[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2006 ШВАТ 5766 – 2 (166)

 

Я у этих, в кепках, мандарины не покупаю

 

Образ врага: Сб. статей

М.: ОГИ, 2005. – 334 c.

Универсальная семантическая оппозиция свои–чужие или мы–враги давно уже воспринимается как базовая и самоочевидная. За прошедший век понятие чужого/другого заняло ключевое место в различных областях гуманитарного знания – от экзистенциальной философии до социальной психологии, от антропологии до лингвистики. Постепенно оно утверждается и в историографии, а некоторыми мэтрами даже выдвигается на роль перводвигателя исторического процесса. В частности, проблема свои–чужие рассматривается в рамках вопроса об отношении европейского общества к меньшинствам. Со времени второй мировой войны и в связи с Холокостом эта тема становится особенно популярной. Появляется ряд работ о преследовании меньшинств (прежде всего евреев, мусульман, еретиков и прокаженных) в Европе, утверждается преемственность между нетерпимостью ХХ века и Средневековья, показывается переход представлений из одной исторической эпохи в другую, что способствует дискредитации современных, в том числе эксплуатируемых нацистами, стереотипов как древних предрассудков и суеверий. Поворот европейского общества от толерантности к нетерпимости традиционно относят к рубежу XI–XII веков, Первому крестовому походу, после которого – согласно почти общепринятому взгляду – она непрерывно зрела и дозрела до Хрустальной ночи.

Сборник «Образ врага» не копает так глубоко в толщу веков. Его составитель Лев Гудков в своей вводной статье, во всех остальных отношениях очень полезной, просто отмахивается от Средневековья и даже раннего Нового времени, заявляя, что «до формирования массового общества», то есть до Французской революции, «проблематика “врага” не получала сколько-нибудь широкого распространения». Поэтому авторы концентрируются на отечественных фобиях Нового и Новейшего времени (с XVIII века по сию пору), анализируя семь образов врагов: евреев, кавказцев, масонов, поляков, французов, немцев и… соседей по коммунальной квартире, – делают они это с разной степенью полноты и оригинальности, но в целом весьма увлекательно. Сборнику можно предъявить лишь два существенных упрека: в некоторой тривиальности, особенно в раскрытии чеченской темы, и в излишнем обличительном пафосе (фразы о «параноидальном страхе» и «мутных водах чудовищных фантазий [антисемитов]» грозят превратить академическую статью в газетную, если не кухонную, полемику).

Привлекая большое число примеров, авторы обнаруживают любопытные закономерности. Так, на фоне активизации вполне реальных внешних врагов борьба с внутренними, «своими чужими», как правило, угасает, что говорит о специфических задачах конструирования внутреннего врага, которые при появлении врага внешнего решаются сами собой. Другой важный момент – зеркальность: мы представляем себе их зачастую в тех же самых негативных терминах – от зловония и заразности до сексуальной перверсивности и финансовых махинаций, – в которых они представляют нас. Ну и, наконец, из области наблюдений маргинальных: при просмотре даже тех двух десятков иллюстраций, что приведены в книге, можно сделать вывод о повышенной семиотичности носа в плакатной пропаганде…

Описанные в книге образы совершенно, казалось бы, различных врагов – от хазар до масонов, от евреев до чеченцев – включают сходные топосы и метафоры, подозрения и обвинения. И это понятно: речь идет не о преломлении в массовом сознании реальных качеств тех или иных соперников русского народа, а о фобиях, срежиссированных и внедренных разнообразными властными (в широком смысле слова) структурами через всевозможные каналы – от проповеди до плаката, от подметных писем до телесериала. Казалось бы, для всех разумных людей это вещи самоочевидные. Но вот данные статистики: если в 1989 году лишь 13% россиян захотели обозначить каких-либо врагов страны, а почти половина самокритично заявила: «Все беды в нас самих», то в 1999–2002 годах уже 70% выражали уверенность в наличии недремлющих врагов родины и поддерживали лозунг «Россия – для русских»…

Михаил Эдельштейн

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru