивам жизни и творчества Марка Шагала)

М.: Слово, 2003. – 144 c.

Свой последний роман Фридрих Горенштейн написал о Шагале. Решение очевидно не случайное: при помощи великого художника прозаик хотел получить наконец ответ на мучивший его всю жизнь еврейский вопрос. Трагическая судьба еврейства в ХХ столетии для самого Горенштейна стала проклятием, и в своей итоговой книге он пытается разгадать секрет шагаловского оптимизма: как удалось живописцу пронести детское восприятие мира через все погромы, революции, войны, отчего после Освенцима и Дахау на его холстах по-прежнему летают коровы, зеленые лошади мирно пасутся в облаках, а любимая женщина парит над безмятежным Витебском?

Серьезность затрагиваемой писателем проблематики и репутация Горенштейна обещают чтение если не захватывающее, то по крайней мере интеллектуально насыщенное. Обещают – и обманывают. Первая часть книги напоминает беллетризованный путеводитель по еврейским праздникам (вот пасхальный сейдер, вот свадьба, вот бат-мицва), вторая – трактат по эстетике. Главный герой говорит банальностями из учебника по истории искусств, не отстают от него и его антагонисты, Бакст с Малевичем. Мешает и аляповато-навязчивое мелькание громких имен, каким обычно стараются поразить воображение невзыскательного читателя авторы гламурных журналов: Нижинский, Пикассо, Гаврила Принцип – все стали ингредиентами в этой окрошке. Помимо всего прочего, неприятно поражает странная для крупного писателя склонность к штампам и расхожим, чтоб не сказать обывательским представлениям о художнике: решил маленький Марк прославиться назло злым погромщикам – и прославился-таки, несмотря на все трудности и препятствия.

При чтении не оставляет ощущение, что Горенштейн просчитался и вместо романа написал сценарий художественного, но на прочной документальной основе сериала, какой вполне могли бы прокрутить по телеканалу «Культура». Слишком уж многое в книге напоминает о том, что Горенштейн по профессии был сценаристом. Может, «Аэроплан» и в самом деле задумывался под экранизацию, а потом с этим замыслом что-то не выгорело, и автор переделал его в роман? Если принять это предположение, становятся понятны многие особенности книги – нехарактерная для обычно вязкого, тягучего стиля Горенштейна простота и прозрачность языка, фрагментарность изображения, дробная нарезка сцен, особенно в начале, постоянная игра на контрасте следующих друг за другом эпизодов.

Надо признать, что некоторые монтажные стыки очень удачны, по крайней мере с точки зрения реализации поставленной Горенштейном перед собой задачи. Вот перепуганный Шагал вместе с семьей в последний момент бежит из оккупированного немцами Марселя, проклиная обезумевшую Европу. И тут же – вслед за этим – другой кадр, переносящий зрителя на три года вперед: в «Метрополитен-опера» мэтр обсуждает с почтительно внемлющими коллегами подробности декораций и костюмов к балету Стравинского «Жар-птица» – балетмейстер, дескать, сетует, что в сезон 1944 года спектакль уже не успевает, так что, «пожалуй, откроем этим балетом сезон сорок пятого». А дальше – как расплата за эту безмятежность посреди вселенского пожара – умирает жена Шагала Белла, простудившаяся как раз по дороге домой с балетной репетиции.

Хороши и некоторые эпизоды, например живая сцена в мастерской Бакста, где подросток Шагал вместе с другими учениками ожидает появления мастера.

 

– Сегодня пятница, – говорит девушка, мольберт которой рядом с мольбертом Марка, – в пятницу обычно Лев Самойлович смотрит этюды. Я так волнуюсь. Я вчера показала этюд моему папе, и ему очень не понравилось. Он даже на меня рассердился. Он вообще считает занятие искусством большим грехом.

– Какое совпадение, мой папа тоже так считает, – говорит Марк.

– А кто ваш папа?

– Мой папа Захария Шагал, грузчик в селедочной лавке.

– А мой папа Лев Толстой, – говорит девушка…

 

В общем, симпатичный мог бы получиться сериал, жаль, что превратился в посредственную книгу. Кстати, оформлено издание репродукциями самого художника, напечатанными здесь… в черно-белом виде. Такая вот гармония формы и содержания.

 

Михаил Эдельштейн

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru