[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2006 НИСАН 5766 – 4 (168)

 

Главный раввин России Берл Лазар

заявление

Гей-парады наносят не меньшее оскорбление верующим, чем карикатуры, заявил 15 февраля главный раввин России.

Он считает, что гей-парад в Москве, в случае его проведения, нанесет удар по общественной нравственности; по мнению раввина, пропаганда «сексуальных извращений» не имеет права на существование.

«Как религиозный деятель я обязан сказать, что наша религия категорически запрещает гомосексуализм, – сказал раввин Лазар. – Насколько я знаю, такое же резко негативное отношение к гомосексуальным связям существует у всех традиционных религий России».

По мнению главного раввина страны, в случае, если человек не может найти удовлетворения в образе жизни, соответствующем Б-жественному предназначению, общество должно прийти ему на помощь. Это вопрос нравственности, а не права.

«Откровенное обсуждение интимных сторон жизни, выставление их напоказ, даже если они соответствуют обычным формам поведения, тоже нежелательно – на то они и интимные, что касаются только двоих. Здесь мы должны думать в первую очередь об интересах наших детей», – подчеркнул раввин. Он отметил: общество должно извлечь главный урок из скандала вокруг публикации карикатур на пророка Мухаммеда, который заключается в том, что «любая публичная акция должна предприниматься с умом, с учетом того, что есть разные люди и они могут быть оскорблены какими-то словами или действиями».

«Уверяю вас: парад гомосексуалистов – это ничуть не меньшее оскорбление чувств верующих, чем карикатуры в газетах. Полагаю, это будет воспринято как оскорбление не только верующими, но и подавляющим большинством населения нашего города», – подчеркнул главный раввин России.

 

Представитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия заявил «Интерфаксу», что в отношении российских СМИ будут приняты меры вплоть до лишения регистрации в случае публикации ими материалов, оскорбляющих религиозные чувства верующих.

Комментируя это заявление, член Общественной палаты РФ епископ Саратовский и Вольский Лонгин отметил, что средства массовой информации должны формировать такой уровень внутренней цензуры, при котором к ним не нужно было бы применять ограничительные меры.

Главный раввин России выразил несогласие с намерением Росохранкультуры применять строгие меры к СМИ за публикацию материалов, оскорбляющих чувства верующих, и по сути разделил позицию епископа РПЦ.

«Ставить вопрос о закрытии газет, публикующих оскорбительные для верующих материалы, мне кажется неправильным, – сказал раввин. – Я, конечно, не юрист, мне трудно судить, как надо толковать Конституцию и законы. Но мне представляется, что не следует ограничивать свободу средств массовой информации подобными мерами».

Как отметил раввин Лазар, «карикатурный скандал» показал всем, «насколько надо быть осторожными, когда смеешься над святыми для многих людей вещами». Однако, по его мнению, «чтобы такие события не повторялись, надо больше полагаться на порядочность самих журналистов».

При этом раввин напомнил, что редакторы основных российских СМИ приняли этический кодекс поведения. «В рамках этого кодекса они вполне могли бы добиться, чтобы на страницах газет и в теленовостях не появлялись оскорбительные материалы». Раввин Лазар также отметил, что любая реакция государства и общества на скандал вокруг публикации карикатур на пророка Мухаммеда не должна восприниматься как «уступка вандалам и погромщикам»: «Я не устаю повторять, что толпа, поджигающая иностранные посольства из-за публикации карикатур, – это не верующие люди, потому что религия никогда не оправдывает погромы. Сейчас, как мы знаем, многие редакции газет живут под угрозой терактов – террористы тоже не верующие люди, они только прикрывают религиозными лозунгами свою жажду власти над миром».

 

Главный раввин России ответил на вопросы корреспондента газеты «Аргументы и факты» Д. Макарова.

По поводу религиозной вражды как возможной причины третьей мировой войны раввин Лазар однозначно считает, что она не может стать такой причиной: «Любая религия основана на Святых книгах – Торе, Новом Завете, Коране. Книги разные, но учат все они одному: Б-г велит нам уважать друг друга, жить в мире, любить ближнего. А убийство во всех религиях считается одним из главных грехов. Так что религиозный человек по своему мироощущению мирный человек.  Мне стыдно, когда сейчас, описывая те или иные беспорядки в мире, журналисты называют их “религиозной враждой”. Это не религиозная вражда, а циничные игры экстремистов, натравливающих социальные низы на другие государства и народы, используя псевдорелигиозные лозунги. Экстремистам не нужна правда о религии, им нужна власть, а самый легкий путь объединить для этой цели большие массы людей – создать для них образ врага в лице “иноверца”, “инородца” и вообще “чужака”. И вот эти-то циничные игры вполне могут стать причиной большой войны, если не удастся остановить экстремизм».

На вопрос о том, возможен ли «новый мусульманский поход на Европу», аналогичный средневековому, раввин ответил: «Сейчас не может быть аналогии со Средневековьем. Возможно, экстремисты из “Аль-Каиды” или “Хизбат-Тахрир” и других подобных организаций действительно мечтают о создании халифата на территории Евросоюза и России, но эти мечты мечтами и останутся. Если же под “мусульманским походом” вы имеете в виду объективный процесс миграции из стран третьего мира в Европу, то он сопровождается социальной и культурной интеграцией: так что, опять же, вряд ли существует реальная угроза европейской цивилизации. Беспорядки, свидетелями которых мы периодически становимся, говорят не о начале войны цивилизаций, а только о том, что процесс интеграции проходит не гладко и затягивается на длительное время. То, что мы видим во Франции, – хорошо знакомый из истории стихийный протест деклассированной части молодежи. По причине низкого образовательного и культурного уровня эти подростки делают вывод, что свои претензии на повышение социального статуса они могут реализовать только через насилие».

Далее раввин Лазар заметил, что «Россия на протяжении столетий формировалась как многоконфессиональная страна. В этом залог ее силы, но эта же причина должна побуждать государственную власть проявлять особое внимание к правам верующих. Без веры у людей очень быстро сбивается ценностная ориентация, а вместе с ней уходят и мораль, и патриотизм, и все остальные качества, которые делают людей полноценными членами общества. Слава Б-гу, нынешнее российское руководство это понимает, поэтому содействует делу возрождения религиозной жизни в нашей стране. Однако религиозными лозунгами нередко прикрываются экстремисты и сепаратисты, поэтому нам особенно важна роль межрелигиозного диалога, совместных усилий духовных лидеров против экстремизма».

В заключение главный раввин России ответил на вопрос о том, какая обида для иудея сопоставима с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда: «Любому верующему человеку обидно, если кто-то оскорбляет его святыни: для верующего это означает оскорбление Б-га! В этом смысле я не вижу разницы между евреем, мусульманином и христианином. В печати периодически появляются антихристианские карикатуры. Я убежден: для верующего христианина это оскорбление. Антисемитские карикатуры каждый день публикуются в арабской прессе, к сожалению, иногда и в европейской – это оскорбляет любого еврея. Так что я прекрасно понимаю, что карикатуры на Мухаммеда вызывают обиду и гнев у верующего мусульманина. Мы с самого начала этой кампании выразили мусульманам свое сочувствие и осудили публикацию подобных рисунков. Свобода слова, конечно, основополагающая ценность, но нельзя ею прикрываться, когда речь идет об оскорблении святынь.

В то же время верующий человек не станет отвечать на оскорбление оскорблением, а тем более насилием, прикрываясь именем Б-га».

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru